Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Создайте проект Ангара в On-Line конфигураторе, мы его реализуем
angar36.ru
№37 (811) 19 сентября 2011 г. Визави

Гитарный запил

19.09.2011
«Ляпис» пошёл ва-банк
На прошлой неделе белорусскую общественность всколыхнул 11-минутный ролик в Интернете, где лидер группы «Ляпис Трубецкой» Сергей Михалок, усталый и задумчивый, делится с российскими журналистами своими взглядами на политическую обстановку в Беларуси. Михалок дает уничижительные характеристики действующему главе государства, что с недавних пор жестоко карается белорусским законодательством; уверяет, что «любой человек, который умеет считать до десяти, управлял бы страной лучше» ; жалуется, что «ему хотелось бы жить полной жизнью» в своей стране, а «из-за этого человека» он не может «дышать полной грудью» ; переживает за то, что «распродали всю страну, все время ждут каких-то подачек, и у нас имидж страны аграрных, согласных на все и безынициативных людей, каких-то попрошаек». Реакция на видеоролик оказалась бурной: в Сети он собрал более 20 тыс. ссылок, а зрители активно обсуждали, являются ли откровения Михалка пиаром, способом привлечь к себе внимание, либо его надрыв - это всамделишная искренность, боль и страдания за родину. О том, стоит ли музыканту лезть в политику, обозреватель «БелГазеты» Татьяна Замировская поговорила с самим Сергеем МИХАЛКОМ и лидером группы J :Морс Владимиром ПУГАЧЕМ.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



СЕРГЕЙ МИХАЛОК: «Я ПРИНИМАЮ ЭТОТ БОЙ»

- В этом интервью вы выглядите растерянным. Перед слушателем вы предстаете этаким страдающим, плачущим диссидентом…

- Cразу хочу прояснить обстоятельства этого интервью. Это было через 15 минут после огромного супераншлагового концерта в Питере, который длился больше двух часов. Поэтому на видео я выгляжу несколько усталым и растерянным. Но всего лишь из-за того, что только что состоялся мощный концерт. Я по-прежнему не пью, не употребляю наркотиков и психотропных средств, не ем сомнительные лекарства, стараюсь принимать здоровую пищу и нахожусь в отличной физической форме: постоянно тренируюсь, бегаю по 10 км , подтягиваюсь больше 20 раз, прыгаю со скакалкой и живу веселой осознанной жизнью. А то, что многие приняли мою послеконцертную усталость за то, что я не совсем адекватно выгляжу, - издержки моей работы. Артист после концерта должен выглядеть усталым! Потому что он дарит свою энергию зрителям.

- После выхода интервью началось бурление в Интернете. Все задают себе один и тот же вопрос - почему Сергей так изменился? Был один, стал другой. Вдруг заговорил о политике. Что же с вами случилось?

- Давайте посмотрим на группу «Ляпис Трубецкой» образца 1996г.: вот мы выступаем в парке Горького, поем нашу песню про Лукашенко («Скажите, как его зовут?» ), и вокруг сотни ментов в неадеквате. Они не знают, что делать: хватать нас или разгонять «хулиганствующий» народ в огромном количестве, учитывая всеобщее ликование, вакханалию и праздничную феерию!

Тогда Минск принадлежал веселым, вменяемым и свободным людям, была возможность что-то делать, создавать. Мы занимались творчеством, веселились, превращали мещанско-обывательский и вяло-скучный контекст жизненного повествования в хулиганский панковский шабаш. Это был своеобразный «танец пого» на общественных штампах.

Что я могу сказать тем, кто озадачен моими «изменениями»? Мировоззрение любого человека - это непрерывная река, а не барельеф или застывшая форма. Есть, конечно, вещи изначальные и принципиальные, связанные с добром и злом, с заповедями, чем-то трансцендентальным. Но неудивительно, что в моем мировоззрении сплетается все, что происходит в современном мире.

Моя жизнь - это непрерывный перформанс, я не отделяю себя на сцене от себя во время интервью. Я думаю, что каждый человек многообразен, в нем много демонов и ангелов, пороков и святынь. В этой разности и состоит целостность человека, он никогда не должен застывать.

Пока Михалка просвечивают через общественную флюорографию и пытаются как-то диагностировать, он уже другой! Это Кастанеда в чистом виде; если хотите, это мой прыжок в водопад. Я меняюсь постоянно! И когда я говорил про Михалка образца 1996г. - сравните меня с ним, я же к нему сейчас ближе, чем когда-либо.

Все пояснения по поводу моей болезни образца 1998г. - назовем это так - я уже давал, а теперь я вернулся к своей озорной, хулиганской и опасной юности. И мне это очень нравится.

- И вам нравится, что в связи с этими хулиганскими интервью вас теперь все обсуждают?

- Мне нравится, что все, что я делаю, имеет резонанс. И я рад, что мою персону обсуждают не в связи с любовными похождениями или участием в проекте типа «Последний герой» или «Звезды на льду», не в связи с моими гастрономическими или модными предпочтениями, а в связи с моей деятельностью! А это значит - лонг лив рок-н-ролл! Я и мои друзья делаем то, что делали Clash времен альбома Combat Rock - мы влияем на людей, меняем мир и меняемся сами. В этом и состоит сверхзадача любого поэта.

- Является ли эта открытая гражданская позиция осознанным продолжением нового имиджа поэта-трибуна-борца? Многим кажется, что это интервью неискреннее, что это некий пиар…

- Люди ищут в этом какой-то пиар, потому что все этим пытаются оправдать собственную слабость и нежелание действия. Понимаете, у меня отсутствует анализаторский центр. Почти все мои действия и реакции связаны с эмоциональными порывами. Я не занимаюсь маркетингом! Поэтому в том, что я делаю, и бывает так много противоречий, и я иногда говорю вещи, между собой не стыкующиеся. Но это всё - я.

Я никогда и не хотел быть цельной личностью, точной и органичной натурой, мне нравится стихийность моего поведения. И мне не хочется оправдываться перед посетителями интернет-форумов типа «политикс.бай» или какой-то вялой сомневающейся интеллигенцией из Интернета, которая любое поведение рассматривает как что-то связанное с политическим имиджем. У меня нет имиджмейкера. Мой имидж - Михалок. Это тысячи людей в одном. Я сатирик, я поэт, я остро реагирую на все, что происходит в мире, а если на меня нападают, я тут же отбиваюсь и сам перехожу в атаку. Что я и сделал.

- И не страшно?

- Я такой же человек, как и все. Именно страх и вызывает у меня ответную реакцию: раздражение, а потом агрессию. Я не хочу бояться, я хочу жить радостной и полной жизнью, и это не часть моего имиджа - мол, именно сегодня, в 2011г., я вдруг сфокусировался на политике. Просто так сложились предлагаемые мне жизненные обстоятельства. Я принимаю этот бой. Это касается моих родных, моих друзей, моего этноса и эпоса. Это коснулось меня, и я не могу не реагировать.

- Но вы уверены, что разбираетесь в том, с чем воюете?

- Я не воюю с ветряными мельницами! Я вижу реальное зло, реальные проблемы - и об этом я пишу песни и говорю. Просто форма моего протеста - это не вялое аналитическое брюзжание. Я недавно заглянул в Интернет на пару ресурсов, где занимаются политической аналитикой, - между ними и реальной жизнью огромная пропасть, состоящая из их сомнений и анализов. Не надо анализировать! Надо действовать, надо жить решительно и, в конце концов, быть намного более человечными.

Интернет-сообщества погрязли в невозможном болоте анализа, обсуждая вопросы в духе «быть или не быть» и «что делать». А если кто-то что-то делает, они искренне удивляются. Им нравится быть умными статистами - хорошо, а я пусть буду Тибулом (персонаж повести «Три толстяка», гимнаст, один из предводителей революции бедных против богачей. - «БелГазета»), который скачет по этой тонкой, скользкой ниточке над пропастью. Так я живу. Я хочу чувствовать себя Маугли, который оторвал у рыжего пса хвост и бежит впереди этой лающей собачьей своры, упиваясь песней джунглей и этим бегом. Мне нравится, что я могу ускориться, и они меня не увидят вообще - но я держу дистанцию, чтобы они имели возможность меня видеть, а я имел возможность обернуться и ухмыльнуться прямо в их слюнявые пасти.

- Вы постоянно вопите со сцены «Belarus Freedom», говорите со сцены о политзаключенных, размахивая бело-красно-белым флагом. Не пора ли приступить к оказанию материальной помощи политзаключенным и членам их семей?

- Уф, ну что за вопрос! Что мне надо ответить? Что я передал в батоне лобзик и продаю детям стражников наркотики, чтобы их в чем-то уличили? Это вообще глупость. Я для них, для политзаключенных, написал песню Belarus Freedom , я написал для них песню «Грай!» - вот что я для них делаю. Я для них пою в России, на Украине, в Финляндии, Польше, я для них кричу «Жыве Беларусь!» и именно для них машу бело-красно-белым флагом на сцене, несмотря на то что по своему мировоззрению я анархист!

Я делаю все, что считаю необходимым в данный момент. Я хочу, чтобы Беларусь была свободной и политзаключенных не существовало. Я хочу, чтобы они исчезли как вид, чтобы они были свободными гражданами разных взглядов - не важно, кем они будут: левыми, правыми, националистами, коммунистами, либералами, демократами, пролетариями - кем угодно, лишь бы не были заключенными. Вот что я делаю. И мне кажется глупым представляться кем-то летящим на крыльях в костюме ниндзя!

Знаете, мы делаем много чего, но никогда не афишируем. Тот, кому мы помогаем, об этом знает, и этого достаточно. И если я про эти вещи буду говорить, все начнут снова возмущаться: это я делаю для имиджа, это очередной пиар. Оставим это как есть.

- А вы знаете, что после оскорбительных выражений в адрес действующего главы государства вполне можно занять место руководителя музыкального кружка на зоне или, на худой конец, пост тюремного библиотекаря?

- Начнем с того, что по умолчанию все прогрессивное человечество считает прошедшие выборы в Беларуси сфальсифицированными, и я в т.ч. Я твердо уверен, что выборы прошли с вопиющими нарушениями. Поэтому я не считаю Александра Григорьевича Лукашенко президентом своей родной страны. Я его считаю таким же гражданином РБ, как и я сам. И я имею право прямо ему об этом сказать в лицо.

- Сергей, даже простой гражданин может за такие слова подать в суд за оскорбление чести и достоинства, и вам придется, в случае чего, выплатить штраф…

- Я готов оплатить этот штраф! Из собственного кармана. С другой стороны, я могу подать ответный иск. Во многих своих интервью этот человек называл таких, как я, людей, несогласных с режимом, «пятой колонной», отрабатывающей гранты. Все знают, что я не состою ни в каких организациях, не получаю никаких грантов и все делаю осознанно от моего собственного имени. Вот такой мой ответный иск.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Сергей Михалок родился в 1972г. в Дрездене в семье военного; жил в Сибири и на Алтае; в конце 1980-х гг. его семья вернулась в Минск. Окончил Институт культуры. С 1990г. - лидер группы «Ляпис Трубецкой». В 2011г. группа выпустила альбом «Веселые картинки» с песней «Грай», из-за которой, в т.ч. судя по всему, коллектив попал в неофициальный список «запрещенных в Беларуси».

ВЛАДИМИР ПУГАЧ: «ЕСЛИ НАЗНАЧИТЬ КОГО-ТО ДЬЯВОЛОМ, ПРОБЛЕМА НЕ РЕШИТСЯ»

- Вы видели это нашумевшее интервью Михалка? Оно вызвало у вас какую-то реакцию?

- По сути это отражает состояние большинства, как мне кажется. По форме - мне это не близко. Но это право Сергея - пусть говорит что хочет. Но если играть в демократию, то играть до конца. Это как один демократ мне сообщил: когда власть поменяется, я всех перевешаю, кто за Лукашенко был. Я не люблю такой плакатный стиль. Двухцветный супрематизм мне не близок. Но не потому, что я считаю, что это неправильно.

Итальянский писатель Витторини говорил: интеллигент не должен дудеть в дудку революции. Не потому, что он должен избегать выбора, а потому, что во времена, когда нужно действовать, нельзя народ смущать двусмысленностями и полутонами. Роль любого интеллигента - выискивать полутона, двусмысленности и критиковать своих попутчиков (в данном абзаце и немного далее Владимир почти дословно цитирует книгу Умберто Эко «Пять эссе на темы этики» . - «БелГазета»).

Историческая функция этого мне понятна - мне лично это не близко, но я понимаю, что это нужно сейчас. В свое время проще было донести дух революции, написав книжку типа «Мальчиш-Кибальчиш», а не сложный трактат о том, что бывают хорошие белогвардейцы. Но правда же не такая, как в книге «Мальчиш-Кибальчиш».

Но Михалок - художник, и то, что он делает, - большой арт-проект. Примерно такой, как у Охлобыстина получился, - мне порвало мозг! Меня хватило, правда, на пару минут - такую чушь он нес, но это было великолепно по форме!

Сергей - талантливый парень, цельный. Он играет в эту игру и будет играть в нее до конца. Но я оставляю за собой право не назначать злодеев. Говорят, вот в Ливии война за демократию выиграна демократами, а Каддафи проиграл, а там на самом деле межплеменные войны, и 70% коалиции, которая воюет против Каддафи, - это исламисты. И это деление на хороших и плохих целесообразно в момент действия, когда надо быстро кого-то победить. А когда побеждаешь, выясняется, что все не черно-белое и надо решать те же проблемы. Поменяется власть - большинство проблем останется. Тогда плакатным стилем ничего не добьешься.

- Одно время вашу группу обсуждали в связи с ее показательной аполитичностью (инцидент в 2006г., когда вы покинули «Рок-Коронацию», где присутствовал экс-кандидат в президенты Александр Милинкевич). Но после запрета вашего концерта во Дворце спорта вы выступили в своем блоге достаточно жестко…

- Когда меня достают, я даю сдачи. Я считаю, что выдавливание из себя раба - работа индивидуальная. Это не пойти за Козулиным громить приемник-распределитель, это другое: когда ты сам для себя прежде всего готов защищать свою семью. А не когда у тебя адреналина до хрена, тебе 17 лет и, по большому счету, все равно, куда эти камни швырять. Я думаю, что в моменты серьезной опасности для страны защищать ее пойдут те парни, которые в СТО работают, а не те, кто сандалит посты в Интернете.

- Иногда кажется, что гражданская позиция J:Морс…

- …как может быть гражданская позиция у группы? Это как говорить о гражданской позиции людей, которые едут на эскалаторе. Людей, которые едут на эскалаторе, объединяет только то, что они едут на эскалаторе, у каждого своя гражданская позиция.

- Но мы все едем, так сказать, на горящем эскалаторе, или нет?

- Какая разница? Группа J :Морсзанимается музыкой. И у каждого из нас своя гражданская позиция. А все остальные варианты - это игра. Партизанский отряд, в котором у всех одинаковая позиция, может быть только в таком игровом формате. Гражданская позиция проявляется в критических случаях, а не когда тебе хочется таким образом достичь популярности.

- Но вы ведь осознанно не участвуете в государственных концертах типа «За Беларусь», во всяких телешоу на госканалах…

- Это по ряду причин. Не только потому, что это фуфло. Нам еще за это не платят и заставляют играть под фонограмму. Тем не менее, после того как Крис Норман выступил в Мирском замке, я его меньше уважать и любить не стал. И Лени Рифеншталь не стала менее талантливой документалисткой из-за того, что она работала там, где работала. Знаете, что однажды Гитлер попросил ее снять фильм о войне, и она в 1943г. поехала на территорию СССР, посмотрела, что там творилось, все эти зондеркоманды и прочее, вернулась и сказала: идите на хер, я не буду ничего снимать. И не сняла. И никого не испугалась.

- Но у нас на все реакция негативная. Если артист сидит и молчит, его все клюют за то, что он не высказывает свою позицию. Если высказывает, как Михалок, - тоже ругают.

- Знаете поговорку: назвался клизмой… Публичный человек на то и публичный, что находится в центре внимания. Даже по теории вероятности ты не можешь нравиться всем. Я для себя вывел формулу: хочешь кому-то понравиться, надо не бояться не нравиться. Ругать будут всегда - не за это, так за то. Проще всего обвинить человека в конформизме, если он с тобой не согласен. Конечно, мне не нравится такой подход: если ты не за Милинкевича, значит, ты за Лукашенко. Как так можно?

- Ситуация в стране влияет на вас?

- В стране - всеобщий депрессняк, как это может не влиять? Даже бабульки в деревнях стали разбираться в политике - оказывается, для этого нужно было, чтобы у них пенсия уменьшилась, а не чтобы они узнали, что в Минске товарищи без документов в автозаки людей запихивают. Им до сиреневой звезды это все, а вот когда у них деньги стали пропадать, они все поняли. И этот депрессняк сказывается на всем - даже по пирамиде Маслоу выходит, что человек вначале должен пожрать, а уже потом он может написать песню.

- И о чем же вы теперь пишете песни?

- О любви.

- Что, правда?

- Ну да, есть же среди этого хаоса какие-то личные вещи. Любовь бывает и во время чумы, нет? Вообще, меня интересует внутренний мир отдельно взятого человека, аллюзии, метафоры, в этом мне интереснее копаться.

- Это не уход от реальности?

- Думаю, нет.

- Но неужели вы не чувствуете какого-то подспудного давления на себя? Что вы должны поддержать других музыкантов? Что вы должны помочь политзаключенным? Поучаствовать в каком-то проекте в поддержку кого-то?

- Я считаю, что в мире никто никому ничего не должен. Даже Папа Римский никому ничего не должен. Не говоря уже обо мне. Мне обычно не нравится, когда мне пытаются навязать какую-то форму для того, чтобы я выразил свой внутренний мир. Мне такое много раз пытались навязать - я агрессивно к подобному отношусь и всегда посылаю людей, которые мне что-то навязывают, подальше. Тогда на «Рок-Коронации» с Милинкевичем была, кстати, именно такая ситуация - мне пытались навязать форму, а не содержание. Я этого очень не люблю, поэтому собрался и ушел: цветочки, Милинкевич… ну, это не мое… мне не нравится, когда меня по любому признаку пытаются причислить к какой-то группе людей.

У меня хватает мозгов, чтобы выразить свою позицию без того, чтобы быть во всяких партиях. И когда надо, если меня что-то достает, я тоже могу где-то высказаться. Проблема же не в том, что я боюсь сделать выбор. Проблема в том, что я вижу больше чем два варианта. Ну да, я в своей музыке не рисую плакаты а-ля Маяковский. Зато я могу проанализировать то, что произойдет потом.

- И что же?

- А это как со Славой Вакарчуком (лидер украинской группы «Океан Эльзi» . - «БелГазета») вышло. Он же очень удачно влез в политику, в Раде был депутатом, а потом, когда они там начали ругаться между собой, он запарился и не понял, за кого он. Вот оно - то, что происходит дальше. Он же умный парень, но поздновато соскочил с этого шоу.

Я эту ситуацию вижу очень отчетливо. Даже на примере Ливии - какая сейчас там будет борьба за власть, представляете? Жесточайшая. Межплеменная, межрелигиозная. Ни о какой демократии речи не идет - нового вождя будут выбирать. И я считаю, что неправильно назначать кого-то дьяволом, чтобы решить проблему. Даже если представить, что президентом будет другой человек - очень я боюсь, что мало что изменится в стране. А еще и добавится хаос, вывезут отсюда на хрен все что можно. Все в реальности намного сложнее, чем хотелось бы.

- Вы как-то глубоко пытаетесь копать…

- Я не копаю, я живу на этом уровне: я это просто вижу. Для этого не надо много книжек читать, надо внимательно смотреть на мир. Для многих же то, что делает Михалок, - это арт-проект. А мне очень нравится, как любит родину Лявон Вольский. Он именно что любит родину, это видно. Потому что он не зацикливается ни на чем. А есть люди, которые пытаются поступать адекватно сиюминутным трендам, быстренько снимают какие-то сливки и потом уходят в инферно, исчезают.

- Вы поддерживаете запрещенных музыкантов, кстати? Вот Вольский запрещенный, а вы с ним пели…

- А он запрещенный музыкант? У него же не так давно были концерты. Мое мнение - чиновники, которые перестраховывались и запрещали где-то концерты, узнали, что эти группы запрещенные, оттуда же, откуда и мы - из слухов и публикаций в СМИ. Насколько это все было случайно и осознанно - это уже отдельный разговор.

Проблема в том, что это не сверху запрет, а череда чиновников средней руки перестраховывается. Но, понимая эту систему, можно умело этим воспользоваться, сделать крутой пиар и при желании себя самого запретить. Поэтому я к этому всему отношусь как к большому анекдоту.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Владимир Пугач родился в 1976г. в Пинске. Окончил ЕГУ по специальности «международное право» в 1998г.; писал в Гамбурге диссертацию по международному торговому праву. До 2005г. был практикующим юристом. Более 10 лет является лидером поп-рок группы J :Морс.

Top-5 скандалистов мирового рока

Джим Моррисон. В 1969г. лидер группы The Doors был арестован во время концерта в Майами «за непристойное поведение» . В ходе концерта Моррисон был пьян, снял рубашку и сделал вид, что показывает зрителям гениталии, сопровождая действия недвусмысленными комментариями. Приговорен к шести месяцам тюремного заключения с каторжными работами и штрафом в $500. Скрываясь от правосудия, остался на свободе. В 2011г. губернатор Калифорнии Чарли Крист публично принес посмертное официальное извинение Моррисону от властей штата.

Джон Леннон. В 1966г. заявил в интервью лондонской газете Evening Standard : « Христианство уйдет. [...] Сейчас мы [The Beatles . - «БелГазета»] более популярны, чем Иисус» . В ответ жители Юга США накануне американского тура The Beatles демонстративно сжигали пластинки группы, радиостанции прекратили трансляцию песен The Beatles . Заявление Леннона осудил официальный Ватикан. Накануне выступления группы в Мемфисе неизвестный по телефону угрожал Леннону смертью.

Уотти Бьюкен. Лидер шотландской панк-группы The Exploited , исполнивший в 1985г. (альбом- Horror Epics) песню Maggie , посвященную Маргарет Тэтчер, бывшей тогда премьер-министром Великобритании. Крепкие слова в адрес Тэтчер («Maggie you fucking cunt» - «Мэгги, ты тупая п..да» ) остались для Уотти без последствий - возможно, потому, что альбом был издан на американском независимом лейбле. Имя Тэтчер и позже оставалось любимым объектом издевательств со стороны Exploited .

Юрий Шевчук. В 2003г. в ресторане «Лобби-бар» (Санкт-Петербург) упрекнул присутствовавшего там Филиппа Киркорова в пении «под фанеру» . В ходе потасовки Киркоров якобы выбил лидеру ДДТ передний зуб, что впоследствии категорически опровергали близкие Шевчука. Разнимали звезд охранники Киркорова и секьюрити ресторана. В 2010г. во время концерта в родной Уфе Шевчук назвал Киркорова своим «лучшим другом» .

Джордж Майкл. В 2002г. выпустил видеоклип к песне Shoot The Dog . В клипе Майкл в леопардовой шкуре пытался соблазнить супругу британского премьер-министра Тони Блэра Черри, а сам Блэр был показан в клипе в виде пуделя. Представители правительства Великобритании тогда уклонились от любых комментариев по этому поводу.
Добавить комментарий
Проверочный код