Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№37 (811) 19 сентября 2011 г. Автостоп

«Чем старше возраст - тем меньше понта»

19.09.2011
 
Как утверждают официальные источники, кризис в Беларуси случился после того, как наши сограждане принялись вывозить из страны иностранные дензнаки и пригонять сюда десятками тысяч иностранные же автомобили. По слухам, теперь мы живем в стране с самой высокой плотностью автомобилей на душу населения в Европе. Такой почетный статус не мог не сказаться на отношениях между водителями на переполнившихся дорогах. Насколько серьезен конфликт тех, кто разъезжает на свежих авто, и тех, кто не только знает, что такое «подсос» в автомобиле, но и активно им пользуется, «Автостоп» поинтересовался у доцента БГУИР Анатолия НАДОЛЬСКОГО и шеф-повара ресторана «Агат» Андрея ЛАПКО.


- На каких машинах ездили?

Анатолий Надольский: - Моя первая машина - «ВАЗ-2101», «копейка». Купил ее в 1972г. Автомобиль стоил 2,5 тыс. руб. - по тем временам огромные деньги. Моя зарплата, например, составляла 200 руб. Моих сбережений хватило лишь на половину ее стоимости - часть остальной суммы взял взаймы у друзей, что-то - в кассе взаимопомощи на работе. Причем перед покупкой два или три года пришлось стоять в очереди. На то время «копейка» считалась машиной очень крутой. Ездил я на ней примерно 15 лет. Затем отправился на Кубу в командировку, появились какие-то деньжата, и я продал «копейку» и купил «Ваз-2105», «пятерку». Тоже машина была хорошая, и купил я ее за чеки, которые были выданы на загранпоездку, в Москве. На ней я ездил до 2005г., когда купил Renault 19.

Андрей Лапко: - Сейчас у меня Audi TT , купил ее три года назад на заработанные деньги - папа, мама не помогали. Это не первая моя машина - до этого ездил на Opel Vectra , бюджетном варианте хорошего немецкого авто с отличными беговыми качествами. При выборе авто в приоритетах всегда были наличие у него бензинового мотора и мощность двигателя. Также личное предпочтение отдаю немцам и шел к TT целенаправленно.

- Не находите свою машину несколько вызывающей для наших дорог?

Лапко: - Внешне выглядит, может, и вызывающе. В салоне это, в принципе, обычный немецкий автомобиль. В нем даже меньше наворотов, чем в более бюджетных авто класса «седан» того же года. Бралась машина не ради внешности - приоритетом была быстрая езда. Просто так совпало, что она еще и выглядит необычно, что мне нисколько не мешает.

- Насколько она функциональна? Картошку из деревни вряд ли привезешь…

Лапко: - По функциональности эта машина ниже среднего. Она предназначена для езды исключительно по городским дорогам. До дачи доехать, если какие-то участки дороги не асфальтированы, проблематично, в лес - вообще без шансов. Зимой даже при езде по минским дорогам, по колее, трескается бампер - я их уже два поменял. Посадка низкая. Есть, разумеется, свои прелести: не стоит проблема обгона, опережения. Газ в пол - и пошел.

- Анатолий, насколько активно вы ездили на «Жигулях» при Союзе?

Надольский: - Довольно активно - в 1970-х гг., 1980-х гг. и даже в начале 1990-х гг. ездить было просто. Машин на дорогах было очень мало. Я, например, учился водить автомобиль с приятелем прямо в центре Минска, в час пик. Никто не обгонял и не сигналил. К тому же бензин стоил дешевле газированной воды. Стакан газировки с сиропом стоил 3 копейки, а литр бензина - 4. Но заправок было мало, приходилось выстаивать очередь из 20-30 автомобилей.

Машин практически не было - автомобили были дефицитом. К тому же их было накладно содержать - машины постоянно обворовывали, снимали колеса, стекла и дворники, ведь запчасти достать тоже было практически невозможно. По дорогам, разумеется, ездили только советские автомобили. Если иностранное авто и появлялось, то воспринималось как шоу - вокруг тут же собирались зрители, смотрели и обсуждали.

- Водители соблюдали ПДД?

Надольский: - Еще как! В связи с тем что машин было мало, каждый мог спокойно ехать с разрешенной скоростью и держать безопасную дистанцию. Никто не подталкивал сзади, мигая фарами и сигналя, никто не подрезал. Обгон в городе был удивительным делом - ехать свыше разрешенных 60 км/ч никому и в голову не приходило. Крайне редко случалось, чтобы я возмущался поведением на дороге какого-то водителя. Кроме того, в городе всегда работала «зеленая волна»: если двигался по какому-либо проспекту 60 км/ч , практически весь Минск мог проехать, не останавливаясь на светофорах. Водители относились друг к другу более уважительно - пропускали друг друга, помогали, подсказывали, если было нужно.

- Когда ситуация на дорогах стала меняться?

Надольский: - С середины 1990-х гг., когда на дорогах появилось много иномарок. Иномарками в большинстве своем владели люди наглые и беспринципные, ведь понятия «богатство» и «честность», как правило, были несовместимы. Стиль вождения у них был соответствующий. Иномарки обычные люди очень не любили. Помню, видел, как иностранная машина в центре врезалась в трамвай. Собравшиеся вокруг люди радостно потирали руки - это ж водитель иномарки в аварию попал! Если бы «Жигули» были, они б водителя пожалели.

Впрочем, сначала еще было более или менее нормально, но ситуация на дорогах становилась все хуже и хуже - вплоть до сегодняшнего дня. Я стал намного реже выезжать в город и сейчас в центр на авто практически не езжу.

- Почему?

Надольский: - Я работаю в бюджетной организации, которая и до этого не баловала зарплатой, а теперь в свете экономической ситуации эта зарплата со страшной силой скукожилась. А бензин стоит недешево. Кроме того, работаю я в центре, и если ехать в час пик на машине, у меня уходит полтора часа, а на метро - 40 мин. В транспорте я могу спокойно продумать лекцию, которую буду читать, решить задачу, почитать газету.

Основной момент - массовость машин на улицах - вырабатывает в человеке чувство автомобильной стадности. Мол, если я нахожусь в этой массе - должен ехать так, как все. С той же скоростью ехать, даже если она и выше разрешенной, выдерживать ту же дистанцию, пропускать тех, кто вклинивается… У меня чувство стадности не развито, поэтому мне это все не нравится.

Есть еще разные неприятные субъекты в этом стаде. Так, например, видел недавно одного. Барабан, который называют музыкой, звучит из магнитолы со страшной силой, в одной руке - мобильник, во второй - руль, и он при этом начинает нахально вклиниваться, подрезать. Кстати, если он и обгоняет, то ненадолго - на ближайшем светофоре я его догоняю. Чего ради обгонять, если впереди светофор и поток идет в среднем с одной скоростью? Нет, все равно обгонит, причем обгоняют не только слева, часто пересекая двойную сплошную полосу, но и справа, по обочине.

Часто вижу такую картину. Сидит за рулем молодой человек, машина у него вроде приличная. И почему ему кажется, что если он прется с бешеной скоростью, довольной мордой и страшным ревом музыки из салона, то все вокруг думают: «Какой крутой парень едет»? Ведь на самом-то деле все говорят: «Балбес за рулем!»

- Нарушителей стало много. Куда же тогда смотрит ГАИ?

Надольский: - Я сам удивляюсь! Вы видели, как по городу ездят мотоциклисты? Не ездят - носятся! Для них что, правил не существует?

Лапко: - По-моему, наоборот, ГАИ способствует тому, что ситуация в скоростном плане улучшилась. Я сужу по себе. Если раньше мог пролететь по городу со скоростью до 100 км/ч , то сейчас так сделать уже не могу. Вероятность того, что попадешься на радар, - 90%. Года три назад радары были лишь в каких-то определенных местах, которые все знали, сейчас же их стало гораздо больше. Техники заметно прибавилось.

- Как в целом оцениваете собственную манеру езды?

Лапко: - Года два назад - на грани фола. У меня было множество правонарушений и, соответственно, штрафов - в основном за превышение скорости. Сейчас же благодаря возросшей упакованности ГАИ мой пыл несколько приутих. Свое дело сделала и пара статей за скорость, из-за которых едва не лишился прав.

Езжу не то чтобы флегматично, двигаясь только в одном ряду, как рекомендуют ПДД. Само собой, маневрирую, ориентируясь по ситуации на дороге. Если впереди какие-то тугодумы едут - буду пробиваться, пользуясь неделикатными методами. По скоростному режиму сейчас вопросов нет - езжу без антирадара, и за год ни одного штрафа за превышение.

Когда у меня была Vectra - я из нее выдавливал все что можно. За два года положил два двигателя, два сцепления и коробку передач. Поэтому, судя даже по себе, делаю вывод: чем приземленнее класс машины, тем больше хочется из нее выжать. Сейчас гоняют те, кто пытается выдавить из средней машины рев спорткара - делают дешевый тюнинг и самовыражаются. Бывает, ко мне цепляются на светофорах, причем цепляются машины классом ниже, бывает, даже на дизельных двигателях, «душить» которые в принципе невозможно.

- Чем выше класс автомобиля - тем меньше хочется гонять?

Лапко: - Я могу говорить о себе: гонял первые 3-4 месяца, пока не раскрыл весь потенциал машины. Всё, я знаю, на что она способна, и мне даже как-то неинтересно уже на светофоре гоняться с машиной, которая заведомо тебе проиграет.

- Что более всего раздражает при езде по городу в час пик?

Лапко: - В летний период - «подснежники», пенсионеры, которые занимают второй ряд и едут со скоростью даже не 60, а 40 км/ч . Я их, конечно, понимаю, но все-таки есть первый ряд - езжайте по нему как хотите. Также раздражают учебные автомобили. Когда я учился семь лет назад - мы ездили утром после девяти и вечером, когда люди разъезжались на работу или с работы. Сейчас же в час пик по оживленным улицам и проспектам эти машины с табличками «У» едут колоннами, причем опять же не в первом ряду. Для вас существует низкоскоростной первый ряд! Тянитесь за автобусами! Нет, им нужна вторая, нужно учиться разворачиваться именно в час пик.

Раздражение вызывают и неисправные светофоры, само собой. То же с перекрестками, где светофоров нет вовсе, хотя должны быть - например, на пересечении ул. Макаенка и Парниковой. Чтобы его проехать, нужно прежде простоять полчаса в пробке.

- Как относишься к такому типу водителей, как понтовые юные водители на мегадорогих иномарках?

Лапко: - Они меня вообще бесят. На дороге такие типы сразу видны. Еду, например, в первом ряду с общей скоростью потока - 60- 65 км/ч , а сзади такой начинает мне фарами моргать, чтобы я ему уступил ряд, хотя справа даже места нет, чтобы перестроиться. Когда таких мудаков вижу - скидываю скорость до 40 км/ч . Может, небезопасно, зато поучительно. Качу его так, если не тороплюсь никуда, километров 5-6, потом отпускаю.

- Такие опасны на дорогах?

Лапко: - Опасны. Когда такой из первого в третий ряд ныряет чуть ли не под прямым углом в потоке на скорости - это неприятно. Он-то думает, что успевает проскочить, а на самом деле всем приходится притормаживать. При определенном стечении обстоятельств можно запросто «собрать гармошку».

Надольский: - Я подмечал, что в целом нарушают чаще именно крутые машины. Если за мной едет старая иномарка или «Жигули» - никогда не обгоняет. Если обгоняет, то новая машина. Ясно, что характеристики авто позволяют ехать быстро, вот он пользуется и несется. Несмотря на то что дорога, скажем, мокрая, а по мокрой дороге больше чем 80 км/ч ехать нельзя - это будто по гололедице ехать. Знаю, что неопытные водители-выпендрежники любят превышать скорость, обгонять где попало. Пошел как-то один такой на обгон моей машины за городом прямо на горке - не дай бог встречная…

- Что ими руководит?

Лапко: - У них с рождения родовой проездной на все виды скорости. Чего ему заморачиваться, если максимум, что случится, - так это кошелек немного похудеет. А серьезные проблемы разрулят мама и папа. У него голова не болит, что его прав лишат, а без прав он, скажем, лишится работы. Чего б не поборзеть?

Надольский: - Также в их руках - инструмент для выработки адреналина. Едет с большой скоростью, чувствует себя богом, хочет возвыситься над теми, кто тут ползет. Это все от неопытности и плохого воспитания. Ну и примитивную мысль скажу - от Интернета, его сейчас модно во всем винить. Многие молодые люди мало читают, у них мало информации для того, чтобы мыслить аналитически и стратегически. Им сложно предугадать, чем могут закончиться их нарушения, ведь они, как плохой шахматист, думают лишь на один шаг вперед, а не на 10.

- Понтоваться тачками любит только молодежь или автомобильному понту все возрасты покорны?

Лапко: - Все-таки гламурные дедки, которые в свои 60 лет ездят на дорогих машинах, более спокойны, культурны и сильно не выкаблучиваются. И вообще, чем старше возраст - тем меньше понта и больше культуры. Но есть и исключения. Немцы как-то составляли среднестатистические образы наиболее бескультурных и опасных водителей. На первом месте были типы, гоняющие на диких скоростях на таких ведрах с болтами, как старые BMW 1994- 95 г .в. На втором месте - опять же, скажем, BMW , на котором едут парень с девушкой. Парень, пытающийся выпендриться высокими скоростями перед своей леди, на дороге очень опасен: мол, у меня такая быстрая машина, и я такой любитель адреналина, хотя сам, может, обычный ботаник в связанном мамой свитере.

- Не пытался покорить леди навыками скоростной езды?

Лапко: - Не скрою, пару раз случалось. Ночью, на абсолютно безлюдной улице - была у нас одна такая, на которой можно было погонять… Первая подруга побелела - оказалось, не любит скорость. Вторая так вообще выскочила в слезах из машины. Так что никаких плюсов в личном плане этот выпендреж мне не принес. Нормальная девушка должна любить безопасность, тем более что в экстремальной ситуации она, находясь на пассажирском сиденье, ничего не сможет сделать.

- В Европе даже богатые люди предпочитают покупать малолитражки, у нас - кроссоверы. Почему?

Надольский: - С чем встретились путешественники, открывшие Америку? С туземцами. Как они их подкупили? Давали им блестящие вещи - бусы примитивные, дешевые переливающиеся камушки. Так и у нас, как говорили сирийцы, «цивилизация дошла до дикарей». Деньги у многих шальные, а шальные деньги не ценятся. Другое дело - пашет человек у станка, в шахте. Доценты тоже пашут и копейки считают, ценят деньги. Обладатели же шальных денег хапают самые блестящие, вычурные вещи, чтобы отличиться от других, быть лучше. Не умом, не бицепсами - так машиной.

Лапко: - Это всё пошло еще из фильмов начала 1990-х гг., где создавался культ джипа как признак состоятельности и самовыражения. Среди джипов появилось множество моделей, которые по ходовым характеристикам приближаются к спортивным моделям. Тот же Porsche Cayenne, BMW X 6, Land Cruiser с дурными объемами. На такой «лошади» запросто можно сделать среднестатистический седан объемом в 2- 2,5 л . И это считается чем-то крутым. Если раньше джип считался медленным и неуклюжим автомобилем для понтовой езды, мол, он у меня есть - и одним этим фактом я на всех клал, то теперь на джипе можно еще и погонять. Поэтому есть спрос на такие машины. Мои друзья-немцы, приезжая, удивляются автопарку на наших улицах - такого количества BMW X 6 они у себя не видели. Вообще, плачутся не плачутся, но средняя цена машины в Минске до $10 тыс. уже, наверное, дошла. Сейчас те же «Жигули» или «пассатики» B 2 и B 3, коих раньше было тьма, днем с огнем не сыщешь.

Впрочем, последние года три ситуация меняется. Люди покупают все больше машин с гибридными моторами. В свое время дикой популярностью пользовались Daewoo Matiz - на сегодняшний день, правда, куда-то пропали. Люди берут «мерседесы» A -класса, «опели» A -класса, маленькие «сузуки» и «форды». Если подсчитать все объемы двигателей по Минску и разделить на пользователей - показатель, по-моему, не превысит полтора литра.

- Анатолий, студенты, ездящие на транспорте, успешнее в учебе, чем ездящие на машинах?

Надольский: - Я особо не знаю, кто из моих студентов ездит на машине, а кто - на транспорте. Но могу сказать, что не встречал толковых студентов, которые бы хвастались наличием у них машины, и встречал не очень толковых ребят, которые рассказывали друзьям о своих автомобилях, купленных, кстати, в большинстве своем их родителями.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Андрей Лапко родился в 1984г. в Минске. Окончил Минский государственный торговый колледж и БГЭУ. На данный момент работает шеф-поваром ресторана «Агат». Водительский стаж - 7 лет. Первый автомобиль - Wartburg , сейчас ездит на Audi TT.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Анатолий Надольский родился в 1939г. в деревне Свидно Логойского района Минской области. Окончил МВИРТУ в 1962г. по специальности «военный инженер по радиотехнике». Работал на испытательном полигоне, преподавателем в МВИЗРУ (ныне - Военная академия). В данный момент работает доцентом БГУИР, кандидат технических наук, доцент. Водительский стаж - 50 лет. Первый автомобиль - «Жигули». Сейчас ездит на Renault 19.
Добавить комментарий
Проверочный код