Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№28 (802) 18 июля 2011 г. Автостоп

Jaguar от белорусской бабушки

18.07.2011
 
К 1 июля - дате увеличения ввозных таможенных пошлин на автомобили для физлиц - сограждане подошли со всей ответственностью. По признанию зампреда Государственного таможенного комитета Сергея Полудня, за I полугодие в страну ввезено около 250 тыс. машин, что примерно на 50 тыс. больше, чем за весь 2010г. Но рассчитывать, что в ближайшие годы у нас будет выбор хороших бэушек, не приходится - лучшие экземпляры достаются России.
Елена АНКУДО



«Это своеобразный рекорд не только полугодия, но и года, - сообщил Сергей Полудень на пресс-конференции, состоявшейся в начале июля. - Ввоза такого количества автомобилей у нас еще не было» . И не будет, поскольку новые пошлины, действующие с середины лета, стали запретительными: редкий чудак согласится заплатить за ввоз машины $5-10 тыс. Очереди из автомобилей на границе исчезли, никто не жалуется, что пункт пропуска для автотранспорта «Каменный Лог» до сентября закрыт на реконструкцию.

Ажиотаж на границе, порицаемый чиновниками всех мастей, сделал доброе дело: в стране появились дорогие машины престижных брендов, которые обычно не покупали, а лишь разглядывали. Вот только значительной части «свежих» автомобилей европейской или японской сборки уже нет - ушли на Россию.

Барьер для дешевых машин из Беларуси в виде обязательного наличия экологического стандарта Евро-4 и регистрации в нашей стране не позже 1 января 2010г. (см. «БелГазету» N33 от 23.08.2010г.) только казался россиянам заградительным. Умельцы обеих стран «фуфлили» документы на «запретный» автомобиль, что давало возможность повесить на него российские номера. По данным российских СМИ, нынешнее взаимодействие с ГИБДД позволяет Федеральной таможенной службе (ФТС) России заставлять российских автомобилистов с «фуфлеными» номерами доплачивать пошлину. Но братский народ не опускает руки. О новой схеме добычи автотрофея поведал директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ Алексей Рахманов.

«Человек приезжает в Минск, оформляет местную регистрацию, под это дело покупает автомобиль, - ответил чиновник на вопрос кого-то из депутатов на заседании Экспертного совета по вопросам автомобильной промышленности при думском комитете по промышленности (Россия) в начале июля. - Потом он ставит его на учет в Беларуси и спокойно ездит по Москве, ни в чем себе не отказывая» . Призвать к ответу экономного россиянина сложно. По российским требованиям автомобиль, находящийся на территории региона больше шести месяцев, должен пройти регистрацию, но выяснить, сколько он находится в стране - год или день - невозможно из-за отсутствия таможенных границ. Учитывая разницу в налоговом законодательстве обеих стран (российский импортер платит НДС со стоимости ввезенного автомобиля, белорусский - с разницы между ценой покупки и продажи), несложно понять привлекательность схемы для россиян.

Единственный минус - необходимость оформлять автомобиль на конкретного гражданина Беларуси, который по закону считается его хозяином.«Белорусская бабушка, на которую какие-то россияне оформили Jaguar, - сообщил «БелГазете» бывалый автомобилист Александр, - померла. Остался ветхий дом да свинья, но наследники въедливые попались, проведали про автомобиль. И что бы вы думали - забрали Jaguar у россиянина! Хотя прекрасно знали, на чьи деньги он куплен».

Пока российские чиновники только мечтают выбить из пользователей машин с белорусскими номерами недоплаченную растаможку. Согласившись, что в описанной Рахмановым схеме «есть состав преступления» , специалист, имеющий отношение к ФТС, на условиях анонимности пояснил «БелГазете», что возможностей и желания у российских правоохранителей немного.

«Каким образом таможня выявит такой автомобиль, если на границе нет фиксации? Ходить по дворам из наших никто не будет. Вся надежда на контакт с правоохранителями, которые будут останавливать сомнительную машину и препровождать хозяина в таможенные органы. О таком сотрудничестве мне не известно. И вообще, меры зависят от решения руководства страны, а я пока не слышал таких заявлений» .

Следят россияне и за предложениями в наших автосалонах. Невероятно, но во время резкого роста курса доллара увеличились и продажи новых машин - почти до уровня 2009г., когда действовали скидки в 25% от стоимости автомобиля. По статистике автомобильной ассоциации «БАА», за I полугодие 2009г. входящими в нее автодилерами продано 6708 новых автомобилей, 2010г. - 2609, 2011г. - 5370. Комментируя позитивную динамику в автосалонах, топ-менеджеры не скрывают - минимум у 10-15% покупателей российский паспорт.

Цены на новые автомобили в соседних странах примерно одинаковые, разница только в месте сборки машины - все еще принято считать, что продукция, скажем, немецкого завода качественнее, чем made in Russia. Но есть и другие обстоятельства. Замдиректора по маркетингу и продажам авторизованного дистрибьютора Hyundai в Беларуси «Хендэ АвтоГрад» Сергей Бабашков подтвердил: около 15% продаж автомобиля Hyundai Accent российской сборки приходится на россиян. «Машиной интересуются, т.к. очередь на российский аналог модели - Solaris - растянулась до марта 2012г.». Предполагая, что число зарубежных покупателей «будет увеличиваться» , топ-менеджер автосалона не торопится демонстрировать радость: «На продажи чужому региону нельзя делать ставку. Во-первых, это чревато снижением квоты завода, во-вторых, дилер лишается возможности зарабатывать на сервисе, к услугам которого прибегают только наши сограждане».

Есть и еще один подводный камень бойкой торговли машинами с россиянами. Реагируя на массовый ввоз бэушек, российское правительство может порекомендовать белорусской стороне синхронизировать налоговое законодательство с таможенным, увеличив не только ввозные пошлины, но и НДС. Если предложение Рахманова «рекомендовать белорусской стороне принять решение по синхронизации таможенного законодательства в части автомобилей» будет услышано, цены на автомобили у нас поднимутся до уровня российских. А это уже совсем другая история.

Фото: photo.bymedia.net
Добавить комментарий
Проверочный код