Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№35 (809) 05 сентября 2011 г. Радости жизни

«Я - амбициозный человек, люблю славу, почёт»

05.09.2011
 
Максим ИВАЩЕНКО



Президентским указом от 2 августа почетное звание народного артиста Беларуси среди прочих присвоено и Александру Анисимову, главному дирижеру Государственного академического симфонического оркестра РБ Белгосфилармонии. Корреспондент «БелГазеты» расспросил Александра Анисимова о том, какие возможности для оркестра открывает новый статус его руководителя.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ

- Звание народного артиста - это для вас что?

- В искусстве, как в армии, есть должности, которые предполагают определенные звания. Первый оркестр РБ - это такое подразделение, руководить которым должен генерал.

Конечно же, руководитель должен соответствовать своему высокому званию, его нужно заслужить. Но я, проработав здесь 10 лет, чувствовал, что оркестр уже ждет этого. Мы вроде бы неплохой коллектив, у нас аншлаги, нас приглашают за границу, признали во многих госструктурах - но что ж такое? Коллектив начинает уже как-то косо смотреть на своего руководителя: «Что-то с ним не в порядке... Или, может, у него что-то не в порядке с властью? Видимо, есть какие-то причины, что ему столько лет не дают звания».

Хотя наше 10-летнее сотрудничество с оркестром было подчинено главной задаче: быть нужными публике. Эту нужность мы чувствовали год от года все больше. Поэтому слово «народный» - оно очень емкое. Наш оркестр действительно стал очень нужен народу. И если лично мое искусство, мое творчество, мой труд, интеллект и энергия востребованы, то, наверное, можно считать, что это звание - заслуженное.

- Вы не причисляете себя к артистам-бессребреникам: дали звание - и ладно, а теперь оставьте меня в покое, дайте заняться творчеством?

- Признание государства для меня, как и для любого артиста, небезразлично. Я ревниво отношусь к любому проявлению внимания ко мне. Я - амбициозный человек, люблю славу, почет. Я хочу, чтобы зал был обязательно полон, и готов идти на разумные компромиссы ради того, чтобы привлечь публику. Иногда это стоило мне негативных отношений с влиятельными людьми из мира искусства.

- До сих пор у вас было только звание «Заслуженный деятель искусств России». Сейчас вы получили первую культурную легитимацию на белорусском поле…

- Мой путь к званию «Народный артист Беларуси» был очень длинным. Столько раз эти бумаги куда-то откладывались, исчезали... Речь об этом шла, наверное, уже лет 10. И все это время я был абсолютно спокоен: я знал, что это вряд ли реально. Не потому что я перед кем-то в чем-то виноват или еще, не дай бог, состою в какой-то оппозиции… Но, видимо, чувствовалась во мне какая-то свобода и неприятие обязательств. Некоторых это устраивало: очередь к званиям можно было немножко растолкать за счет таких, как я.

Одно время шла речь о том, чтобы дать мне «Заслуженного деятеля искусств РБ», но я попробовал донести мысль, что лучше этого не делать. Никто бы этого просто не понял: мои студенты, которым я когда-то преподавал и которые были моими ассистентами, - уже давно заслуженные деятели искусств.

В итоге власти предержащие смогли как-то перепрыгнуть через одну ступеньку (звание «Народный артист Беларуси» присваивается не ранее чем через 5 лет после присвоения почетного звания «Заслуженный артист РБ» или «Заслуженный деятель искусств РБ». - «БелГазета»). Но такое случается - тем более у меня уже была Госпремия РБ за осуществление постановки оперы Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха».

И вот мне звонит первый замглавы администрации президента Александр Радьков и поздравляет с присвоением звания народного артиста. Честно говоря, во многом это его инициатива. Александр Михайлович очень интересный и образованный человек, его супруга и его семья любят классическую музыку, были на наших концертах…

- Получается, вы, скорее, протеже Радькова, чем Минкульта?

- Я протеже нашей публики. И Радьков, и Минкульт - это тоже наша публика. Павел Латушко (министр культуры . - «БелГазета») - большой «фан» нашего оркестра. Став министром, он, думаю, очень горячо чувствовал, что такой народный артист, как я, в его иерархии не повредил бы.

ЭЛИТА РЕСПУБЛИКИ

- Как вы воспринимаете музыкантов своего оркестра? Это ваши рабы, приятели или верные вассалы?

- Существует два типа дирижеров - диктатор и демократический руководитель. Дирижер-демократ может найти в своих соратниках такой модус общения, который даст им стимул для творчества, а не только для подчинения. Я отношу себя именно к этому типу. Но диалектика жизни предполагает не только белое и черное: мне приходится принимать волевые решения, которые не всегда могут быть популярны. А иногда я иду на какие-то очень дружеские акции - вплоть до принятия от своих подчиненных приглашения прийти в гости.

С музыкантами оркестра мы, скорее, партнеры, такая форма общения мне больше симпатична. Но что касается музыки и профессионального творчества, то здесь я достаточно жесток, здесь мне советы не нужны.

На репетициях я неоднократно подчеркиваю: мы - первый и единственный государственный академический симфонический оркестр Беларуси, мы - элита. И даже на улице мы должны нести эту элитарность. Мне кажется, за 10 лет в этом отношении я сделал очень много. Мне говорят: «Какие красивые у вас дамы в оркестре, какие у них прически, туалеты, какие у вас подтянутые мужчины...» - мне это всё очень важно. 60% публики слушает нас глазами. А что им еще делать на протяжении двух отделений по 45 минут? Музыка вбирается внимательным разглядыванием: как повел себя дирижер, как воспряли музыканты… Если музыканты сидят разболтанные и расхлябанные, если им неинтересно играть - кому это интересно слушать?

- Свинина по Br70 тыс. за кило в торговых точках не накладывает отпечаток на игру оркестра?

- Случается, экономические вопросы у нас возникают посередине между Чайковским и Вагнером. Были такие ситуации, особенно в работе с провинциальными оркестрами, когда я чего-то требую или не дай бог проведу сравнение с каким-то западным оркестром, а мне отвечают: «Маэстро, вы так многого хотите, а вы знаете, сколько мы получаем?» На это у меня всегда есть очень простой ответ: «Государство дает столько, сколько оно может дать. Если вас эта профессия не устраивает, вы можете ее поменять». Об этой зарплате думали, гадали, рядили, голосовали не один час и не один год. Конечно, это мало, все об этом знают, но изменить пока ничего невозможно. Поэтому давайте делать эту работу хорошо - никто другой ее не сделает.

Я веду эти проповеднические разговоры, но сам-то понимаю: деньги людям все равно нужны. Ну что я здесь могу сказать? Может быть, нашему брату чуть полегче: когда мы играем красивую музыку, в этой работе музыкант словно забывается, ему немножко легче переносить сложности и верить, что они не навсегда.

АНШЛАГ НЕ РАДИ КАССЫ

- В афише главных проектов оркестра на новый сезон - Гия Канчели, Кароль Шимановский, Оливье Мессиан… Где же столь любимый вами Чайковский? И откуда такая внезапная страсть к новой музыке?

- Эти концерты выделены в разряд главных, в первую очередь, по причине нашего к ним интереса. И нам кажется, они будут полезны и интересны нашей публике: сочинений Чайковского и Рахманинова звучит и так бесконечное количество. При этом «своего любимого Чайковского» я просто так не сдам: целую программу Чайковского я буду скоро дирижировать в Вильнюсе, «Лебединое озеро» будет звучать на наших концертах в Гомеле, 30 декабря Чайковский будет звучать в Белгосфилармонии.

Обратиться к новой музыке было очень непросто: есть риск, что на новые имена публика не пойдет. Риск не в том, что будет какой-то скандал или публика будет плеваться, - это может просто не заинтересовать публику, кассы не будет. А мне обязательно нужен аншлаг - не для кассы, а для оркестра, для себя, как утверждение того, что мы популярны. Но я делаю хитрые вещи - вместе с пьесой «Et expecto resurrectionem mortuorum» («Чаю воскресение мертвых») Мессиана для духового состава оркестра и ударных я поставлю хит - «Stabat Mater» Джованни Перголези со струнными и детским хором.

Распространители билетов плюются, когда видят такие программы: «Ну что этот Анисимов опять придумал!» Но в результате все билеты у них разбирают.

При этом в Беларуси, у которой достаточно серьезный имидж страны, успешно развивающей классическое исполнительское искусство, к сожалению, нет хороших залов. Наша филармония - это бывший Дворец культуры, где акустика оставляет желать лучшего. Сцена здесь построена не для классики: на ней танцуют, пляшут, гремят децибелы, показывают фокусы... Я не мистик, но глубоко убежден: сцена - это что-то живое, его нельзя насиловать. Либо давайте насиловать сцену филармонии как show stage , а для классической музыки специально построим зал, как в Польше.

- Обладая званием народного артиста, вам, наверное, будет легко пролоббировать этот проект...

- То, что не всегда удается политикам, чиновникам от культуры, администраторам и директорам, иногда удается такой личности, как артист. Я очень надеюсь, что у меня хватит сил, времени и веса, чтобы смочь проложить дорогу в тот офис, где прислушаются к моему мнению. Я ни в коем случае не принижаю значение Минкульта или дирекции филармонии, но «жечь глаголом сердца» должен именно артист, который чувствует себя патриотом.



СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Александр Анисимов родился в 1947г. в Москве. В 1975г. окончил Ленинградскую консерваторию, в 1980г. - Московскую. В 1975-80гг. - дирижер Ленинградского Малого театра оперы и балета; 1984-89гг.- дирижер Пермского государственного театра оперы и балета. В 1989г. получил звание «Заслуженный деятель искусств России». С 1980г. - главный дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета РБ. Лауреат Госпремии БССР за постановку оперы «Дикая охота короля Стаха» (1990г.). Работал с симфоническими оркестрами Австралии, Индии, Аргентины, Ирландии, Исландии, Кореи, России. С 2001г. - главный дирижер Белорусского государственного академического оркестра. В 2011г. получил звание «Народный артист РБ».
Добавить комментарий
Проверочный код