Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (811) 19 сентября 2011 г. Экономика

Открыли личико

19.09.2011
 
Международный валютный фонд (МВФ) готов продолжить долгосрочное кредитное сотрудничество с Беларусью в обмен на согласие властей проводить глубокие структурные реформы. Требование об освобождении политзаключенных, о котором с возмущением говорил недавно Александр Лукашенко, директорат фонда не выдвигал.
Сергей ЖБАНОВ



«Они - экономисты, финансисты - знаете, до чего дошли? Они уже требуют освободить политзаключенных. Какое это отношение имеет к МВФ? Вы же занимаетесь финансами и экономикой. А они нам первым пунктом выдвигают это требование. Вот они и открыли свое истинное лицо» , - заявил на днях президент. Однако очень внимательное знакомство с докладом МВФ показало, что ничего подобного в его тексте не содержится. Так же, впрочем, как и в других документах, опубликованных фондом 13 сентября.

В докладе имеется лишь упоминание о таком прискорбном факте, как арест и осуждение деятелей оппозиции. В частности, экспертами фонда подчеркнуто, что «экономический кризис сопровождается нестабильной политической ситуацией, в международных отношениях Беларуси возникла напряженность ввиду ареста и осуждения на тюремные сроки ведущих деятелей оппозиции» . Констатация сего непреложного факта содержится в 4-м (а не в 1-м) пункте раздела, посвященного оценке общей ситуации. И нетрудно предположить, что освобождение политзаключенных вряд ли прямо повлияет на мнение директората МВФ о выдаче нового кредита Беларуси для купирования валютного кризиса, гуляющего по стране. Для этого высшее белорусское руководство должно согласиться на глубокие структурные реформы. Никаких других чудес от него не требуют.

Кстати, в первом разделе, где упомянуты причины белорусского кризиса, отмечается: «В период перед президентскими выборами, состоявшимися в декабре 2010г., власти РБ значительно ослабили экономическую политику. Как следствие, возрос дефицит счета текущих операций и усилилось давление на резервы. После значительного сокращения резервов в начале 2011г. доверие к белорусскому рублю снизилось, что породило валютный кризис и вынудило НБ РБ прекратить интервенции. Валютные рынки стали раздробленными, и возник черный рынок». В этой краткой предыстории нашлось место только для упоминания о том, что белорусские власти вместо реформ перед выборами «запустили поток новых кредитов, повысили ставки зарплаты в госсекторе в 2010г. в общей сложности на 50%» . Но в докладе - ни слова об официальной версии, где в качестве причин поразившего Беларусь кризиса фигурируют коварные белорусские автолюбители и очень дорогие российские энергоносители.

А вообще, текст доклада традиционен: в нем содержатся лишь оценки текущего состояния белорусской экономики и несколько вариантов прогнозов ее развития. Особое внимание уделено способности Беларуси обслуживать внешние обязательства, которая, по мнению экспертов МВФ, «будет зависеть от действенности мер экономической политики». О политике, как и полагается, ни слова. По расчетам фонда, пик погашения обязательств, имеющихся у республики перед МВФ, придется на 2013г., поскольку возвращать надо будет $1,7 млрд. «Беларусь ожидает трудный график погашения долга в предстоящие годы, включая выплаты коммерческим банкам, внешним кредиторам и возврат кредитов МВФ. Имеется значительный краткосрочный долг, что подвергает Беларусь риску, связанному с пролонгацией долга. Крупный дефицит финансирования должен быть восполнен либо внешними займами, либо продажей активов» - таковы выводы доклада.

Эксперты предупреждают, что для стабилизации макроэкономической ситуации Беларуси требуются более радикальные реформы, чем предусмотренные в пакете обязательств, взятых перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Также существует «серьезный риск для потенциала погашения задолженности Беларуси во внутриэкономическом секторе». Он кроется в «возможности начала спирали гиперинфляции в случае попыток уменьшить последствия кризиса путем ослабления политики» . В других документах, также опубликованных на прошлой неделе фондом, содержатся четкие рекомендации на тот случай, если белорусские власти все же захотят взять в МВФ новый кредит.

В частности, исполнительный совет директоров МВФ отмечает, что положительное решение о предоставлении Беларуси новой кредитной линии прямо зависит от жесткости денежно-кредитной политики, проводимой властями, и подтверждения ими готовности к проведению глубоких структурных реформ. «Директора призвали власти восстановить внешнюю стабильность путем дальнейшего ужесточения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики», - сказано в заявлении. МВФ поддержал переход Беларуси на плавающий курс рубля, а кроме демонстрации «непреклонной приверженности структурным реформам» директорат также призвал активизировать либерализацию цен, безотлагательно обеспечить полную работоспособность Банка развития и Национального агентства по инвестициям и приватизации и приступить к реформе предприятий, чтобы способствовать реструктуризации корпоративного сектора и повышению конкурентоспособности.

Работы - непочатый край. Но прежде чем приниматься за дело, надо определиться, а нужны ли вообще кредиты от МВФ. С этим, казалось бы, простым вопросом пока не все ясно. Например, зампред Нацбанка Тарас Надольный полагает, что Беларусь может не брать кредит в МВФ: «Вполне возможно, что мы самостоятельно справимся с ситуацией» . По его словам, «окончательное решение еще не принято, но вполне возможен вариант отказа» . Премьер-министр Михаил Мясникович хоть и считает, что «это не критическое кредитование» , но от кредита МВФ отказываться не спешит: «Мы продолжаем работу. Полагаем, что для этого есть все основания. Мы идем в рамках взятых на себя обязательств. Поэтому если не будет политизировано с той стороны, то мы вправе рассчитывать на программу». « Это не только выделение соответствующей кредитной поддержки, что немаловажно, но наличие программы с МВФ - это своего рода сигнал международному сообществу о том, что экономика на подъеме, развитие идет по общепринятым в мировой практике нормам» , - мудро рассудил Мясникович. Ведь других международных кредитных организаций, способных выдать Беларуси $8 млрд., в мире не существует.
Добавить комментарий
Проверочный код