Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№37 (811) 19 сентября 2011 г. Радости жизни

Дудутки зажигают!

19.09.2011
В музейном комплексе прогремел рок-фестиваль
Еще летом на 17 сентября планировался большой рок-концерт в этнографическом музейном комплексе «Дудутки», в 40 км от Минска. Деньги, собранные на концерте, планировали отдать на реконструкцию мельницы, расположенной там же: фестиваль гордо назывался «Рок-Млын», а среди хедлайнеров мелькали IQ -48.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



Но недавно в музейном комплексе случился пожар. Выгорело больше 600 кв. м музея, этнографическая галерея с очень редкими экспонатами, собранными в многочисленных экспедициях, сгорел и один из раритетных автомобилей музейной коллекции. Это вызвало сильный резонанс в обществе; отвечая на вопрос: «Поедете ли вы в Дудутки на фестиваль?» - многие расстроенно отвечали: «Так они же сгорели!»

Поехав на фестиваль, чтобы взглянуть на сгоревшие Дудутки своими глазами, корреспондент «БелГазеты» обнаружила, что все не так плохо, а заодно выяснила, что рок-музыка не всегда собирает толпы.

Дудутки жили своей обычной жизнью немного лубочного этномузея. По парковым дорожкам бегали восторженно улюлюкающие гости с Ближнего Востока. Несколько задумчивых афроевропейцев стояли около старой телефонной будки в поле (экспонат!). Из маленьких домиков, расположенных на территории комплекса («Сыроварня», «Кузница», «Бровар» и т.п.), то и дело выбегали толпы туристов; кто-то сидел на пригорочке, весь в дыму, и ел шашлык. В здание музея живенько забегали женихи с невестами - традиционно каждые полчаса в Дудутках гремит какая-нибудь особенная свадьба.

Сгоревшая часть комплекса выглядела более радостно, чем на печальных новостных фотокарточках,

- все очень живо восстанавливалось. Рабочие, деловито копошащиеся на стропилах будто муравьи, уже восстановили часть кровли и методично продолжали превращать испорченное в новое и красивое. Было сложно предположить, строят ли они именно то, что сгорело, - белорусскому коллективному бессознательному порой свойственно отстраивать взамен потерянного нечто совершенно другое, - но все выглядело очень живо.

Только лишь сгоревший винтажный автомобиль 1940-х гг., обугленный и черный, напоминал о случившемся - накрытый голубым целлофаном, будто мертвец, он жался к обочине и навевал печальные ассоциации с военными фильмами.

Пока музей жил своей жизнью, где-то в поле грохотал рок - по звучанию почему-то русский и неумолимый, как творчество Юрия Шевчука. Выяснилось, что суть фестиваля какая-то неясная. Вместо того чтобы пригласить в фолк-музей какие-нибудь более аутентичные группы, организаторы решили сделать молодежный рок-фест, видимо, рассудив, что фолк-оупен-эйров этим летом было предостаточно. Поэтому приглашенные гости - «Вектор Эго», «Астения», «Без Паники» - играли именно русский рок, с некоторыми вариациями. «Без Паники» и вовсе звучали так, что издалека начало казаться, что в Дудутки приехал Шевчук и сейчас восстановит мельницу собственноручно, если ему не воспрепятствовать.

При близком рассмотрении оказалось, что рокеры не поют ничего крамольного. После песни про «нежные пальцы» они объявили: «Сейчас будет песня про такие странные штуковины на отмелях, с прожекторами. Маяки! Кстати, наш гитарист живет на улице Маяковского. Раньше там было жутко, а теперь нормальный район».

Зрителей у фестиваля было немного - человек 20, четверо из которых играли во «фрисби». Тем не менее надо отдать музыкантам должное - они вели себя так, будто перед ними как минимум стадион.

Группа IQ -48 на фест не приехала, поэтому роль хедлайнеров в т.ч. исполняли Litesound , играющие мощный и распевный американский «колледж-рок», совсем не вяжущийся с атмосферой Дудуток, но зато собравший около сцены чуть побольше народу - девушки даже танцевали.

Тем временем в Дудутки ворвалась очередная шумная свадьба с народной музыкой, хлебом-солью и какими-то обрядами. Вдруг выяснилось, что это свадьба Змитера Сосновского, лидера группы «Стары Ольса», хотя ничто уже не могло удивить в этом магическом царстве белорусских традиций.

После осмотра музейного комплекса оказалось, что Дудутки - это что-то вроде ковчега. В нем, как и положено, содержится каждой твари по паре. В специальных стойлах и сарайчиках, демонстрирующих гостям повседневный мир белоруса, присутствуют почти все живые существа, свойственные белорусскому аутентичному быту: лошади, ишак, огромные пуховые кролики, белоснежная коза с козленком, крошечный теленок с нежным взором, овечка с миниатюрным, будто с икон сошедшим агнцем, куры всевозможных пород (местами очень причудливых), утки, индюшки, павлин. Были представлены и все виды белорусов: гончар, кузнец, резчик по дереву, сыровар, бровар, конюх и т.п.

Казалось, что когда Беларусь пропадет, аннексируется Россией или с ней случится еще что-нибудь неприятное, Дудутки отважно уплывут в открытый океан со всей этой милой живностью, кузнецами и курочками, чтобы нести в себе память о том, какие они на самом деле - эти милые трогательные белорусы, занимающиеся земледелием, скотоводством, сыроварением и прочими беззащитными вещами, связанными с земелькой родной.

Концепция белорусского ковчега все объяснила. Поэтому же стало ясно, почему минчане так близко к сердцу восприняли пожар в Дудутках. Гости музея с грустью фотографировали сгоревший автомобиль, жутко боялись курить в чистом поле и шарахались от шашлычного дыма, вскрикивая: «А что это там горит?» К счастью, больше ничего не горело, но постоянно было страшно, что вдруг что-нибудь загорится.

Оказалось, не зря. Последними выступали пост-гранджеры «Мутнае Вока», единственный белорусскоязычный коллектив фестиваля. Вокалист, все выступление то кричавший в мегафон, то ерзающий на стуле, специально вынесенном на сцену, в какой-то момент стул поджег. Тот красиво загорелся. Музыкант какое-то время размахивал горящим стулом, а потом довольно деструктивным образом разломал его совсем. Это было что-то невиданное (хотя, как уверяли некоторые зрители, данный коллектив часто устраивает на сцене подобное). Мало какой белорусский музыкант может похвастаться тем, что поджег на сцене стул. В этом даже есть что-то символичное: по сути, мы все сидим на горящем стуле.

После окончания фестиваля корреспондент «БелГазеты» посетила пресловутый млын. Мельница не выглядела плохо, но на ней висела табличка о том, что за жизнь и здоровье тех, кто «поднялся на второй уровень и выше», администрация музея не отвечает. Мельницу обязательно восстановят. Вообще, вся Беларусь, в принципе, восстановима, что бы ни случилось, - если что, ее можно клонировать из Дудуток. Возможно, это будет не совсем та Беларусь, к которой мы привыкли, но в ней, несомненно, будет что-то родное.

Фото Александр Дещенко
Добавить комментарий
Проверочный код