Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№28 (802) 18 июля 2011 г. Автостоп

«Снимут последние штаны, лишь бы сесть за руль»

18.07.2011
 
Скачок цен на бензин, машины и запчасти умерили радость от обладания свежей бэушкой, ввезенной в страну до 1 июля. Проездной билет на все виды транспорта, эквивалентный по стоимости 10 литрам самого дорогого автотоплива, стал актуален как никогда. Пересядут бывалые водители в общественный транспорт или откажутся от обеда в пользу поездки на работу на автомобиле, «Автостоп» узнавал у редактора телепрограммы «Автопанорама» Павла МУРАШКО, отказавшегося от автомобиля минувшей зимой, и директора ООО «Надежная компания» Дарьи ВОЙТОВОЙ, приехавшей на интервью на собственнойToyota Corolla 2007 г.в.
Елена АНКУДО



- Какой уровень дохода позволяет автовладельцу получать удовольствие от вождения машины, не тревожась о стоимости ее обслуживания?

Дарья Войтова: - Все зависит от семейного положения водителя. Скажем, у меня нет детей, живу с молодым человеком, имею некоторый доход. Забот так много, что порой не успеваю поесть. Но на машину хватает. Считаю, что для чувства уверенности водителю достаточно ежемесячного дохода в Br1,5 млн.

Павел Мурашко: - На эти деньги новую машину не прокормишь! Хотя вложения в автомобиль зависят от его возраста, бренда и техсостояния, только с суммой минимум Br3 млн. в месяц можно не замечать расходов и не думать, где взять $200 на ремонт тормозных колодок или дисков, техобслуживание. Все остальное - компромисс, экономия и необходимость ужиматься в расходах. Не понимаю, как можно ездить на автомобиле, зарабатывая Br1,5 млн.

- Увеличение расходов почувствовало на себе большинство автомобилистов, но от машины они отказываться не торопятся. Стоит ли удобство нынешних трат?



Мурашко: - Вопрос в том, насколько автомобиль необходим его хозяину. Значительная часть автовладельцев продолжает жить советскими представлениями о том, что машина - роскошь. Если ее удалось купить, значит, ты богат и можешь десятилетиями ездить по маршруту дом - работа, хотя на троллейбусе ненамного дольше по времени получается. Когда машиной пользуются только потому, что это круто, она не стоит потраченных денег. Смысл поездок - в заработке. В свое время моя работа состояла из множества поездок - использование метро было огромной потерей времени. Я тратил на автомобиль немного больше, чем обычно, но при этом зарабатывал.

Войтова: - Если бы мои дом и работа находились по линии метро, я, возможно, стала бы им пользоваться. Но на транспорте добираться неудобно, машина позволяет экономить время. Сидя за рулем, добираюсь до работы за 10 минут, на транспорте - за 40 минут, не считая того участка, который приходится идти пешком. Свободного времени у меня не более двух часов в день - я дорожу каждой минутой. Когда использование машины дарит лишний час - это существенно. Я уже не говорю о том, что общественный транспорт портит хорошее настроение и лишает возможности провести вечер с друзьями. Когда я устаю, это отражается и на работе, и на здоровье, которые стоят куда больше, чем Br200-300 тыс., потраченных на автомобиль.

- Согласно опросам, около четверти автовладельцев не отказываются от передвижения за рулем, поскольку ценят комфорт. Можно ли назвать комфортом дорожные пробки и проблемы с парковками?

Мурашко:
- 25% - нормальное количество представителей постсоветского пространства, при этом далеко не все обладают достатком выше среднего. Но люди скорее снимут с себя последние штаны, лишь бы сесть за руль. Для них стояние в пробке считается более комфортным, чем поездка в метро, пускай она в два раза быстрее. Водители упрямятся: они слишком долго и упорно копили на машину, чтобы отказаться от нее.

Войтова: - Больших пробок у нас пока нет - я добираюсь до работы за 10 минут, а возвращаюсь в час пик за 20 минут - надо просто знать объездные пути. Но где бы ты ни ехал, дорога на общественном транспорте в любом случае в два, а то и три раза дольше. Комфорт - не единственное преимущество автомобиля, я могу назвать множество причин, по которым вожу машину.

- Какой процент автомобилистов, на ваш взгляд, болезненно отреагировал на увеличение стоимости топлива, техобслуживания и запчастей и оставил машину на стоянке?

Мурашко:
- Я живу в спальном районе - автомобильном гетто. Раньше, когда выезжал на работу, тротуары и парковки были свободными, сегодня машины стоят. Цены на топливо сделали свое дело - многие пересели на общественный транспорт. По ощущениям, машин в транспортном потоке стало на 5-10% меньше.

Войтова: - Среди моих знакомых от автомобиля никто не отказался и реже ездить не стал. А вот по студентам и пожилым людям, которым машина нужна для дачи, ударило. Люди, которые еще недавно часто пользовались машиной, сегодня ездят меньше.

- Сколько должен стоить бензин, чтобы вы чувствовали себя комфортно?

Мурашко:
- Размышляя в одной из статей о стоимости топлива, я - в то время активный автомобилист - написал, что даже при стоимости топлива в $1, не откажусь от машины. Стоимость топлива не волнует и сейчас, но не потому, что нет автомобиля. На первом месте должны стоять заботы о размере дохода, который ты стремишься увеличить. Чем выше доход - тем проще относишься к ценам на АЗС, а при определенном уровне достатка тебе все равно. Зачем думать о стоимости топлива, если можешь позволить себе его купить?

Войтова: - Заезжая на АЗС, я морально готова к трате значительной суммы денег. Давно не заливала полный бак - плата за 10-20 л не так чувствительна. Наткнувшись на сведения в Интернете, что когда-то $1 стоил чуть более Br1 тыс., а литр топлива - Br500, подумала, что была бы счастлива, если бы эти времена вернулись.

- До какой величины должны вырасти траты на автомобиль, чтобы его владелец задумался о продаже?

Войтова:
- В моем случае такая ситуация исключена, разве что в непредвиденной ситуации понадобится крупная сумма денег. Что касается увеличения выплат, сумма более Br500 тыс. в месяц вынудит оставить машину на парковке и пересесть в общественный транспорт. Но даже при этом уверена, что буду чередовать поездки на машине и общественном транспорте - в зависимости от рабочего графика.

Мурашко: - Если машина тянет у тебя треть дохода, значит, с доходом что-то не так и надо отказываться от машины. Продав свой автомобиль, я думал, что куплю новый, но из-за финансовых трудностей изменил планы. Обстоятельства сложились так, что содержать машину было бы сложно - на комфортную жизнь уже не хватало. Сегодня большой нужды в автомобиле нет, мне хватает служебного автомобиля и помощи друзей.

- Поломка автомобиля грозит оставить его хозяина без денег - после девальвации рубля выросли цены на запчасти и ремонт. Мы ездим потому, что машина еще не сломалась?

Войтова:
- Вполне возможно. Не так давно в мою машину въехали, пришлось делать ремонт. А буквально через неделю цены поднялись. Сравнив уже потраченное с тем, что начали выставлять на СТО, я была впечатлена.

Мурашко: - Многие будут ездить до поломки или начнут «колхозить». Еще недавно человек мог позволить купить если не оригинальные, то запчасти к конкретной марке. Сегодня начнут приспосабливать в Mercedes ступичные подшипники от «Газели», стараясь к тому же сделать это самостоятельно, чтобы не платить на СТО. В большинстве современных машин детали заменяются полностью, а не так, как раньше - снимаешь со ступицы стоимостью $120 тыс. подшипник и ставишь новый за $20, чтобы не менять всю ступицу. Подорожание вынудит найти способ выбить из ступицы подшипник и запрессовать туда новый. Думаю, что бизнес СТО, которые «колхозят» - запрессовывают шаровые, подшипники, восстанавливают рулевые рейки и т.д., - пойдет в гору. Наступает время гаражных мастерских.

- Сколько времени вы можете обходиться без автомобиля?

Мурашко:
- До первой поездки на природу - машину дадут знакомые. А на днях, к примеру, импортер предоставил автомобиль на тест, на протяжении дня я ездил на нем по своим делам, решил все вопросы, да еще и сделал свою работу. Так что обходиться без личной машины я могу долгое время.

Войтова: - Из того, что сказал Павел, очевидно, что его отказ от машины был не сознательным - просто так сложились обстоятельства. Для себя такого я представить не могу. Если вдруг сложатся обстоятельства - что ж, научусь обходиться без машины. Но ровно до тех пор, пока не появится возможность снова сесть за руль.

- От чего проще отказаться - от ежедневных поездок на машине, деликатесов, новой одежды или развлечений?

Мурашко:
- От машины - я очень люблю деликатесы. А ведь когда-то все было иначе. Купив первую машину, я буквально заболел ею: живя в километре от работы, ездил туда только на машине, особенно зимой. Вспоминаю, как выходишь в холод и метель, 10 минут чистишь машину от снега, хотя за это время до работы дойти можно, греешь ее хотя бы полминуты - и едешь. При этом знаешь, что целый день проведешь в редакции. А когда были задержки зарплаты, на последние Br20 тыс. ехал на заправку - ничего, что дома есть нечего, чаем перебьюсь. Только сейчас понял, что не стоит машина таких лишений. Сейчас я лучше с друзьями встречусь в ресторане, пива выпью с крылышками и домой приеду на маршрутке. А когда позволят доходы, сделаю выбор в пользу такси, а не личного автомобиля - это гораздо проще. Мне и в маршрутке нравится ездить - сидишь, обновляешь информацию в «Фейсбуке», болтаешь с друзьями - и делать ничего не надо. Пробки, которые раздражают за рулем, в маршрутке совершенно не волнуют.

Войтова: - А жара? Даже если форточки в маршрутке открыть, находиться в ней некомфортно. Может, я когда-нибудь тоже буду так думать, но сегодня отказаться от машины - все равно что жить без мобильного телефона. Я без нее как без рук. К деликатесам отношусь равнодушно - могу прожить на твороге и молоке. А на последние деньги заправлю машину. Это позволит быстро добраться до работы, быстро передвигаться. Когда машина была в ремонте, пришлось поехать на работу на общественном транспорте. Больше всего напрягали не люди, не их разговоры, а то, что, когда клиент позвонил, громко объявили остановку. Но еще хуже был медленный темп. Казалось, мимо меня пролетает жизнь, а мне еще пешком долго идти. Надеюсь, что это временная ситуация. Если она затянется, придется крутиться как белка в колесе, чтобы увеличить уровень доходов.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Павел Мурашко родился в 1979г. в Минске. В 2002г. окончил журфак БГУ. Во время обучения сотрудничал с журналом «Корвет». В различное время работал копирайтером рекламного агентства, редактором автомобильного журнала «АБС». С 2007г. - ведущий программы «Автопанорама» на телеканале СТВ. Водительский стаж - 13 лет. Первый автомобиль - Mazda 323. В данный момент автомобиля нет.

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Дарья Войтова родилась в 1988г. в Несвиже. В 2010г. окончила факультет радиофизики БГУ, параллельно получила образование в институте повышения квалификации БНТУ по специальности «менеджер-экономист». С 2010г. - директор ООО «Надежная компания». Водительский стаж - с 2007г. Первый автомобиль - Renault Megan , сейчас ездит на Toyota Corolla 2007 г.в.
Добавить комментарий
Проверочный код