Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№41 (815) 17 октября 2011 г. Тема недели

«Сколько раз можно предупреждать или штрафовать?»

17.10.2011
 
Судя по всему, власть всерьез взялась за работу над ошибками. События 19 декабря и акции мычащих и хлопающих вдохновили на усиление ответственности за организацию несанкционированных митингов и собраний, а скандал с выдачей данных о счетах правозащитников за рубежом - на запрет наличия счетов в иностранных банках у общественных организаций. Активное продвижение польским руководством карты поляка явно спровоцировало появление поправки в закон об общественных организациях о недопущении предоставления гражданам Беларуси привилегий в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью.


Законотворческие новеллы в интервью корреспонденту «БелГазеты» Эмме Равич прокомментировал глава аналитического центра Ecoom Сергей МУСИЕНКО.

- Законопроекты, которыми вносятся изменения в законы о КГБ, политических партиях и общественных объединениях, окутаны тайной. Журналистам, например, не удалось получить доступ к протоколу заседания ПП НС, где они рассматривались. С чем связана таинственность?

- Не знаю, о какой таинственности идет речь, если об этом законопроекте уже сейчас все говорят. Вообще же законопроекты о контрразведывательной деятельности, об органах госбезопасности и т.п. проходят другую процедуру принятия и согласования. В любой стране так происходит.

- Как оцениваете общественно-политический фон, на котором ужесточается общественно-политическая деятельность и расширяются полномочия спецслужб?

- Вы имеете в виду арабскую весну или события в Англии? Я не вижу аналогов этих событий в нашей стране. Я вижу, что в Англии 3000 человек задерживают, осуждают больше 1700. То, что там происходило, вызвало шок и у англичан, и по всему миру. Бывают действия органов правопорядка намного жестче, чем у нас, и рассматриваются законопроекты намного жестче. Мы же, наоборот, работаем на упреждение, чтобы таких событий, как в Англии, не допустить.

А вспомните, что в Норвегии происходило (имеются в виду два теракта, совершенных в июле т.г. в Осло и на острове Утейа террористом-одиночкой Андерсом Брейвиком. - «БелГазета»). Уму непостижимо: в спокойной, тихой стране человек, который отвечал всем анкетным данным позитивного гражданина, сотворил такое. Никто не может объяснить почему.

К сожалению, мы увидели, что эти вопросы нельзя пускать на самотек. Думаю, во всем мире будут приниматься законопроекты в этом направлении. Вспомним те же события в минском метро. Ужас берет от того, как они (подозреваемые в терроризме. - «БелГазета») излагают, как делали взрывные устройства бытовым образом, рассматривали это как какую-то шалость. Очень много вызовов в последнее время.

- Только недавно в Беларуси приняты поправки в закон о массовых мероприятиях, приравнивающие флешмобы к пикетированию. Теперь предлагается запретить получать иностранную безвозмездную помощь для проведения митингов, уличных шествий, собраний. Вам не кажется, что это звенья одной цепи?

- В европейских странах такое же законодательство. Оно тоже запрещает политическим партиям принимать взносы из-за рубежа. Эта практика соответствует мировой. У меня всегда вызывает недоумение ситуация, когда люди живут по 15-20 лет за счет зарубежной помощи, но говорят, что представляют интересы этой страны. Я очень слабо в это верю. На Западе это исключено. Ни один западный дипломат на мой вопрос о том, возможно ли такое в его стране, не ответил положительно. У них нельзя. Спрашиваешь: «А у нас разве можно?» Пожимают плечами. У них даже подозрение в том, что какой-то французский политик получал американские деньги, вызывает скандал. А у нас продолжается эта практика. Конечно, это надо пресекать. Мы должны двигаться в русле мировых тенденций.

- Финансирование партий из-за рубежа и прежде было противозаконным в Беларуси. Но теперь за это грозит уголовная ответственность…

- Видно, административная ответственность никого не пугала, норма не работала. Ну сколько раз можно предупреждать или штрафовать? Почему бы получателям этих денег не работать легально, не платить налоги? А потом они еще и бравируют тем, что не хотят платить налоги. Если они хотят лучшего для этой страны и ее людей, то почему скрывают эти деньги?

- Общественным объединениям и союзам запрещается хранение денег и других ценностей в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях за пределами Беларуси. На эту норму законодателей вдохновил печальный инцидент с Алесем Беляцким?

- Думаю, да. А что за тайны мадридского двора? Не хотите платить налоги? Так это является преступлением в любой точке мира. А то хранят деньги за рубежом под видом того, что здесь «гнёт», «режим». Может быть, этот законопроект приведет подобную деятельность в нормальное русло. Хотите делать какие-то культурные акции, которые приветствуются, как, например, джазовый концерт, который американское посольство спонсировало, - великолепно. Вот это нормальная практика, приветствуются расширение контактов, культурные обмены.

- Еще одно уголовно наказуемое деяние - публичные призывы к проведению митинга, организуемого с нарушением установленного порядка, если в результате его проведения кто-то погиб, получил тяжкие телесные повреждения или же был причинен ущерб в крупном размере. Это власть так реагирует на 19 декабря 2010г.?

- Это тоже мировой опыт. Почему нужно проводить несанкционированные митинги? Почему вы не можете подчиниться действующему законодательству и обратиться к соответствующим органам с запросом о проведении мероприятий? Почему нужно перекрывать улицы? У нас не какая-то особая практика. Она соответствует европейской. И немецкая, и английская полиция действуют намного жестче. Какие-то вещи еще будут дорабатываться на уровне поправок. Мировая ситуация диктует эти вызовы.

- Любопытное нововведение связано с запретом деятельности по предоставлению иностранными государствами гражданам Беларуси льгот и преимуществ в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью. Наш ответ на «карту поляка»?

- Все, что относится к «карте поляка», - вещь не очень понятная. Даже литовское государство не очень понимает, что это такое. Расширение своей зоны влияния, раздача преференций? А почему гражданин польской или другой национальности должен иметь какие-то преференции по сравнению с другими гражданами РБ? Это же сегрегация по национальному признаку. Не очень хорошая практика. Так весь мир начнет параллельно делать карты австрийцев, чехов, еще бог знает кого. Это мы уже проходили: кому-то желтые звезды на спины клеили. Это путь туда же.

- Довольно много изменений связано с деятельностью КГБ. У вас не складывается впечатления, что происходит укрепление позиций комитета в системе правоохранительных органов?

- Спорный вопрос, говорит ли эта законодательная деятельность об усилении органов госбезопасности. КГБ всегда был наделен особыми полномочиями в своей сфере. Только на основе одного этого законопроекта нельзя делать выводы об укреплении позиций. Можно также сказать, что создание Следственного комитета приведет к тому, что следствие будет из КГБ убираться и комитет будет ослабляться. Возможно, все равно будет соблюден баланс интересов. Это жизнь: где-то ослабление, где-то усиление.

- Иными словами, вы не видите здесь разборок внутри силовых структур?

- Эти домыслы надо исключить. Разборки внутри силовых структур Беларуси - такой же бред, как и домыслы о том, что ЦРУ имеет какие-то интересы, которые не соответствуют позиции президента США. Если они и есть, то они жесточайшим образом пресекаются, поэтому этот баланс интересов - в интересах общества. Это нужно для того, чтобы ни одна из структур не стала монополистом на какой-то вид деятельности, сферу жизни общества. Это плохо кончается всегда. Поэтому никто из участников процесса не будет допускать перекосов. Все понимают, что это всегда беда. Бюрократия развивается по своим законам и правилам. Она всегда готова монополизировать что-то, независимо от того, идет речь о силовом ведомстве или экономическом. Роль остальных - не дать кому-то вырваться вперед.

- Может быть, чекисты пролоббировали поправки в закон о расширении своих полномочий после того, как оказались в дурацком положении во время молчаливых акций. Некие качки в спортивных штанах, не представляясь, хватают людей на улицах и увозят в неизвестном направлении…

- Возможно, и для упорядочения этой деятельности. Новые вызовы требуют новых законодательных инициатив. Законодательство потому и модифицируется, что возникают новые ситуации.

- После терактов общество во всех странах готово жертвовать частью прав ради безопасности. Хотя их опыт показывает, что безопасность граждане обретают далеко не всегда. Теперь эта тенденция пришла и в Беларусь?

- Надо пожалеть общество, в котором нет реакции на такие серьезные вызовы. У нас, кстати, происходит открытый процесс над подрывниками метро. Заметьте: в соседней России обычно находят только их трупики и объявляют, что они были взрывателями. У нас идет процесс, делаются выводы. Понимание того, что двигало этими людьми, - это и есть побудительный мотив для изменения законодательства. Возможно, в ходе следствия выявились вещи, которые мешали следствию вести работу. Законодательство в этой сфере требует спокойной, непубличной работы.

- Вы связываете последние изменения в законодательстве с периодическими заявлениями президента о том, что Беларусь кто-то хочет наклонить?

- Отчасти да. К сожалению, мы живем в недружественном окружении. Если мы строим национальное государство, то должны реагировать на внешнее воздействие. Иначе превратимся в какой-нибудь штат, федеральный округ или вообще ни во что. Государство должно защищаться, и одно из средств защиты - это законодательство.

- Но ведь наши экономические партнеры постоянно призывают к политической либерализации…

- Ничем хорошим это не закончится.

- Тем не менее Запад является одним из основных кредиторов Беларуси, и к его требованиям сложно не прислушиваться…

- Ведущие экономисты говорят о том, что либеральная модель потерпела крах. На наших глазах развивается ситуация по долгам ведущих экономик мира. Призывать к либерализации сейчас, мне кажется, плохой тон. Ведущие экономисты мира призывают включить госрегулирование - ничего хорошего от безоглядной свободы рынка, когда банки диктуют условия и навязывают их всему обществу, не происходит. Об этом предупреждали еще 200 лет назад. Так и получилось.
Добавить комментарий
Проверочный код