Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№35 (809) 05 сентября 2011 г. Экономика

Отнять и поделить

05.09.2011
 
Итак, скоро за счет открытия дополнительной сессии на БВФБ станет известен официальный рыночный обменный курс, а вскоре после этого можно будет прийти и к единому курсу. Однако для стабилизации валютного рынка требуются не только популярные меры - участникам внешнеторговой деятельности не стоит расслабляться.
Максим Знак



Отсутствие достаточных резервов и продекларированное обязательство прекратить денежную эмиссию негативным образом сказались на доступных для государства математических действиях. К сожалению, придется забыть, как прибавлять и умножать, - останется только отнимать и делить.

Насчет математического действия «отнимать» решено начать с внешней дебиторской задолженности. 30 августа президент потребовал сократить задолженность вдвое до конца года. Очевидно, предвидев это, днем ранее Совмин принял постановление N1145, в котором содержится требование о сокращении суммы дебиторской задолженности как минимум на 50% в срок до 12 сентября. Задача минимум впечатляет: за 14 дней необходимо собрать $2,5 млрд. Если такой результат будет достигнут, то можно фиксировать прорыв в коллекторских технологиях и массово экспортировать услуги по взысканию долгов.

Впрочем, в самом постановлении N1145 не все ясно: имеются неоднозначные критерии внешней дебиторской задолженности. Речь идет о «внешней дебиторской задолженности, числившейся на 1 июля 2011г. (за исключением задолженности, взыскание которой в настоящее время является предметом судебного разбирательства или находится на стадии исполнительного производства)» . Если имеется в виду некая абстрактная сумма задолженности в числовом выражении (не только просроченной, но и обычной), существовавшей на 1 июля, то уменьшить текущую задолженность можно только за счет изменения условий поставки (переход на предварительную оплату), что вряд ли получится у всех экспортеров. Если речь идет о конкретных суммах задолженностей, существовавших на 1 июля, и по состоянию на 12 сентября будет производиться проверка, погашено ли 50% именно из тех двухмесячной давности долгов (пусть даже текущие долги в несколько раз их превысили), то подход к решению задачи другой. Экспортерам будет гораздо легче выполнить данное указание. Наконец, если имелась в виду только просроченная дебиторская задолженность (причем та, которая на «настоящее время» не является предметом судебного разбирательства, не считается), то можно подать заявление в суд до 12 сентября и отрапортовать о том, что поставленная задача выполнена.

Постановление Совмина распространяется на организации с долей собственности государства и на коммерческие предприятия. На совещании у президента 30 августа было заявлено, что отменяется действие всех указов и иных нормативных актов, содержащих запрет на проведение внеплановых проверок КГК и правоохранительными органами. Учитывая возможные осложнения, можно предположить, что возвратом валютной выручки будут заниматься все экспортеры.

Помочь взысканию внешней «дебиторки» очевидно призвано принятие дополнительных мер, которые можно охарактеризовать лозунгом «бей своих, чтобы чужие боялись». Еще не успели вступить в силу изменения в указ N178 от 27.03.2008г., предусматривающие возможность прекращения внешнеторговых операций при банкротстве контрагента, а Нацбанк уже объявил о прекращении выдачи разрешений на продление сроков завершения валютных операций. Как известно, за каждый день просрочки завершения операций установлен штраф в размере до 2% от суммы операций (и совокупно до 100% от суммы). Соответственно, если процедура банкротства продлится более 50 дней сверх срока поступления выручки (например, 60 дней после оплаты - при импорте), то всю выручку можно потерять.

Учитывая, что процедура банкротства может длиться несколько лет, выводы понятны. Впрочем, кроме банкротства и ликвидации, существует еще много ситуаций, когда продление сроков завершения валютных операций жизненно необходимо. Если же Нацбанк действительно прекратил выдавать разрешения, то у многих белорусских компаний возникла серьезная проблема.

Из математических действий осталось еще и «делить». Снятие всех запретов на проверки увязано с тем, что некоторые лица получили в создавшейся ситуации «сверхдоходы». Эти доходы должны быть изъяты, а средства от избыточного роста цен собраны в спецфонд и направлены на помощь малообеспеченным гражданам. Неужели импортеров, не имевших возможности приобрести валюту на бирже и уже немало заплативших за кризис, обяжут вернуть отраженные в бухгалтерской отчетности «сверхдоходы»? Впрочем, возможно, речь шла о доходах предприятий, которые по каким-то причинам имели возможность зарабатывать на доступе к валюте по официальному курсу.
Добавить комментарий
Проверочный код