Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (806) 15 августа 2011 г. События. Оценки

Свадебный кортеж

22.08.2011
«Если МАЗ сегодня в роли невесты, то почему он не может иметь двух женихов?»
 Минский автозавод предложил новый вариант приватизации предприятия российскими инвесторами. Гендиректор автогиганта Александр Боровский считает вполне приемлемым одновременное создание холдинга с КамАЗом, в котором каждой из сторон будет принадлежать по 48% акций, и продажу 25% акций МАЗа Группе ГАЗ.


«Хочу озвучить свою новую позицию. Я человек из Бобруйска и считаю, что на вещи нужно смотреть трезво. КамАЗ предлагает нам холдинг, по 48% с каждой стороны, это будет российский холдинг. Но и ГАЗ просит продать 25% активов» , - приводит «Интерфакс» слова Александра Боровского. Он недоумевает:

Загвоздка в том, что нравы любвеобильной невесты, скорее всего, окажутся поклонникам не по душе. При реализации предложенной Минском схемы неизбежно возникнет конфликт производственных интересов российских автомобилестроителей. Аналитик по авторынку ИК «Финам» (РФ) Алексей Захаров пояснил «БелГазете», что, хотя по основной операционной деятельности предприятия находятся в разных производственных сегментах (ГАЗ выпускает легкие коммерческие автомобили, КамАЗ - тяжелые машины массой свыше 16 т и в меньшей степени - среднетоннажники), в узкой нише они конкурируют. Оба предприятия имеют в портфеле полугрузовые автомобили, автомобили повышенной проходимости и армейскую технику. По этим позициям они борются друг с другом в рамках российской системы закупок.

Не исключено, конечно, что каждый из стратегических партнеров мог бы кооперироваться с МАЗом в своем продуктовом сегменте. Но вот сотрудничество в производстве двигателей остается под большим вопросом. Дизельные моторы выпускают и КамАЗ, и входящий в состав Группы ГАЗ Ярославский моторный завод. «КамАЗ заинтересован в сбыте своих моторов, которые он производит на СП с Cummins. В Ярославле со вставлением многочисленных палок в колеса, но все-таки продвигаются к серийному выпуску нового двигателя, уже есть линия по производству моторов по зарубежной лицензии. Если к этому еще добавить недавно прозвучавшие слова руководства МАЗа о том, что он хочет развивать свое моторное производство, то получается такой треугольничек, который, боюсь, трудно будет нормально выстроить» , - указывает Захаров.

С тем, что вписать трехсторонние интересы в предложенную Боровским конфигурацию слишком сложно, согласны и аналитики Renaissance Capital. В направленном «БелГазете» комментарии ситуации они признали, что «трехсторонний синтез МАЗ - ГАЗ - КамАЗ маловероятен, учитывая возможный конфликт интересов ГАЗа и КамАЗа и необходимость продать свой контрольный пакет в МАЗ, которая встает в этом случае перед белорусским правительством» .

Пожалуй, именно последнее обстоятельство не позволяет придать сделке какие-то четкие очертания. Если вспомнить, как отчаянно еще недавно Беларусь боролась за то, чтобы при создании холдинга с КамАЗом не утратить контроль над своим автогигантом и создать совместную структуру исключительно на паритетных началах, очень настораживает, как легко белорусская сторона сменила тон.

Аналитик «Финам» убежден, что заявленная руководителем МАЗа новая схема - лишь попытка давления на камский завод. Именно с этим предприятием переговоры зашли дальше: стороны выбрали аудиторскую компанию, которая проведет оценку, руководство двух заводов совместно с чиновниками из белорусского Минпрома еще весной провело совещание по объединению, в ходе которого, как тогда сообщили, «согласовало план по взаимодействию, изучению и дальнейшему обсуждению принципиальных подходов».

Главный камень преткновения - цена. Аналитики Renaissance Capital в этой связи напомнили, что стоимость МАЗа, предложенная Беларусью ($2,5 млрд. за МАЗ в сравнении с рыночной оценкой КамАЗа до августовского падения на уровне $1,8 млрд.), была для российской стороны неоправданно высокой. И попытка «нарисовать» нового конкурента, не исключено, призвана сделать покупателей сговорчивее.

«В Набережных Челнах сидят очень неглупые люди, они все это достаточно быстро просчитают. Не думаю, что руководство Минского автозавода обладает достаточной степенью самостоятельности, чтобы делать подобные заявления. С высокой степенью вероятности можно предположить, что заявление Боровского было инспирировано в правительстве» , - отмечает Захаров.

Теоретически альянс МАЗа возможен и с Группой ГАЗ. В Renaissance Capital считают, что с точки зрения операционного управления компанией партнерство с МАЗом благоприятно для обоих российских автопроизводителей, учитывая, что белорусской компании, по данным за 2010г., принадлежит 9% российского рынка грузовых автомобилей (14-40-тонные грузовики) против 18%, принадлежащих «Уралу» (Группа ГАЗ), и 47% - КамАЗу. Кроме того, МАЗ неплохо позиционирован в сегменте магистральных тягачей, и это единственный сегмент на рынке тяжелых грузовиков, где КамАЗ не имеет лидирующих позиций, занимая лишь 4,4% доли этого рынка в 2010г.

Но вот с финансовой точки зрения больше шансов на МАЗ у КамАЗа, почти половина которого принадлежит холдингу «Ростехнологии». При необходимости госхолдингу легче будет найти средства на инвестиции в белорусский актив.

Фото abw.by
Добавить комментарий
Проверочный код