Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№39 (813) 03 октября 2011 г. Экономика

Опускание рейтингом

03.10.2011
Чем ниже рейтинг, тем шире распродажа
Наиболее авторитетное международное агентство Standard&Poor's опять понизило суверенные кредитные рейтинги Беларуси. На этот раз с B/B до B-/С . Избежать этого белорусские власти могли только двумя способами: интенсифицировав приватизацию или расширив возможности внешнего финансирования. Но, к сожалению, ни того, ни другого пока не произошло.
Федор ЖАХОВ



В мае т.г. Беларусь уже испытала рейтинговое унижение со стороны агентства Standard&Poor's, предупредившего власти республики, что им в течение лета необходимо нарастить объем национальных золотовалютных резервов (ЗВР), не допустив при этом дальнейшего сокращения банковских депозитов. К концу сентября задачи, поставленные перед правительством и Нацбанком, так и не были решены. Частичное восстановление нормальной работы валютного рынка - пока единственное достижение властей к назначенному сроку. Давление на обменный курс кратковременно ослабло, но дефицит счета текущих операций по-прежнему велик и весьма нуждается во внешнем финансировании. Дефицит по счету текущих операций Беларуси, сложившийся на уровне более 15% к ВВП в 2010г., в нынешнем году может снизиться почти до 10%, но менее 10% - достигнуть только в следующем году.

На прошлой неделе Standard&Poor's вывело суверенные кредитные рейтинги РБ из списка рейтингов, находящихся на пересмотре (CreditWatch ), чтобы понизить их на этот раз с B/B до B-/С , сохранив негативный прогноз. Но нельзя сказать, что действия, предпринятые S&P , повысили стоимость внешних заимствований Беларуси и тем самым ограничили ее доступ к международным финансовым ресурсам. Случилось это намного раньше. Ведь летом еще и агентство Moody’s успело снизить долгосрочный кредитный рейтинг Беларуси. С тех пор уровень доходности по некоторым выпускам белорусских еврооблигаций превысил 20% годовых. «По таким ставкам доступ к финансированию как банками, так и предприятиями практически закрыт» , - пояснил сложившуюся ситуацию вице-премьер Сергей Румас.

Поэтому сегодня международный долговой рынок так же, как и эксперты агентства S&P , ждет от белорусских властей хоть какого-то финансового прорыва: либо на ниве приватизации, либо через кредиты российских госбанков под залог пакетов акций и экспортной выручки крупных госкомпаний страны. Их взгляды в оценке реальности источников внешнего финансирования республики практически совпадают: сегодня Беларусь может рассчитывать только на средства Антикризисного фонда ЕврАзЭС и доходы от приватизации «Белтрансгаза», который, по оценкам S&P , будет продан в ближайшие месяцы. «Еще один кредит объемом около $1 млрд. может поступить от Сбербанка России через производителя и поставщика калийных минеральных удобрений ОАО «Беларуськалий»; ожидается также сопоставимый по объему кредит из Китая» , - отмечается в сообщении агентства.

Но ни один эксперт не верит в возможность скорого возобновления финансирования со стороны Международного валютного фонда. В частности, базовый сценарий S&P «не предусматривает финансирование со стороны МВФ в 2011г., т.к., по всей видимости, в настоящее время между МВФ и Беларусью нет договоренности в отношении проводимой фискальной и монетарной политики» . Впрочем, кредитование МВФ, если верить заявлениям представителей белорусского правительства, «не критично» , хотя и «принципиально» , поскольку есть мнение, что вслед за фондом в Беларусь потянутся другие кредиторы.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, эксперты агентства пришли к выводу, «что к настоящему моменту правительство Беларуси предприняло лишь ограниченные меры по устранению причин внешнего дисбаланса», и поэтому у них «остаются большие сомнения по поводу способности страны» обеспечить внешнее финансирование «большого дефицита по счету текущих операций» . «Это оказало существенное давление на официальный курс» , который эксперты считают «завышенным» .

К тому же вслед за изменениями обменного курса в т.г. существенно выросла долговая нагрузка правительства по обязательствам в инвалюте. По оценкам S&P , к концу года соотношение госдолга к ВВП увеличится почти в 2 раза, т.е. до уровня свыше 40% (без учета гарантированных обязательств). В оставшееся до конца года время выплаты по погашению внешнего долга будут невелики, но они увеличатся в следующем году, и потому прогноз по рейтингу Беларуси эксперты агентства оценили как «негативный» . Существует «вероятность понижения рейтинга страны в случае, если перспективы внешнего финансирования не реализуются или оно окажется недостаточным в условиях дальнейшего снижения курса национальной валюты и стрессовой ситуации в экономике, в частности - значительного оттока средств с банковских депозитов» .

Однако у республики есть шансы сохранить рейтинг, не доводя его до преддефолтного состояния. Для этого властям необходимо провести реформы, способствующие укреплению конкурентоспособности и увеличению объема чистых международных резервов. Более того, Беларусь может даже поднять уровень суверенного рейтинга, если успешно реализует комплекс мероприятий по снижению инфляционного давления и сокращению дефицита по счету текущих операций.

В общем, наступает время «огульной» приватизации - единственно возможного выхода из сложившейся финансовой ситуации. Что, впрочем, ясно и без подсказок Standard&Poor's .
Добавить комментарий
Проверочный код