Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№30 (807) 01 августа 2011 г. Радости жизни

«Бацька мяне б’е!»

01.08.2011
«Басовище» в новом формате
В конце июля в лесу под приграничным Грудеком в Польше состоялся 22-й фестиваль белорусской музыки «Басовище». Формат культового фестиваля уже второй год отличается от предыдущих - идеологически безупречных «Басовищ». Возможно, это связано с тем, что у феста новый координатор - Кася Кузьмич («Объединение белорусских студентов Польши»).
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



«Басовище уже не то!» - обижались в блогах давние фанаты лесной сказки под Грудеком. И правда, на этот раз на фесте не было ни динозавров белрока, ни боевых толп польских панков (которые порой избивали в лесу динозавров белрока). Впрочем, панки повзрослели, а гиганты рока переквалифицировались - Слава Корень занимает руководящий пост на радиостанции, N.R.M и Лявон Вольский - это два разных проекта, а «Крама» в день «Басовища» поехала на байк-фестиваль, не преминув обидеться из-за того, что новые организаторы их не позвали.

Нынешние организаторы «Басов» считают, что превращать фест в ежегодное распевание одних и тех же патриотических песен не стоит. Поэтому пытаются превратить его в фестиваль современной музыки - необязательно белорусскоязычной. Осталось, впрочем, внимание к белорусскоязычным коллективам Подляшья - например, настоящий фурор на второй день вызвал девичий диско-фолк-коллектив «Бетон», в котором, согласно презентации ведущих, поют самые яркие «прыгажуні Падляшша». Изначально «Басовище» и делалось для презентации белорусской музыки с «той» стороны границы и создания общего контекста, где подляшский белрок может выступать с пресловутыми монстрами белорусского рока.

Как ни странно, новый формат оживил «Басовище». Если раньше фестиваль выглядел уныло из-за внушительного количества патриотического хардкора, непримиримого панк-рока и прочей суровой альтернативы, на этот раз музыкальная палитра фестиваля оказалась пестрой. Прекрасно выступил культовый фолк-проект R.U.T.A., смешивающий этнику, хип-хоп и электронику. Им подпела белорусская фолк-певица Настя Некрасова, недавно выпустившая в Польше альбом.

А лучшим концертом «Басовища» стало совместное выступление белорусских Port Mone с украинским этноколлективом «Дахабраха»: суровые женщины в огромных гуцульских шапках пели, а тихие белорусские мужчины играли эмбиент на аккордеоне - получалось танцевально и завораживающе.

Единственной же группой, которая предметно говорила со сцены о политической ситуации в Беларуси, оказались Yellow Brick Road - необлюзовый англоязычный коллектив из Минска, вообще не говорящий по-белорусски. За это группа несколько раз извинялась, после чего предложила поаплодировать белорусским политзаключенным, которые «еще не скоро смогут пойти на концерт и послушать музыку». Это шло вразрез с прежними стереотипами фестиваля, где русскоязычные исполнители казались носителями чужеродного дискурса, а в музыке ценилась протестность. Сейчас все не так: белорусскоязычная группа Akute из Могилева играет диско-рок в стиле Killers и поет про любовь, а суровые металлисты, оккупировавшие «Вольную сцену», полчаса кряду страшными голосами орут: «Водка! Пиво! Виски! It’s my life!» Что ж, некоторые ценности не исчезают.

Впрочем, зрителям все нравилось. На этот раз среди них было больше поляков, чем белорусов, - сказались сложности в получении польских виз. «Басы! Не с...ы в трусы!» - то и дело ревели из ночного леса нестройные и бодрые мужские голоса. Этот неофициальный слоган «Басовища» корреспондент «БелГазеты» слышала пару десятков раз. Но в целом фестиваль выглядел более цивилизованным - сортов пива было больше, охрана - жестче (не разрешала пронести в концертную зону спрей от комаров), палаточный городок перенесли на нежную полянку, а вокруг сцены уже не валялись, как раньше, беспросветно пьяные люди.

«У вас перамагла нейкая х…ня!»

Конкурсная часть «Басовища» редко проходит без эксцессов. На этот раз в конкурсе выступало шесть групп - поп-панки Amaroka, постгранджеры Avias, веселый клезмер-фолк-ансамбль «Гаротнiца», напоминающий мягкую версию Gogol Bordello без фронтмена, суровые фолкеры «Кашлаты Вох», психоделические Yellow Power и театральный проект Vuraj, представивший мрачную хоррор-батлейку о различных «пачварах», гнездящихся в белорусских болотах.

Победить должна была одна группа, ей полагался денежный приз и диплом. Корреспонденту «БелГазеты» посчастливилось числиться в жюри вместе с музыкантом Богуславом Касперуком (Zero-85) и журналистом Михаилом Овчареком. Жюри единогласно решило гран-при никому не давать - в конкурсе не было группы, однозначно выглядевшей лучше всех (как это было, например, в прошлом году с Akute). Приз решили разделить между двумя коллективами - «Гаротнiцай» (как самой профессиональной) и Yellow Power (как самой многообещающей). Действительно, «Гаротнiца» показала высокий уровень - правда, коллектив давно вышел за пределы конкурсных форматов, ему вряд ли нужно соревноваться с новичками. Yellow Power же играли слабовато, но представили яркий неожиданный психоделический пост-панк с диковатыми текстами про Петра Машерова и Славоя Жижека.

Оказалось, что спонсоры гран-при не разрешают делить его на две части. Жюри было вынуждено голосовать - и приз получили не профессионалы, а странноватые новички с песней про Жижека, что вызвало тотальное неприятие и публики, и музыкантов. К корреспонденту даже подошли поклонники «Гаротнiцы», чтобы сообщить очень важное: «Вы журы? Дык вось. Паведамляем: у вас у конкурсе перамагла нейкая х…ня!» «Нейкая х…ня» смутилась победе, т.к. ожидала ее меньше всех. Вокалист группы сказал: «Это вообще был наш четвертый концерт», - и пообещал оправдать ожидания. В кулуарах шептались, что «они про все договорились» и «все было решено заранее», корреспондент «БелГазеты» с трудом выдерживала тяжелые взгляды прочих конкурсантов.

Белорусский след

Задавшись целью отправиться на поиски «беларушчыны», которой обязано быть пропитано всякое «Басовище», корреспондент «БелГазеты» испытала легкую фрустрацию. Эти чувства разделяли и журналисты польских СМИ. «Мало флагов что-то, - бормотали они в первый день феста. -Очень что-то у вас мало флагов в этот раз» (обычно на «Басовище» все машут бело-красно-белыми флагами под любую музыку вообще). На следующий день флаги появились, их было буквально два или три, и ими махали с подозрительной механистической исправностью. Впрочем, размахивать стягами было толком не под что - под IQ-48 нужно было танцевать, а «Нейро Дюбель» выступали в традиционном панк-формате, с непревзойденным «Паскудой» Наумовым на авансцене.

Остальные суперзвезды Беларуси не приехали: организаторы решили, что приглашать каждый год одни и те же группы бессмысленно. Правда, из «динозавров» выступали еще и «Зьнич». Лидер группы Алесь Таболич, давая интервью дождливой фестивальной ночью «Еврорадио», твердым и бескомпромиссным голосом сообщил, что «Басовище» сейчас - это серьезная альтернатива «Славянскому базару».

Посетители феста сами решали для себя «белорусский вопрос». Возле палаточного городка кто-то украсил трансформаторную будку стенсилом с надписью «Бацька мяне б’е!». За пивными столиками белорусы братались с поляками. «В Беларуси х…во! Но и в Польше тоже х…во!» - делали выводы поляки. «Зато у вас и у нас есть зубры!» - резюмировали белорусы, наконец-то обнаружив нечто общее с братским народом Подляшья.

Фото: generation.by
Добавить комментарий
Проверочный код