Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№32 (806) 15 августа 2011 г. Экономика

Упрощёнка для небедных

15.08.2011
ПравоТолк
Когда на вопрос «Как дела?» отечественные бизнесмены тяжко вздыхают и отвечают «Как у всех…», они демонстрируют не вполне обоснованный пессимизм. Ибо у всех по-разному. Девальвационные процессы послужили хорошим лекарством для тех, кто боялся больших чисел на ценниках, и даже у компаний, которые считают себя жертвами разразившегося валютного кризиса, номинальные финансовые показатели в белорусских рублях могут зашкаливать.
Максим Знак



По многочисленным просьбам предпринимателей и с учетом достигнутых отдельными малыми предприятиями экономических успехов 9 августа подписан указ N349 «О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения». Фактически указом изменяются положения Налогового кодекса в части регулирования возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Это как раз тот случай, когда бизнес не будет возражать, что изменения в закон вносятся указом. При этом указ вступает в силу после его официального опубликования, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011г., и действует до вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

Налоговые горизонты для «упрощенцев» значительно расширились. Теперь верхняя граница дохода, при которой можно применять УСН с уплатой НДС, - Br12 млрд. в год, а налоговый рубеж для применяющих УСН без НДС (с уплатой налога на сумму валового дохода) - Br3,4 млрд. Если сравнивать с предыдущими предельными значениями, то увеличение произошло практически в 3 и 2 раза соответственно. Учитывая, что обозначенных финансовых результатов надо добиться со штатом до 100 либо до 15 человек, условия для ведения бизнеса представляются вполне приемлемыми.

При этом если вдруг у кого-то из предприятий уже получилось в этом году перешагнуть ранее установленные планки (Br1,1772 и Br4,1202 млрд. выручки) и они были вынуждены перейти на общую систему налогообложения, указ предоставляет возможность вернуться к УСН, причем подача отдельного заявления в налоговые органы не требуется.

В связи с увеличением предельной возможной выручки о применении УСН могут задуматься и те организации, которые ранее применяли общую систему налогообложения. Для принятия решения необходимо рассчитать выгоды от возможной налоговой оптимизации и проверить, соответствует ли компания формальным критериям.

Ныне существуют следующие основные системы уплаты налога в упрощенном порядке: 6% от выручки + НДС; 8% от выручки; 15% от валового дохода (разница между доходами и расходами); и, наконец, самая льготная - 3% от выручки при реализации товаров и услуг за пределы Беларуси. Составив и решив для каждой системы несложное неравенство, можно увидеть «пограничные» значения доли затрат либо процента рентабельности, при которых УСН становится выгодной.

Однако выгодность УСН может проявляться не только в уменьшении суммы причитающегося к уплате налога. Сбереженные человеко-часы специалистов, рассчитывающих налоги, также имеют свою стоимость. Также отныне даже организации, уплачивающие НДС, вправе не применять общий порядок ведения бухучета и вести его только в книге учета доходов и расходов (при условии, что совокупный размер выручки не превысит Br3,4 млрд., а средняя численность работников - 15 человек). Соответственно, экономия на бухгалтерской службе предприятия может быть весьма значительной. Впрочем, согласно указу N349, коммерческие организации с долей госсобственности должны вести учет на общих основаниях.

По критериям для применения УСН также есть нюансы. Все предприниматели представляют, что такое размер выручки от реализации, поэтому с этим критерием проблем не возникает. А вот средняя численность работников определяется особым образом, поэтому фактическое число участвовавших в деятельности организации работников может значительно превышать закрепленные предельные значения средней численности - 15 и 100 человек.

Во-первых, определяемая численность работников является средним значением, зафиксированным с начала отчетного периода. То есть в некоторые месяцы работников может быть больше, чем 15, при условии, что за счет меньшей занятости в другие месяцы, среднее количество работников будет соответствовать существующим ограничениям.

Во-вторых, исходя из ст. 286 Налогового кодекса, среднюю списочную численность работников необходимо определять по данной законодателем формуле и с учетом правил постановления Минстата от 29.07.2008г. N92. По основному месту работы (а также в случае заключения гражданско-правовых договоров) каждый работник считается за единицу (даже если он работает на условиях неполного рабочего времени), а вот совместители учитываются исходя из фактического количества штатных единиц (в т.ч., например, 0,1, 0,25 ставки). Таким образом, именно за счет совместителей, работающих в режиме неполного рабочего времени, может быть при необходимости расширен штат предприятия.

В общем, остается ждать пополнения в лагере «упрощенцев» и надеяться, что увеличенные предельные значения не потеряют своей реальной ценности, а постоянное расширение прав бизнеса, а также четкость и простота применимых при его ведении правил станут нормой, а не приятным исключением.
Добавить комментарий
Проверочный код