Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№26 (800) 04 июля 2011 г. Тема недели

Прапорщики

04.07.2011
 
Есть старый анекдот про прапорщика, который безуспешно тряс пальму в надежде добыть кокос, игнорируя палку, которая могла бы ему помочь. А на предложение подумать, отвечал: «Чего тут думать, сильней трясти надо!» Вот и белорусское руководство, похоже, упорно продолжает трясти пальму…
Александр ОБУХОВИЧ



В начале года правительство, по сути, дезавуировало программу Всебелорусского собрания, рассчитав, что ее выполнение невозможно, поскольку сохраняющийся дефицит в торговле товарами все равно ее выполнить не позволит. Но президент потребовал программу собрания выполнять неукоснительно.

Учитывая дефицит счета текущих операций, правительство разработало как первый шаг скромненькую программу экономии ($45 млн. в месяц, 6% от дефицита). Президент программу отверг и потребовал увеличить расходы от запланированных еще на $400 млн. (на посевную, в связи с ростом цен). Нацбанк хаотичными и непредсказуемыми действиями на валютном рынке в апреле-мае вызвал панику, вылившуюся, в частности, и в набеги населения на обменные пункты. Что и привело к девальвации по катастрофическому сценарию.

Похоже, президент по-прежнему твердо верит во всесилие «ручного управления» экономикой. Но такое управление проходило только тогда, когда на подконтрольных руководству страны счетах собирались значительные суммы, которые оно могло использовать по своему усмотрению. Деньги от спекуляций сахаром и водкой, позже - от перепродажи российской нефти, выручка от приватизации, внешние кредиты - все эти поступления расходовались почти исключительно по личным ощущениям. Где-то - по делу, а где-то - нет. Но сильных обострений ситуации в стране удавалось избегать, поскольку, во-первых, советские запасы и регулярные масштабные внешние вливания были достаточно велики и позволяли от обострений уклоняться, и во-вторых, выкручивались действительно талантливо - не отнять. Но повадился кувшин по воду ходить…

За 17 лет наладить систему управления экономикой, которая должна была функционировать в условиях рынка, но с подавляющей долей в своей структуре госсектора, так и не удалось. Возможно ли это вообще - вопрос дискуссионный. Я думаю, что в тех условиях, в которых находилась Беларусь (минимум внешней конкуренции в прошлые годы, открытый емкий российский рынок, еще с советских времен технически более высокий уровень производства, чем в России или на Украине), возможность была. Но ее упустили, поскольку систему никто и не строил. Все надеялись на «ручное управление», на приток внешних ресурсов. И сегодня, в результате резкого сокращения внешних поступлений, экономика страны оказалась в системном кризисе.

Сам кризис - полбеды. Не так много стран, которые хоть когда-то кризис не переживали. Действительная беда - отсутствие выводов из кризиса и реальной программы выхода из него. Само наличие кризиса в Беларуси списывается белорусскими руководителями на рост мировых цен и мировой экономический кризис. Но Беларусь не настолько интегрирована в мировую экономику (скорее, в российскую), чтобы мировой кризис непосредственно мог ее затронуть. Конечно, он нас тоже «достал», но опосредствованно, через ситуацию в России. Что заметно легче, поскольку там были ресурсы для принятия антикризисных мер. Другое дело, что он заметно воспрепятствовал диверсификации наших экономических связей, но здесь мы были только в начале пути и серьезных потерь не понесли.

Что до роста мировых цен, так в мире множество стран, для которых этот рост не стал приговором. Мало того, видимо, этот рост будет продолжаться. И к нему придется приспосабливаться. И отрицать необходимость структурных реформ, мер по приспособлению нашей экономики к изменившимся условиям ее функционирования не просто нелепо, но и опасно. Поскольку отставание в техническом уровне продолжает нарастать. А у нас даже проработка таких мер не ведется.

Поиск внешних кредитов, переговоры о приватизации «Белкалия», «Белтрансгаза», МАЗа, БелАЗа призваны опять предоставить правительству ресурсы для «ручного управления» для затыкания новых дыр. И ниоткуда не следует, что эта политика будет успешнее, чем была в прошлом. Нет у правительства сегодня ни промышленной политики, ни серьезной программы экономических реформ. А обилие указов и постановлений заменить их не может. Это означает, что и добытые кредиты, и выручка от приватизации уйдут на текущее потребление. И кризис, даже если сегодня его и удастся купировать, через какое-то время разразится вновь. Вне зависимости от ситуации на мировых или российском рынках: будет там чуть лучше - кризис наступит чуть позже, и только. А ведь кредиты надо возвращать, а, продав лучшие предприятия, чем потом дыры затыкать?

Стиль и методы работы правительства демонстрирует недавнее заявление министра экономики Николая Снопкова, который выразил свое возмущение тем, что министерства и областные администрации провалили задания по привлечению прямых иностранных инвестиций. Во-первых, ни администрации, ни министерства в Беларуси даже полномочий на ведение серьезных переговоров с инвестором не имеют. Судьбу инвестиций уже на стадии переговоров решает только один человек. В этом плане сам факт доведения заданий - обычная чиновная спихотехника. Во-вторых, среди инвесторов идиотов нет или очень мало: ни один вменяемый инвестор не пойдет в страну, когда там бушует валютный кризис, будет ждать, пока ситуация стабилизируется. А такие «чудеса», как постановление N240/5, способно инвесторов отпугнуть на годы. И поскольку сам г-н Снопков наверняка визировал это постановление, то с чего бы ему возмущаться?
Добавить комментарий
Проверочный код