Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№41 (815) 17 октября 2011 г. Автостоп

«Наши инспекторы кровь не пьют»

17.10.2011
 
Усилия ГАИ по профилактике ДТП словно остаются незамеченными - водители по-прежнему садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения, а пешеходы, не обозначенные фликерами в темное время суток, перебегают улицу в 10 м от пешеходного перехода. Согласно информации, полученной редакцией из отдела по агитации и пропаганде ГАИ ГУВД Мингорисполкома, только 13 октября в столице «задержано 14 водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, 23 водителя не имели права управления транспортными средствами. За превышение скоростных режимов движения привлечено к ответственности 75 водителей. Привлечено к административной ответственности 367 пешеходов-нарушителей. За нарушение правил проезда пешеходных переходов привлечено к ответственности 118 водителей».
Елена АНКУДО



Почему, несмотря на все старания ГАИ, количество нарушителей не снижается, «Автостоп» спросил у начальника ГАИ Фрунзенского РУВД Юрия ЖИХАРЕВА и предпринимателя, лишенного прав за повторное превышение скорости на МКАД, Дмитрия МИНЧЕНИ.

- Как вам культура вождения в столице, изменилась ли ситуация за последнее время и в какую сторону?

Юрий Жихарев: - Культура вождения в Минске становится выше - любой, кто управляет транспортным средством, в этом убеждается. Приятно, когда в свободное время ступаешь на пешеходный переход в штатской одежде, а водители снижают скорость - люди привыкли, что пешеходов надо пропускать. Как водителю, мне доставляет удовольствие предоставлять пешеходам преимущество в движении. Аварийкой водители благодарят за то, что их пропустили, некоторые даже специально пропускают, чтобы увидеть этот сигнал. Все реже за городом или на МКАД, где допустима скорость движения 90 км/ч, попадаются водители, двигающиеся со скоростью 70 км/ч по третьей полосе.

Взаимопонимание между участниками дорожного движения постепенно переходит в формат дружеского понимания, на дороге водитель водителю друг, а не так, как раньше, - в этом мы лучшие на постсоветском пространстве. До инфраструктуры дорожной безопасности развитых европейских стран пока далеко, но мы повышаем культурный уровень, ведь это 50% безопасности на дороге. Когда человек думает не только о собственном комфорте, но и старается обеспечить безопасность других, всем становится лучше, в т.ч. сотрудникам ГАИ.

В последнее время мы фиксируем все меньше фактов разборок между водителями из-за нарушения ПДД - это когда люди умышленно нажимают на педаль тормоза, создавая помеху другому. Случается, выходят из машин, занимаются рукоприкладством, но таких фактов все меньше.

Дмитрий Минченя: - Не могу не отметить увеличения количества инспекторов ГАИ. Друзья признают, что их присутствие на дороге стимулирует к соблюдению порядка, пропуску пешеходов. Что ж, если увеличение численности сотрудников ГАИ ведет к усилению порядка на дороге, пусть так и будет.

Жихарев: - Культуру можно поднимать еще и страхом перед административной ответственностью. В Германии ни один человек не посмеет нарушить ПДД - бдительные граждане тотчас проинформируют об этом полицию. Сдерживающий ресурс - это хорошо, но неформальные правила между участниками дорожного движения более действенны, чем административные ресурсы.

Страсти на дороге

- В чем причина водительской агрессивности?

Минченя: - Кто-то спешит и не может проехать, нервничает, подрезает. Тот, кто опаздывает, ведет себя более агрессивно.

Жихарев: - Не соглашусь - к агрессии ведет несовпадение интересов. Скажем, я тороплюсь, но вынужден ехать за водителем, который движется медленно. Меняемся ролями - я еду спокойно, а сзади кто-то сигналит. Избегая агрессии, каждый водитель должен понимать: он управляет источником повышенной опасности и если поддастся эмоциям - может произойти большая беда. Если же ты еще и возбудим в конфликтных ситуациях - держи себя в руках, иначе, поддавшись эмоциям, потеряешь разум.

- Какие нарушения вас раздражают больше всего?

Минченя: - Нарушения скоростного режима, условий маневрирования и обгона. Причиной конфликта может стать даже неправильная парковка, когда, к примеру, остановившись на правой полосе двухполосной улицы, водитель провоцирует пробку.

Жихарев: - Предельная скорость в населенных пунктах европейских стран составляет 50 км/ч - в случае контакта машины и пешехода шанс выжить в этой ситуации у человека более 80%, при скорости 70 км/ч человек гибнет. Хорошо, что мой оппонент это понимает. В Минске основной причиной гибели людей является именно нарушение скоростного режима: за 10 месяцев т.г. из-за его несоблюдения погибло 24 человека - 48% от общего числа погибших в Минске.

Частая причина ДТП на областных магистралях - нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения. На затяжном повороте водитель не видит, что впереди, выезжает на встречную полосу, хотя это запрещено знаками, начинает обгонять - идет встречная машина - происходит ДТП. Результат - смерть или тяжкие телесные повреждения.

«Логику понять сложно»

- 28 сентября на МКАД произошла трагедия: 28-летний водитель автомобиля Opel Omega, находясь в состоянии алкогольного опьянения, лишенный права управления за вождение в нетрезвом виде, сбил насмерть двигавшегося по обочине велосипедиста - тренера-менеджера хоккейного клуба «Юность». Почему люди продолжают садиться за руль подшофе?

Минченя: - Я спрашивал об этом своего друга, лишенного за пьянство на три года, а затем в течение этого срока попавшегося повторно, - и не получил ответа. Друг - обычный нормальный парень, у которого хорошая работа и семья, был привлечен к уголовной ответственности, заплатил большой штраф. Логику таких людей понять сложно, чем мотивируют нарушение, не знаю.

Жихарев: - Количество пьяных водителей не уменьшается, хотя за повторное управление в нетрезвом виде введена уголовная ответственность. Проблема характерна для всей республики. Есть категория людей, которые не дружат с головой, когда выпьют. Им надо или не притрагиваться к спиртному, или знать меру, иначе алкоголь приведет к тяжким последствиям. Если спиртное тянет на подвиги, ты можешь погибнуть на дороге или убить человека. По российскому телеканалу показывали, как пьяный сбил на остановке общественного транспорта девять человек. Пьяный человек - убийца. Назавтра он может быть нормальным семьянином, профессионалом, а в пьяном виде превращается в чудовище.

Не могу не прокомментировать и выезд велосипедиста на МКАД - дорогу, приравненную к автомагистрали. Даже в жилете ДПС велосипедист не застрахован от несчастья - в 90% случаев его собьют. Зачем рисковать, ведь есть велодорожки?

Минченя: - Когда на МКАД все три полосы заняты, водители обгоняют по обочине. Велосипедиста они заметят не сразу, а высокая скорость может не оставить времени затормозить.

- Однажды инспектор ГАИ остановил моего знакомого, управлявшего автомобилем в нетрезвом виде, за непристегнутый ремень безопасности. Уличенный в серьезном нарушении, знакомый попытался сохранить права, предложив инспектору $300, но услышал: «Тогда и завтра деньги готовь, ведь пить за рулем будешь постоянно…»

Жихарев: - Некоторые правонарушения не создают угрозы общественной безопасности, к примеру - пересечение сплошной двойной линии ночью на безлюдном проспекте. В этом случае можно ограничиться предупреждением. В потоке же автомобилей требования совершенно иные, ведь правила созданы для упорядочения движения. Каждый новый пункт создавался на основе конкретного нарушения, не зря ведь говорят: «правила написаны кровью».

Водитель, впервые оштрафованный за превышение скорости, должен понимать, чем чреваты дальнейшие нарушения. Еще раз попадется - в 90% случаев будет лишен прав управления на срок до года. Но когда он едет по городу не 60, а 120 км/ч, просить о снисхождении нет смысла. Отдельная категория людей может платить штрафы хоть каждый день - вы думаете, эти короли дорог заинтересованы в соблюдении правил? Для них и предусмотрено лишение. А вот когда водитель проморгал знак ограничения скорости на конкретном участке, можно ограничиться предупреждением. Перед наказанием мы поднимаем всю историю нарушений водителя, делаем распечатку. У иных ее приходится печатать с двух сторон - невозможно сосчитать все нарушения. Злостные нарушители остаются без прав.

Минченя: - Так получилось, что я дважды превысил скорость, за что почти на год лишился прав. Первое нарушение допущено в начале лета т.г. в пределах кольцевой. Я сознательно превысил скорость, отдавая отчет, что могу получить штраф и запись в талон. Так и произошло. После записи начал ездить по-другому, целый месяц не превышал. А потом решил опередить на МКАД автомобиль - и попался на фоторадар. Было очень обидно, но отпираться бессмысленно - да, совершил и готов понести наказание. Предполагаю, что у ряда нарушителей аналогичная история.

«Инспекторы ГАИ не прячутся»

- Могут ли инспекторы быть более снисходительными хотя бы к мелким нарушениям вроде непристегнутого ремня или разговоров по мобильному телефону во время движения?

Минченя: - Все зависит от ситуации, ведь штрафы придуманы не зря. Есть нарушения, при которых сложно войти в положение водителя.

Жихарев: - Как можно провести грань, за какие нарушения штрафовать, а за какие - отпустить? Зачем закон, если не наказывать? Вот вы говорите, что мобильный телефон - не грубое нарушение. А во время моей работы в РУВД Ленинского района произошла история, в которой из-за мобильника погибла женщина с ребенком. Мать, которая вела машину, наклонилась, чтобы поднять зазвонивший телефон, и выехала на красный… Второй случай - не пройденный техосмотр, из-за которого у автомобиля на ходу отвалилось колесо. Оно перелетело полосу ограждения, влетело в лобовое стекло встречного автомобиля и покалечило его водителя - он долго лежал в больнице.

Наказывать надо тех, кто не осознает последствия административного правонарушения. Если действия водителя не несут угрозы, можно провести беседу и вынести предупреждение, в противном случае - наказывать. Наши инспекторы кровь не пьют - сравните их работу с тем, что происходит в России или на Украине, где могут прицепиться к чему угодно. У нас же останавливают лишь за административное правонарушение или для проверки физического состояния ранним утром или поздним вечером. При этом не будет лишних вопросов, проверки аптечки и прочего. Наши инспекторы ГАИ не прячутся под знаком «Въезд запрещен», чтобы собрать побольше штрафов, - их работа направлена на выявление грубых нарушений, из-за которых гибнут люди: превышение скоростных режимов, управление в состоянии алкогольного опьянения, непропуск пешехода или нарушение пешеходами ПДД. Именно поэтому мы отрабатываем участки улиц, где происходят аварии. Каждую пятницу кабинетные работники на экипажах, выделяемых УГАИ Мингорисполкома, дежурят у ночных магазинов и клубов, где граждане расслабляются, и предупреждают случаи гибели пьяных на дороге.

- Всегда ли инспекторы ГАИ досконально разбираются в обстоятельствах дорожных происшествий или нередко допускают формализм в работе?

Минченя: - Трудно сказать, я в ДТП не попадал. Разве что еще во время учебы в институте был случай, когда ехал в машине пассажиром. Мы заканчивали проезд перекрестка на желтый свет, а второй водитель в это время уже тронулся, поэтому произошло столкновение. Узнав, что он баллотировался в депутаты, инспекторы сделали его невиновным, хотя по правилам мы должны были закончить маневр. Поэтому считаю, что формальный разбор возможен.

Жихарев: - По данным статистики, за девять месяцев т.г. в нашем районе оформлено 4150 ДТП, по которым поступило 25 заявлений водителей, не признающих свою вину, - ни одно заявление не подтвердилось. В большинстве случаев определить виновника происшествия несложно. Спорные ситуации могут возникать при проезде перекрестков и перестроении - без экспертизы или видеосъемки, которая есть на перекрестках, сложно определить истинного виновника. Когда кто-то из водителей занимает непорядочную позицию и начинает лгать, приходится искать свидетелей, развешивать объявления. Иные водители говорят, что свидетели были, и предоставляют контакты своих знакомых. Через санкцию прокурора в рамках проведения проверки мы можем отследить, где находился каждый из т.н. свидетелей. Когда правда выясняется, водитель кается и просит не лишать прав управления. Но как можно пойти навстречу человеку, который врал и хотел наказать невиновного? Такого еще и за дачу заведомо ложных объяснений можно привлечь к ответственности.

Съёмки в патрульной машине

- Какого рода жалобы поступают на инспекторов, что в их работе водителям не нравится?

Жихарев: - Жалуются на инспектора, который якобы неправильно разобрался в ДТП, грубил или хамил. Не спорю, инспектор может повести себя по-хамски, но в 90% случаев жалобы пишут для создания неприятностей. Чтобы эти факты исключить, у каждого сотрудника ДПС ГАИ Фрунзенского района есть диктофон для записи всего происходящего в патрульном автомобиле. В некоторых машинах стоят видеорегистраторы, до конца года планируем оборудовать ими все автомобили. Камера работает постоянно, когда происходит конфликт, запись изымается, переписывается на компьютер. Приходит водитель, начинает рассказывать, какой подонок мой инспектор, а я включаю запись. Бывает, посрамленные водители убегают из кабинета, не попрощавшись. Тем же, кому не нравится работа ГАИ, предлагаю вспомнить, что произошло на Украине, когда в качестве эксперимента всех инспекторов убрали с дороги. В первую же неделю количество смертей выросло в 10 раз! Наличие ГАИ и наказания - главный сдерживающий фактор.

Минченя: - Согласен, что без ГАИ скорость на кольцевой выросла бы до 200, а то и 300 км/ч, есть люди, которые готовы переступить эту грань. А за что мстить инспектору, не понимаю. Я, по крайней мере, о таком никогда не думал.

- В каких ситуациях инспекторы учитывают человеческий фактор?

Минченя: - Недавно я не пропустил пешехода, за что получил запись. А потом попал в спорную ситуацию, когда пешеход вроде бы и ступил ногой на «зебру», но в десятке метров от меня. Инспектору удалось объяснить, что аварии произойти не могло, отделался предупреждением.

Жихарев: - Даже в законе сказано, что при выявлении нарушения учитывается его характер, степень виновности, личность нарушителя, обстоятельства, при которых оно совершено. Понятно, что если в машине, превысившей скорость, рожает женщина, то вместо штрафа дадут машину с сиреной в качестве сопровождения.

СПРАВКА «АВТОСТОПА». Дмитрий Минченя родился в 1982г. в Могилевской области. В различное время поступал в БГМУ и БГУИР, но не окончил. В 2007г. получил диплом Академии МВД по специальности «правоведение». ИП, занимается торговлей автозапчастями. Водительский стаж - с 2001г., первый автомобиль - Volvo, сейчас - BMW 530.

СПРАВКА «АВТОСТОПА». Юрий Жихарев родился в 1981г. в Минске. После окончания в 2000г. школы милиции приступил к работе участкового инспектора в РУВД Советского района. В различное время занимал должности дежурного, а затем старшего инспектора отдела экологии экологического надзора УГАИ ГУВД Мингорисполкома, замначальника, а затем начальника РУВД Ленинского района. Окончил Академию милиции по специальности «правоведение» (2006г.) и Академию управления при президенте РБ по специальности «государственное и местное управление» (2010г.). С февраля т.г. занимает должность руководителя ГАИ Фрунзенского РУВД. Водительский стаж - с 1998г., первый автомобиль - «Жигули 2101», сейчас - KIA Corento.
Добавить комментарий
Проверочный код