Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№37 (811) 19 сентября 2011 г. Автостоп

Не сошлись в цене

19.09.2011
 
Повышенный потребительский спрос на автомобили по додевальвационным ценам стал поводом для исков несостоявшихся клиентов автосалонов. Не успев купить автомобиль по привлекательной цене, граждане заявляют, что стали жертвами спекуляции и некорректной работы.
Елена АНКУДО



После обвала рубля в общества защиты прав потребителей страны потянулись недовольные. Заключив договор купли-продажи нового автомобиля в конце 2010г. - начале 2011г., потенциальные клиенты получили предложение о доплате «в связи с экономической ситуацией» .

Требования у граждан разные. Один просит принудить автосалон к выполнению договорных обязательств - продаже автомобиля за «старую» сумму в Br115 млн., мотивируя тем, что деньги перечислены на счет продавца сразу же после заключения договора в полном объеме и перечислять доплату в Br70 млн. незаконно. Другой говорит о нанесенном ему моральном ущербе, когда увеличенная стоимость машины заставила отказаться от сделки, и просит проиндексировать предоплату, внесенную в ходе подписания договора купли-продажи, но возвращенную спустя длительное время.

«Автодилер не вправе менять условия договора и обязан выполнить их в полном объеме, - прокомментировал ситуацию зампред ОО «Правозащита» Юрий Перевозков. - Если деньги оплачены в полном объеме, а автомобиль поставлен в страну, не вижу причин для увеличения стоимости. Фактор невозможности купить валюту, на который делает упор импортер, еще надо подтвердить. По сведениям, имеющимся у нас, валюта в конкретное время продавалась, следовательно, причин изменения договора нет» .

И все же шансы граждан, называющих себя потерпевшими, невысоко оценивают даже юристы, к которым те обращаются. «Автосалон не хочет хотя бы частично возложить риск на себя, - охарактеризовала сложившуюся ситуацию в разговоре с «Автостопом» зампред ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Тамара Бельская. - Из-за девальвации почему-то пострадали только имущественные интересы граждан, на которых дилеры взвалили всю тяжесть проблем. Но отстоять свою правоту в большинстве случаев невозможно - суды занимают позицию продавцов» .

Несмотря на туманную перспективу, клиенты автосалонов и те, кому не удалось заключить договор купли-продажи, обращаются в суд, заявляя о своей правоте. Хозяин недавно приобретенного VW Touareg , гражданин России Георгий Хала, рассказал «Автостопу» о причинах своего недовольства автосалоном «Атлант-М Сухарево» в интервью по Skype.

История началась в середине ноября минувшего года, когда россиянин, руководивший в то время филиалом российской компании в Беларуси, решил приобрести автомобиль в минском автосалоне. Здесь продавались машины немецкой, а не российской, как у него на родине, сборки, а цена была ниже в среднем на 25%. Подписав договор на приобретение VW Touareg стоимостью в Br187,538 млн., Хала определился с комплектацией и получил уверения топ-менеджеров, что к февралю получит ключи от автомобиля - подарок, который решил сделать себе на юбилей.

«Предоплату попросили внести белорусскими рублями, - вспоминает Хала. - 19 декабря я внес в кассу автоцентра Br35 млн. На тот момент речи о размере предоплаты и дате расчета не шло. В январе мне сообщили, что машина заказана, в феврале - что ее вот-вот привезут в страну, в марте - что она скоро появится в салоне. 15 марта я выказал готовность внести 100% оплаты, после чего мне сообщили - стоимость машины с этого дня меняться не будет. Считалось, что я выполнил условия договора, рассчитавшись в течение 150 дней за автомобиль. Несмотря на это, в конце апреля последовало предложение доплатить или расторгнуть договор, поскольку у автосалона возникли проблемы с покупкой валюты» .

Надеясь стать владельцем машины, Хала начал переговоры о доплате, хотя «позиция автосалона была непонятной - я заплатил 25% от стоимости машины, когда о девальвации никто не догадывался, потом внес оставшиеся 75% стоимости» . Когда один из топ-менеджеров озвучил сумму в $6 тыс., Хала просил предоставить расчет увеличения стоимости машины и разделить финансовое бремя наполовину с автосалоном, который вполне мог купить на его деньги валюту еще в декабре. Через некоторое время уже в письменном виде россиянину предоставили новое предложение, из которого следовало, что стоимость Touareg пересчитывается по новому курсу Нацбанка - до Br306,2 млн.

«В пересчете доплата составила $24 тыс. по текущему курсу, - вспоминает Хала, -но позиция нового руководителя, подключившегося к переговорам, была жесткая - или плати, или забирай внесенную сумму. Мне в ультимативной форме сообщили: конвертировать валюту в мае автосалон не смог. Вопросы, почему продавец бездействовал в декабре, когда я перечислил первый транш, или в марте, остались без ответа. Я опять предложил разделить бремя ответственности, согласившись передать $12 тыс., но слушать меня не захотели» .

Перечислив требуемую сумму, Хала купил автомобиль, сообщив о намерении обратиться в суд. Хала намерен компенсировать, как он полагает, нарушение автосалоном ряда договорных обязательств. В частности, речь идет о нарушении срока передачи товара, из-за чего россиянин потратился на аренду автомобиля, и некомплектности Touareg (вместо камеры заднего вида установлена система PDC -парк-пилот). Как следует из иска к ИЧУПТП «Автохаус Атлант-М», попавшего в распоряжение «Автостопа», в числе требований россиянина - возврат пени в размере Br3,1 млн., потраченные на аренду автомобиля (Br12,1 млн.); возврат стоимости камеры заднего вида (Br16,2 млн.); неустойка за нарушение срока удовлетворения требования о возмещении убытков (Br85,7 млн.); штраф по договору (Br306,2 тыс.); компенсация морального вреда в Br5 млн.

«Неожиданное увеличение цены в белорусском автосалоне сравняло ее стоимость с Touareg российской сборки, - резюмирует Хала. - Пригнав машину в Россию, я два месяца ожидал получения паспорта транспортного средства, передвигаясь без номеров и не имея возможности застраховать машину. Обычно эти риски компенсируются ценой, но не в моем случае. Надеюсь, суд войдет в положение потребителя, на плечи которого возложили бремя девальвации» .



«Продавец вправе увеличить стоимость»

Позицию автосалона «Атлант-М Сухарево» в конфликте с россиянином Георгием Хала «Автостопу» изложил юрист предприятия Андрей Шелест.

- Гражданский кодекс (ГК) Беларуси допускает изменение стоимости товара вследствие изменения ряда обстоятельств. Согласно ст. 455, «если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара».



Цена на автомобили формируется исходя из курса доллара США на момент заключения договора купли-продажи. Если за период времени с момента заключения договора и до момента передачи автомобиля курс доллара увеличивается, то продавец вправе соразмерно увеличить стоимость товара, если такая возможность, согласно ГК, предусмотрена договором купли-продажи.

Договоры, заключаемые нашим автоцентром, предусматривают такую возможность - автомобили по договорам поставки приобретаются за валюту. Таким образом, с юридической т.з. нет никаких препятствий для увеличения стоимости автомобиля, если в результате девальвации стоимость в белорусских рублях изменилась. Споры, возникающие с нашими покупателями, автоцентр разрешает преимущественно путем переговоров, если договориться не удалось - в судебном порядке.

Относительно ситуации, возникшей с Георгием Хала, необходимо пояснить, что наш автоцентр принял на себя обязательство по продаже автомобиля в течение 150 рабочих дней с момента внесения покупателем полной предоплаты. Вышеуказанный срок начался с того момента, когда покупатель оплатил 100% стоимости товара, предусмотренной договором.

Стоимость автомобиля увеличена правомерно, несмотря на 100-процетную предоплату. Как следует из п. 2.4 заключенного с Хала договора, «в случае увеличения курса доллара США по отношению к белорусскому рублю более чем на 0,3% по данным Нацбанка Беларуси в течение срока, начиная с момента заключения настоящего договора и до момента передачи товара покупателю, а также в случае изменений (если они будут иметь место в вышеуказанном периоде времени) налогового или таможенного законодательства, увеличения закупочных цен на товар или иных обстоятельств, повлекших увеличение себестоимости товара, продавец вправе корректировать цену на товар с учетом этих изменений. Изменение цены осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к настоящему договору, подписанного обеими сторонами» .

Денежные средства, перечисленные Хала в декабре 2010г. (частичная предоплата) не конвертировались в иностранную валюту. Автоцентр ожидал от покупателя оплаты товара в полном объеме, как это и предусмотрено заключенным договором. В марте возникли сложности на валютном рынке в Беларуси. Сперва были внесены изменения в операционный регламент торгового дня по сделкам покупки, продажи, конверсии иностранной валюты в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», согласно которым заявки на покупку иностранной валюты должны подаваться не менее чем за 30 календарных дней. С 1 апреля 2011г., согласно постановлению правления Нацбанка от 22 марта 2011г. N89, было отменено 30-дневное резервирование средств в белорусских рублях на покупку иностранной валюты на биржевых торгах. При этом удовлетворение заявок на покупку валюты в ходе торгов производилось с учетом следующей приоритетности направлений использования купленной иностранной валюты: для оплаты за медикаменты; за поставленный в республику природный газ; для погашения кредитов в иностранной валюте; иных целей.

24 мая 2011г. произошла разовая девальвация. Следуя положениям договора, наш автоцентр предложил Хала увеличить стоимость автомобиля, с чем тот согласился, подписав соответствующее соглашение. При этом у покупателя всегда была возможность расторгнуть договор и забрать свои деньги. При получении автомобиля Хала также согласился с небольшими изменениями в его комплектации. Исходя из вышесказанного, оснований для обращения с иском в суд у покупателя не было.
Добавить комментарий
Проверочный код