Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№24 (798) 20 июня 2011 г. Тема недели

Однажды в «Брузгах»

20.06.2011
«Никто не заработал $1 млн. на солярке»
На следующий день после введения ограничений на вывоз физлицами автотоплива за пределы страны около 200 белорусов перекрыли въезд автотранспорта на международном пункте пропуска «Брузги» (Гродненский район). Взявшись за руки и запев белорусский гимн, они потребовали встречи с представителями органов госуправления для обсуждения введенных ограничений.
Елена АНКУДО



Согласно постановлению Совмина N753 вывоз автотоплива с территории Беларуси через внешнюю границу Таможенного союза чаще одного раза в пять дней возможен только при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей.«Лица, не выполняющие нормы постановления, будут нести ответственность в соответствии с Кодексом Беларуси об административных правонарушениях» , - пояснил БелТА начальник управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Владимир Орловский, отметив, что нормы не распространяются на вывоз топлива из Беларуси в Россию.

Согласно информации, размещенной на сайте МВД, разъяснения прибывшего в «Брузги» председателя Гродненского облисполкома Семена Шапиро, руководителей УВД, КГБ, прокуратуры и таможни не успокоили возмущенных челноков. Присутствующие «выражали недовольство принятыми ограничениями, используя в своей речи грубую нецензурную брань» , а некоторые даже оказали «неповиновение и открытое сопротивление милиционерам, а неустановленным лицом был применен слезоточивый газ» .

14 человек задержаны и привлечены к ответственности по статьям Административного кодекса«Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий» и «Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования» .

По словам пресс-секретаря Госпогранкомитета Александра Тищенко, активным участникам пограничного инцидента ограничат выезд за границу. Около 60% челноков официально не работают, имеют по нескольку хороших автомобилей, комфортабельные коттеджи, а следовательно, «бедными назвать их невозможно»

Каково теперь - после введения таможенного фильтра на границе - «небедным» жителям пограничных регионов, корреспондент «БелГазеты» выясняла у участника событий в «Брузгах», директора ЧУП, работающего в сфере строительства и представившегося Дмитрием.

- Вы - один из тех «небедных», пытавшихся заработать на перепродаже топлива?

- Нет. Как собственник предприятия, занятого в сфере строительства, сотрудничаю с польской стороной и часто выезжаю за рубеж. В тот день надо было совершить очередную поездку - друг попросил сопроводить по Польше, куда ехал впервые. На пункте увидели очередь, подошли. Из Беларуси ничего, кроме топлива и сигарет не возят, - не выгодно. Заполнив вместительные баки машин соляркой, сливают ее любому трактористу Польши: у соседей развито частное сельское хозяйство, солярка нужна для работы в поле и для генераторов. А вот бензин никого не интересует - польским машинам он не подходит. Да и ездят поляки не так много, как мы.

- Стало ли недавнее подорожание дизтоплива преградой для челночного бизнеса?

- Нет, выгода остается, пока есть разные курсы валют. Если бы доллар стоил у всех одинаково, топливо не возили бы, но сейчас продаешь солярку, получаешь доллары, сдаешь по коммерческому курсу - и в прибыли. Одна поездка на машине с большим баком позволяет заработать около $50.

- Выходит, ажиотаж на границе длится всего несколько месяцев - с начала падения рубля?

- Возили и раньше, когда стоимость топлива была ниже, но никто не ставил задачи обогатиться на солярке. Человек, который живет в приграничье, едет в Польшу за продуктами, подарками, заправляет полный бак, остатки сливает за валюту, оправдывая страховку - $50 за две недели.

В «Брузгах» возмутило ограничение, выставленное властями. По роду деятельности я часто езжу за границу. Вчера был в Польше, завтра дела зовут в Литву, а значит, меня потребуют платить за бензин в баке. Можно, конечно, сесть на поезд, но это ограничивает мою свободу передвижения.

Люди не виноваты, что НПЗ работают в убыток, продавая топливо по себестоимости. Почему не поднимали цены, когда все было хорошо? Я строил планы на бизнес, привлекал инвесторов. Но сегодня мой компаньон, гражданин Польши, паникует: приехав вчера, он не может выехать на протяжении пяти дней без уплаты стоимости топлива, за которое уже заплатил на заправке. Как думаете, долго он продержится в белорусском бизнесе?

Наше государство почему-то пытается свалить всю вину на людей. Поэтому там, в «Брузгах», мы хотели напомнить, что этого делать нельзя. Гродно - приграничный город, он всегда жил торговлей с Польшей.

«ГОСУДАРСТВО НЕ РАЗОБРАЛОСЬ»

- По мнению представителей власти, проблема заключалась в том, что спекулянты решились на протест исключительно из-за хорошего заработка…

- Да, есть такие, что ездят в Польшу десятки лет. Но государство не разобралось, на чем именно они зарабатывают. На топливе миллионером не станешь. Знаю много богатых людей, чей бизнес связан с заграницей, но никто не заработал $1 млн. на солярке. Люди ездят за вещами, стоят на рынке. Сигареты - другое дело, их многие возят, но что в этом плохого, неужели у государства проблемы с сигаретами? Если это так прибыльно, пусть лучше еще одну табачную фабрику построят, поднимут цены, но зачем закрывать границу?

- Много ли в приграничных районах людей, зарабатывающих на перепродаже товара?

- Половина, а то и больше. Кто-то ездит постоянно, кто-то - раз в месяц. Это выгоднее, чем работать за зарплату, но тяжело - за несколько лет в таком «бизнесе» голова седеет.

- …зато появляется пресловутый коттедж…

- Вы бы видели коттеджи представителей власти! Приезжайте, прокачу по району, посмотрите. Жилье для меня - больной вопрос, еще недавно собирался строить коттедж для большой семьи. Думал о кредите, пока не случилась девальвация. Сейчас планы рухнули, не знаю, как жить дальше. Работы становится меньше, люди экономят, меньше строят, у меня меньше заказов. А что будет дальше?

- Хороший повод заработать на топливе. Пересекая границу с полным баком по новым правилам, заработаете около $250. Неужели мало?

- Сперва придется купить машину с большим баком и запастись терпением - на границе нужны железные нервы. Неужели вы думаете, что нам интересно этим заниматься? Дали бы нормальную работу с достойным заработком - никто бы не полез в Польшу со своим топливом! Солярку, между прочим, поляки и литовцы тоже вывозят, их много.

«СХЕМА РАБОТАЕТ ДО СИХ ПОР»

- «Сигаретчики» с топливом не связываются, для них $50 за бак - мелочь. А тот, кто думает, что деньги тут рекой текут, пускай попробует, каково здесь жить. Знакомый с двумя детьми и женой в декрете построил квартиру в кредит, выплата - Br1 млн. в месяц. На заводе получал Br800 тыс., пособие на детей - Br600 тыс. Как прожить? Ему говорят: иди работать в колхоз на Br600 тыс. У меня два подсобных рабочих с дипломами сельхозуниверситета и президентской академии управления. Сегодня они шлифуют стены и дерево за $20 в день. Люди ищут пути выживания.

- И возят в Польшу сигареты?

- Да. Или раз в неделю - солярку, за $50 можно продукты детям купить. Не от хорошей жизни люди едут в Польшу, богатство зарабатывают не на топливе и сигаретах! А самое интересное, что схема работает до сих пор, просто ездят челноки не так часто. Пересекаешь границу раз в пять дней - пожалуйста, вези полный бак солярки и еще 10-литровую канистру с топливом можешь захватить. Власти всего лишь сократили частоту поездок, а люди как возили, так и будут возить. Приспособившись к жизни на границе, они так сигареты провезут, что никто этого не заметит.

Пытаясь легализовать деятельность, участники событий в «Брузгах» обращались в облисполком с просьбой разрешить поставить на границе ларек с сигаретами, которые готовы покупать за валюту. Люди просили дать им заработок и свободу передвижений. Но пока что в ситуации вольготно себя чувствуют только таможенники.

- Новые запреты - повод для коррупции?

- Не думаю. В определенных кругах коррупция как была, так и осталась, а на локальных участках никто рисковать не будет. Смешно лишиться работы и свободы за $10 с бака.

- Вы поначалу отказались от интервью по телефону, ссылаясь на некие события. Каковы последствия акции протеста в «Брузгах»?

- Дело не только в ограничениях на границе - давление идет во всех направлениях. Я не ожидал, что так закончится акция «Революция через социальную сеть», прошедшая 15 июня в Гродно на пл. Советской: некие молодчики в «гражданке» хватали людей даже из открытых кафе, польским журналистам не дали возможности брать интервью - всех запихивали в автозаки. Запрещали снимать происходящее на телефоны, ловили за руки и за ноги. Я был под впечатлением: ребята и девчонки не давали повода к задержанию. Начались перебои с Интернетом, раньше такого не было. Поэтому, возвращаясь домой, не знаю, кто встретит - жена или спецназовцы.

Фото: daylife.com
Добавить комментарий
Проверочный код