Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№35 (809) 05 сентября 2011 г. Экономика

Крепкие хозяйственники

05.09.2011
Неиспользование 2930 тыс. кв. м площадей - огромная упущенная выгода
Деньги, активы и ресурсы в руках профессионалов дают прибыль, налоги и зарплаты. Некомпетентные менеджеры превращают деньги в фантики и долги, станки - в металлолом, а недвижимость - в руины. Распорядители чужого в Беларуси могут претендовать на место вТоp -20 самых безалаберных и бесхозяйственных менеджеров мира. Использование иностранных инвестиций и госимущества подтверждает этот нелицеприятный вывод.
Ярослав РОМАНЧУК



ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - ПРИГЛАШЕНИЕ К ДЕФОЛТУ

По данным Белстата, за I полугодие в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили $9 млрд. Большие деньги. В условиях, когда на весь 2011г. краткосрочные долги составляют чуть более $12млрд., такая цифра кажется инвестиционной победой белорусских властей. Однако при детальном рассмотрении этой суммы взору открывается совсем иная картина.

Из общего объема - $7993 млн. - иностранных инвестиций (ИИ) прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили $5652 млн., портфельные - $1,3 млн., прочие - $2340 млн. По сравнению с I полугодием прошлого года валовое поступление ПИИ увеличилось в 2,1 раза. Из общего объема иностранных инвестиций 29,3% пришлось на торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий. Этот же сектор обеспечил 35,8% всех ПИИ на I полугодие. На транспорт пришлось 35,1% всех ИИ и 48,4% всех ПИИ. Третьей по величине привлеченных ИИ стала обрабатывающая промышленность - 25% ИИ и только 7,7% ПИИ.

Победный дух по поводу ПИИ скукоживается после анализа того, какие деньги были привлечены в страну. Оказывается, 84,3% всех ПИИ - это долговые инструменты. Иными словами, $4765 млн. ресурсов в условиях де-факто 300-процентной девальвации привлечены в основном субъектами хозяйствования, подчиненными республиканским или местным органам власти. Если к этой сумме прибавить $2,3 млрд. «прочих иностранных инвестиций» (29,3% от общего объема ИИ), полученных не от прямого инвестора, то динамика валютного кредитования захватывает дух. Из общего объема «прочих инвестиций» 81% приходился на оплату производственных запасов и товаров для реализации; 6,5% - на погашение кредитов, займов и процентов по ним.

Диагноз инвестиционной политики - весьма тревожный. Более $7 млрд. краткосрочных валютных кредитов при весьма скудных золотовалютных резервах и дефиците текущего счета платежного баланса под 25% ВВП - это полное безрассудство и безразличие по отношению к тем, кто будет эти кредиты обслуживать и отдавать.

Брать миллиарды долларов в год в условиях ухудшающегося платежного баланса, истощенных золотовалютных резервов - это толкать страну в объятия дефолта. По данным Белстата, «задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за I полугодие 2011г. составила $4,6 млрд., что в 1,9 раза больше, чем за I полугодие 2010г.» . Оказывается, то, что власти называют инвестициями, точнее было бы назвать валютными кредитами. С учетом того, что они берутся под 10% годовых и выше, такую инвестиционную политику правильнее назвать иждивенческой. Во многих случаях имеет смысл говорить о подготовке к рейдерскому захвату госпредприятий по схеме «акции взамен на валютные долги».

Республиканская власть, с одной стороны, начальники концернов и директора госпредприятий, с другой, заинтересованы, в первую очередь, в выполнении валовых показателей. Они за ценой не стоят, не торгуются. Отсюда такой резкий рост инвестиций - валютных кредитов. Больше всего их поступило от резидентов России (58,6% от общего объема ПИИ), Британии (24,7%) и Кипра (3,7%).

Мало того что над страной, о чем свидетельствуют отчеты международных рейтинговых агентств, нависла угроза дефолта по внешним обязательствам - она сталкивается с острейшей проблемой использования валютных ресурсов. Из $8 млрд. ИИ в реальном секторе использовано только $2901 млн. (36,3%). Неиспользованными остались $5092 млн., или 63,7% ИИ, в т.ч. задолженность за товары, работы, услуги - 57,4%. Лишь небольшая толика ИИ являются реальными вложениями конкретных заинтересованных собственников в машины, станки и оборудование, на которых будут производиться конкурентоспособные товары будущего.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСИМУЩЕСТВОМ - БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТЬ ВРЕМЕНЩИКОВ

Еще одно подтверждение бесхозяйственности - качество использования госимущества. По данным Госкомитета по имуществу, на 1.07.2011г. общая площадь объектов госимущества составляет 146,7 млн. кв. м. Из нее сдается в аренду или находится в безвозмездном пользовании 7,95 млн. кв. м (5,4% от общей площади). Доля республиканской собственности - 20,6%. Местные же органы власти сдают в аренду 6,3 млн. кв. м.

Неиспользованными являются 2,93 млн. кв. м площадей, из которых в республиканской собственности находится 23,6%, а местные органы власти не используют 2,24 млн. кв. м коммунальной собственности.

Неиспользование 2930 тыс. кв. м. площадей - огромная упущенная выгода. Если посчитать в среднем даже по 5 евро за 1 кв. м, то получится, что ежемесячно государство недополучает более 14,6 млн. евро, или 176 млн. евро в год. Этих денег хватило бы для выплаты месячной пенсии всем пенсионерам страны. Не используешь - продай или отдай местным предпринимателям, которые вынуждены оплачивать огромную стоимость аренды.

Еще больше вопросов возникает по поводу аренды госимущества чиновниками разных уровней и органов госуправления. Для многих из них коммерческая деятельность (сдача в аренду и управление активами) стала доминантой. Арендные отношения - прекрасный способ использовать казенное имущество для личной выгоды. Проследить правильность и чистоту сделок невозможно. Сумма официально получаемых в бюджет ресурсов очень мала. Поэтому единственным правильным выходов из этой ситуации является безвозмездная передача/продажа за символическую цену госимущества национальному бизнесу страны.

Наконец, есть вопросы к недвижимости, которая находится в распоряжении чиновников/политиков. Республиканские и местные органы власти используют 136 млн. кв. м недвижимости. При этом в бюджете страны неналоговые поступления мизерны, что подтверждает крайне низкое качество госуправления активами. Если бы небольшую часть этих активов сдать в аренду, то можно было бы, не прибегая к инфляции, повысить пенсии хотя бы до $150 в месяц.
Добавить комментарий
Проверочный код