Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№32 (806) 15 августа 2011 г. Экономика

Упрощёнка для небедных

15.08.2011
ПравоТолк
Когда на вопрос «Как дела?» отечественные бизнесмены тяжко вздыхают и отвечают «Как у всех…», они демонстрируют не вполне обоснованный пессимизм. Ибо у всех по-разному. Девальвационные процессы послужили хорошим лекарством для тех, кто боялся больших чисел на ценниках, и даже у компаний, которые считают себя жертвами разразившегося валютного кризиса, номинальные финансовые показатели в белорусских рублях могут зашкаливать.
Максим Знак



По многочисленным просьбам предпринимателей и с учетом достигнутых отдельными малыми предприятиями экономических успехов 9 августа подписан указ N349 «О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения». Фактически указом изменяются положения Налогового кодекса в части регулирования возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Это как раз тот случай, когда бизнес не будет возражать, что изменения в закон вносятся указом. При этом указ вступает в силу после его официального опубликования, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011г., и действует до вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

Налоговые горизонты для «упрощенцев» значительно расширились. Теперь верхняя граница дохода, при которой можно применять УСН с уплатой НДС, - Br12 млрд. в год, а налоговый рубеж для применяющих УСН без НДС (с уплатой налога на сумму валового дохода) - Br3,4 млрд. Если сравнивать с предыдущими предельными значениями, то увеличение произошло практически в 3 и 2 раза соответственно. Учитывая, что обозначенных финансовых результатов надо добиться со штатом до 100 либо до 15 человек, условия для ведения бизнеса представляются вполне приемлемыми.

При этом если вдруг у кого-то из предприятий уже получилось в этом году перешагнуть ранее установленные планки (Br1,1772 и Br4,1202 млрд. выручки) и они были вынуждены перейти на общую систему налогообложения, указ предоставляет возможность вернуться к УСН, причем подача отдельного заявления в налоговые органы не требуется.

В связи с увеличением предельной возможной выручки о применении УСН могут задуматься и те организации, которые ранее применяли общую систему налогообложения. Для принятия решения необходимо рассчитать выгоды от возможной налоговой оптимизации и проверить, соответствует ли компания формальным критериям.

Ныне существуют следующие основные системы уплаты налога в упрощенном порядке: 6% от выручки + НДС; 8% от выручки; 15% от валового дохода (разница между доходами и расходами); и, наконец, самая льготная - 3% от выручки при реализации товаров и услуг за пределы Беларуси. Составив и решив для каждой системы несложное неравенство, можно увидеть «пограничные» значения доли затрат либо процента рентабельности, при которых УСН становится выгодной.

Однако выгодность УСН может проявляться не только в уменьшении суммы причитающегося к уплате налога. Сбереженные человеко-часы специалистов, рассчитывающих налоги, также имеют свою стоимость. Также отныне даже организации, уплачивающие НДС, вправе не применять общий порядок ведения бухучета и вести его только в книге учета доходов и расходов (при условии, что совокупный размер выручки не превысит Br3,4 млрд., а средняя численность работников - 15 человек). Соответственно, экономия на бухгалтерской службе предприятия может быть весьма значительной. Впрочем, согласно указу N349, коммерческие организации с долей госсобственности должны вести учет на общих основаниях.

По критериям для применения УСН также есть нюансы. Все предприниматели представляют, что такое размер выручки от реализации, поэтому с этим критерием проблем не возникает. А вот средняя численность работников определяется особым образом, поэтому фактическое число участвовавших в деятельности организации работников может значительно превышать закрепленные предельные значения средней численности - 15 и 100 человек.

Во-первых, определяемая численность работников является средним значением, зафиксированным с начала отчетного периода. То есть в некоторые месяцы работников может быть больше, чем 15, при условии, что за счет меньшей занятости в другие месяцы, среднее количество работников будет соответствовать существующим ограничениям.

Во-вторых, исходя из ст. 286 Налогового кодекса, среднюю списочную численность работников необходимо определять по данной законодателем формуле и с учетом правил постановления Минстата от 29.07.2008г. N92. По основному месту работы (а также в случае заключения гражданско-правовых договоров) каждый работник считается за единицу (даже если он работает на условиях неполного рабочего времени), а вот совместители учитываются исходя из фактического количества штатных единиц (в т.ч., например, 0,1, 0,25 ставки). Таким образом, именно за счет совместителей, работающих в режиме неполного рабочего времени, может быть при необходимости расширен штат предприятия.

В общем, остается ждать пополнения в лагере «упрощенцев» и надеяться, что увеличенные предельные значения не потеряют своей реальной ценности, а постоянное расширение прав бизнеса, а также четкость и простота применимых при его ведении правил станут нормой, а не приятным исключением.
Добавить комментарий
Проверочный код