Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№32 (806) 15 августа 2011 г. Тема недели

Если друг понаехал вдруг

22.08.2011
 
Жизнь теперь такая, что не устаешь задаваться вопросами. Кто обрушил белорусский рубль на сайте prokopovi.ch ? Кто расчленил наших куриц и увез их окорочка и крылышки, оставив на полках смерзшиеся суповые каркасы? Что стало со свининой и говядиной? Как можно работать за такую зарплату? И куда делась девушка после того, как ты сказал ей, что сумма с шестью нулями за ту блузку от Marks&Spencer - за гранью добра и зла? Пусть даже на блузке есть стразики от Swarovski .
Виктор МАРТИНОВИЧ

И вот ровно в тот момент, когда становится просто невыносимо от этих вопросов, по телевидению передают, что всё наше мясо теперь в Смоленске. На том месте, где ты всегда ставил свою крохотную немецкую десятилетку, во дворе обнаруживается огроменный джип с русскими номерами. Это потом окажется, что на джипе к тебе приехал твой дядя Дима из Майкопа, который просто отлучился на секундочку в магаз за колбасой и остался там подольше, увидев цены. А теперь, перед этим джипом, тебя пронзает ложная уверенность в том, что ты наконец получил ответы на все вопросы. Ну, возможно, кроме вопроса о том, куда делась девушка.

У белорусов нет опыта сожительства с представителями другой культуры, разместившимися непосредственно в твоем любимом кафе или ресторане и со смехом читающими белорусскую часть меню. Вся наша толерантность, как много раз подчеркивалось социологами, - миф, возникший оттого, что рядом с нами нет другого , отношение к которому можно проявить, осознав и свою собственную специфику. Ведь единственный способ самопознания - всегда через другого , который олицетворяет ту границу, которая отделяет «мир тебя» от «мира не-тебя». Мы жили (живем?) в загадочной и не до конца проясненной Вселенной, в которой все - «мы» и нет никакого «не мы».

До сих пор Минск был стерильным городом, иностранцев в котором не наблюдалось. А если и наблюдались, то в специально отведенных местах, в гомеопатических разведениях. Появление на улице группы туристов с фотоаппаратами, туристов, которые говорят на незнакомом языке, - сенсация, все на них будут оглядываться, интересуясь, откуда же приехали эти чужестранцы. Совсем не так относятся к другому , например, в Петербурге, по которому иностранцы ходят толпами и давно уже перестали хоть кем-то замечаться.

Превращение Беларуси в шоп-рай для россиян в корне меняет этот расклад. К нам устремились путешественники. Их нужно встречать улыбками, а мы не умеем. Им нужно объяснять наши традиции и нашу культуру, наш язык, а мы опять не умеем. Мы сидим за соседними столиками и злимся, что они заказали виски и смеются над словом «дзякуй». Это слово, видно, смешно звучит для русского уха.

Больше всего удивляет то, как мутировали наши отношения с россиянами после весны 2011г. Раньше они приезжали сюда как представители богатой, но не вполне устроенной страны, восхищались чистотой и порядком, тем, что по улицам можно гулять вечером без боязни, что тебе открутят голову. Так было до тех пор, пока средняя зарплата в Минске и в Москве отличалась в три-четыре раза. Но потом грохнуло, и теперь, друзья, мы зарабатываем в среднем в 10 (!) раз меньше, чем зарабатывают в Москве. Переведите свой доход в баксы по prokopovi.ch , а затем поищите на jobs.ru , сколько в России получает человек, занимающийся аналогичным вашему трудом.

И вот тут начались совершенно иные расклады. К культурному обмену, к общению о том, а у нас так, а как у вас, стал все больше примешиваться душок колониализма. Ну по типу, приехать на выходные из Пскова, пошопиться, покушать в дешевых белорусских едальнях, потом вернуться и написать в своем уютном бложике, что в Беларуси две основные религии - православие и язычники. Больше нет ощущения, что они едут в Европу, что Беларусь - это такая восточноевропейская Швейцария. Потому что в Швейцарии проезд в транспорте не может стоить RUR4-6 в эквиваленте. Беларусь теперь, скорее, похожа для них на какой-нибудь Минусинск или на Свердловск. Тем более говорят-то все по-русски, языковой границы нет.

Прибавьте к этому все малозаметные отличия - допустим, то, как их удивляет, что мы постоянно говорим «спасибо» и «пожалуйста», - и мы получим большую встречу двух цивилизаций. При этом одна из этих цивилизаций заведомо богаче второй, а вторая в своей закрытости последние 20 лет не имела большого опыта сосуществования с любыми гостями.

Не вполне понятно, чем это закончится для белорусских любителей колбасы и курятины, но белорусам как общности людей, объединенных одной культурой и традициями, это явно идет на пользу. Во-первых, мы получаем возможность едва ли не ежедневно, видя, например, поведение машин с русскими номерами на дорогах и отвечая себе на вопрос, стоит ли так вести себя нам, - понять, кто они, эти самые «мы». И как «мы» ведем себя на дорогах. Что такое белорусский способ вождения? Во-вторых, это общение развенчивает, пусть даже в несколько травматичной для национальной гордости манере, ряд мифов, которые плотно вбиты нам в подсознание пропагандой. Ну, например, миф о том, что Россия - бедная страна, в которой летом что-то постоянно горит, а зимой - замерзает. Мы видим, что все вокруг живут не просто лучше нас, но намного лучше нас. Ведь едут-то в основном не из Москвы, хотя из Москвы тоже, но не на шопинг, а на релакс. Едут из регионов, причем из регионов отнюдь не самых богатых, регионов, для жителей которых закупиться колбасой или свининой в Орше и притащить это через границу к себе в холодильник - это вариант. Мы слышим, какой размер пособия на третьего ребенка в России, и понимаем: на эту сумму можно, извините, купить дом. Большой двухэтажный дом.

Стало быть, нам, белорусам, есть куда, мягко говоря, расти и стремиться. Мы слышим, как там, в России, относятся к последним действиям Беларуси и что по этому поводу говорят по федеральным телеканалам, которые здесь зачищаются . Мы понимаем, насколько по-другому россияне относятся к такому слову, как «страх» , пусть даже их политика мало отличается от нашей.

Все это обогащает и сплачивает нас вокруг идеи нашей собственной «белорусскости». Собственно, это и есть, наверное, самое лучшее «союзное государство» - целиком умозрительное «федеративное» образование, в котором в результате интенсивного обмена между двумя частями «союза» обе стороны убеждаются в собственной исключительности и решают, что самое эффективное объединение - за столиком в баре, на один вечер. С тем, чтобы потом, обсудив семантику слов «частаваць» и отметив вкусовые качества водки «Бульбашъ», разъехаться по своим домам, к тем образам жизни, которые начинают казаться тем более правильными и единственно верными.
Добавить комментарий
Проверочный код