Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№30 (807) 01 августа 2011 г. Радости жизни

«Бацька мяне б’е!»

01.08.2011
«Басовище» в новом формате
В конце июля в лесу под приграничным Грудеком в Польше состоялся 22-й фестиваль белорусской музыки «Басовище». Формат культового фестиваля уже второй год отличается от предыдущих - идеологически безупречных «Басовищ». Возможно, это связано с тем, что у феста новый координатор - Кася Кузьмич («Объединение белорусских студентов Польши»).
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



«Басовище уже не то!» - обижались в блогах давние фанаты лесной сказки под Грудеком. И правда, на этот раз на фесте не было ни динозавров белрока, ни боевых толп польских панков (которые порой избивали в лесу динозавров белрока). Впрочем, панки повзрослели, а гиганты рока переквалифицировались - Слава Корень занимает руководящий пост на радиостанции, N.R.M и Лявон Вольский - это два разных проекта, а «Крама» в день «Басовища» поехала на байк-фестиваль, не преминув обидеться из-за того, что новые организаторы их не позвали.

Нынешние организаторы «Басов» считают, что превращать фест в ежегодное распевание одних и тех же патриотических песен не стоит. Поэтому пытаются превратить его в фестиваль современной музыки - необязательно белорусскоязычной. Осталось, впрочем, внимание к белорусскоязычным коллективам Подляшья - например, настоящий фурор на второй день вызвал девичий диско-фолк-коллектив «Бетон», в котором, согласно презентации ведущих, поют самые яркие «прыгажуні Падляшша». Изначально «Басовище» и делалось для презентации белорусской музыки с «той» стороны границы и создания общего контекста, где подляшский белрок может выступать с пресловутыми монстрами белорусского рока.

Как ни странно, новый формат оживил «Басовище». Если раньше фестиваль выглядел уныло из-за внушительного количества патриотического хардкора, непримиримого панк-рока и прочей суровой альтернативы, на этот раз музыкальная палитра фестиваля оказалась пестрой. Прекрасно выступил культовый фолк-проект R.U.T.A., смешивающий этнику, хип-хоп и электронику. Им подпела белорусская фолк-певица Настя Некрасова, недавно выпустившая в Польше альбом.

А лучшим концертом «Басовища» стало совместное выступление белорусских Port Mone с украинским этноколлективом «Дахабраха»: суровые женщины в огромных гуцульских шапках пели, а тихие белорусские мужчины играли эмбиент на аккордеоне - получалось танцевально и завораживающе.

Единственной же группой, которая предметно говорила со сцены о политической ситуации в Беларуси, оказались Yellow Brick Road - необлюзовый англоязычный коллектив из Минска, вообще не говорящий по-белорусски. За это группа несколько раз извинялась, после чего предложила поаплодировать белорусским политзаключенным, которые «еще не скоро смогут пойти на концерт и послушать музыку». Это шло вразрез с прежними стереотипами фестиваля, где русскоязычные исполнители казались носителями чужеродного дискурса, а в музыке ценилась протестность. Сейчас все не так: белорусскоязычная группа Akute из Могилева играет диско-рок в стиле Killers и поет про любовь, а суровые металлисты, оккупировавшие «Вольную сцену», полчаса кряду страшными голосами орут: «Водка! Пиво! Виски! It’s my life!» Что ж, некоторые ценности не исчезают.

Впрочем, зрителям все нравилось. На этот раз среди них было больше поляков, чем белорусов, - сказались сложности в получении польских виз. «Басы! Не с...ы в трусы!» - то и дело ревели из ночного леса нестройные и бодрые мужские голоса. Этот неофициальный слоган «Басовища» корреспондент «БелГазеты» слышала пару десятков раз. Но в целом фестиваль выглядел более цивилизованным - сортов пива было больше, охрана - жестче (не разрешала пронести в концертную зону спрей от комаров), палаточный городок перенесли на нежную полянку, а вокруг сцены уже не валялись, как раньше, беспросветно пьяные люди.

«У вас перамагла нейкая х…ня!»

Конкурсная часть «Басовища» редко проходит без эксцессов. На этот раз в конкурсе выступало шесть групп - поп-панки Amaroka, постгранджеры Avias, веселый клезмер-фолк-ансамбль «Гаротнiца», напоминающий мягкую версию Gogol Bordello без фронтмена, суровые фолкеры «Кашлаты Вох», психоделические Yellow Power и театральный проект Vuraj, представивший мрачную хоррор-батлейку о различных «пачварах», гнездящихся в белорусских болотах.

Победить должна была одна группа, ей полагался денежный приз и диплом. Корреспонденту «БелГазеты» посчастливилось числиться в жюри вместе с музыкантом Богуславом Касперуком (Zero-85) и журналистом Михаилом Овчареком. Жюри единогласно решило гран-при никому не давать - в конкурсе не было группы, однозначно выглядевшей лучше всех (как это было, например, в прошлом году с Akute). Приз решили разделить между двумя коллективами - «Гаротнiцай» (как самой профессиональной) и Yellow Power (как самой многообещающей). Действительно, «Гаротнiца» показала высокий уровень - правда, коллектив давно вышел за пределы конкурсных форматов, ему вряд ли нужно соревноваться с новичками. Yellow Power же играли слабовато, но представили яркий неожиданный психоделический пост-панк с диковатыми текстами про Петра Машерова и Славоя Жижека.

Оказалось, что спонсоры гран-при не разрешают делить его на две части. Жюри было вынуждено голосовать - и приз получили не профессионалы, а странноватые новички с песней про Жижека, что вызвало тотальное неприятие и публики, и музыкантов. К корреспонденту даже подошли поклонники «Гаротнiцы», чтобы сообщить очень важное: «Вы журы? Дык вось. Паведамляем: у вас у конкурсе перамагла нейкая х…ня!» «Нейкая х…ня» смутилась победе, т.к. ожидала ее меньше всех. Вокалист группы сказал: «Это вообще был наш четвертый концерт», - и пообещал оправдать ожидания. В кулуарах шептались, что «они про все договорились» и «все было решено заранее», корреспондент «БелГазеты» с трудом выдерживала тяжелые взгляды прочих конкурсантов.

Белорусский след

Задавшись целью отправиться на поиски «беларушчыны», которой обязано быть пропитано всякое «Басовище», корреспондент «БелГазеты» испытала легкую фрустрацию. Эти чувства разделяли и журналисты польских СМИ. «Мало флагов что-то, - бормотали они в первый день феста. -Очень что-то у вас мало флагов в этот раз» (обычно на «Басовище» все машут бело-красно-белыми флагами под любую музыку вообще). На следующий день флаги появились, их было буквально два или три, и ими махали с подозрительной механистической исправностью. Впрочем, размахивать стягами было толком не под что - под IQ-48 нужно было танцевать, а «Нейро Дюбель» выступали в традиционном панк-формате, с непревзойденным «Паскудой» Наумовым на авансцене.

Остальные суперзвезды Беларуси не приехали: организаторы решили, что приглашать каждый год одни и те же группы бессмысленно. Правда, из «динозавров» выступали еще и «Зьнич». Лидер группы Алесь Таболич, давая интервью дождливой фестивальной ночью «Еврорадио», твердым и бескомпромиссным голосом сообщил, что «Басовище» сейчас - это серьезная альтернатива «Славянскому базару».

Посетители феста сами решали для себя «белорусский вопрос». Возле палаточного городка кто-то украсил трансформаторную будку стенсилом с надписью «Бацька мяне б’е!». За пивными столиками белорусы братались с поляками. «В Беларуси х…во! Но и в Польше тоже х…во!» - делали выводы поляки. «Зато у вас и у нас есть зубры!» - резюмировали белорусы, наконец-то обнаружив нечто общее с братским народом Подляшья.

Фото: generation.by
Добавить комментарий
Проверочный код