Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№41 (815) 17 октября 2011 г. Мнения

Кого тащить за уши?

17.10.2011
 
Представители бизнес-сообщества на разных уровнях самым настойчивым образом ставят вопрос об унификации белорусского уровня налоговой нагрузки с уровнем партнеров по Таможенному союзу, рассматривая эту меру как важнейший стимул для бизнеса. Только не совсем понятно, во-первых, о каком бизнесе идет речь и, во-вторых, таким ли уж важным стимулом является эта мера.
Александр ОБУХОВИЧ



А почему, собственно, сравнение идет со странами Таможенного союза? Страны, живущие за счет природной ренты и экспорта сырья, заведомо будут иметь другую структуру налогов. У них есть возможность перекрыть недобор налогов на прибыль вывозными таможенными пошлинами. Кем и чем будет наполняться бюджет у нас?

Мне кажется, что сравнение со странами Таможенного союза заведомо некорректно. Если уж сравнивать - то со странами, имеющими схожую с нашей структуру экспорта-импорта. Почему, например, не сравнить с Францией или Германией? Ведь там мелкий бизнес рождается (правда, и умирает) ежеминутно и дает завидный вклад в ВВП, притом что налоговая нагрузка в разы выше, чем у нас. Значит, дело не в налогах, а в самом бизнесе. Каком?

Нет смысла стимулировать отечественный торговый бизнес. За январь-сентябрь розничный товарооборот упал на 9%, а цены выросли в 2-3 раза. Как минимум. Соответственно упали физически продажи. При таком уровне платежеспособного спроса населения в розничной торговле очевидно существенное перенакопление капитала. Часть предприятий (в Минске, думаю, не менее трети) должно уйти с рынка. С какой стати и зачем их нужно поддерживать?

Еще меньше смысла в поддержке компаний-импортеров. В пределах платежеспособного спроса они сами себя вполне поддержат. А стимулировать импорт в задачи государства не входит.

Что касается производственного бизнеса, то, во-первых, далеко не весь он на деле таковым является. Приобретение линии расфасовки и упаковки еще не делает фирму производственной. Дошло уже до того, что хрен в Беларуси производится из импортного китайского сырья, и в магазинах, в сезон, импортные китайские опята. Возможно, уход такого «производственного» бизнеса в Россию хоть немного заставит райпотребсоюзы пошевелиться, освободит для них ниши на рынке.

Еще часть отечественного производственного бизнеса - производство «на коленке», на вконец устаревшем оборудовании простых изделий небольшими сериями - в этой сфере тоже огромное перенакопление капитала. Множество «убитых» госпредприятий, особенно на периферии, только на такую работу и способны. Уйдет здесь частник - для них хоть какая-то ниша на рынке освободится. Страна от этого точно ничего не потеряет.

Да, нам остро необходимо стимулировать развитие мелкого и среднего производственного бизнеса, но уровень налогов здесь играет далеко не главную роль. С моей точки зрения, успешное функционирование малого и среднего бизнеса на Западе и единичность его успехов у нас главным образом обеспечивают два фактора: наличие стабильно большого спроса и доступность длинных дешевых кредитов.

Крупные и средние предприятия Запада, а также сетевые производства всё, что можно, сбрасывают мелким по аутсорсингу. Причем по каждой позиции норовят иметь 3-4 поставщиков и заставляют их конкурировать друг с другом. Вместе это образует гигантский спрос - на продукцию, изготовленную на качественном современном оборудовании квалифицированными специалистами.

Под этот спрос и работает мелкий бизнес. Доступность оборудования обеспечивает доступность кредитов. В свою очередь банки охотно кредитуют, поскольку и сами фирмы, и их оборудование из-за стабильно большого спроса ликвидны и не требуют залога под кредит. Тот же большой спрос позволяет и небольшим фирмам формировать цены, покрывающие высокие налоги.

Ключ к развитию бизнеса - не в налогах, а в наличии спроса. Спрос в торговле, строительстве, услугах в Беларуси базировался не на заработанных доходах, а на проедании внешнего финансирования: сначала - российской нефтегазовой подпитки, потом - внешних кредитов. Соответствующее сокращение спроса не может не ударить и по тому бизнесу, который, прямо или косвенно, опирался на этот спрос. Поддерживать его бессмысленно - спроса под него уже нет и в ближайшие годы не будет.

Если и стимулировать бизнес, то экспортно ориентированный и импортозамещающий, поскольку именно здесь наша главная болевая точка. Денег у государства нет, дешевых кредитов - тоже, но ведь есть много других способов поддержки.

Так, импортозамещение в состоянии сформировать необходимый бизнесу значительный спрос - для этого предстоит преодолеть коррупцию и организовать инженерную поддержку импортозамещения. Лучшим средством была бы публичность импорта: публиковать потребность, чтобы предприниматель, решивший что-то осваивать в производстве, мог видеть реальный спрос.

Еще вариант - передача экспортно ориентированным производствам в льготную аренду или в длинный лизинг незадействованных площадей и оборудования. Например, под обязательство ежемесячно продавать на бирже определенную сумму валюты. Или налоговые каникулы при инвестициях в закупку современного оборудования.

Поддержка государства бизнесу нужна. Но в первую очередь надо разобраться, кого, зачем и в чем надо поддерживать.
Добавить комментарий
Проверочный код