Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (798) 20 июня 2011 г. Тема недели

Однажды в «Брузгах»

20.06.2011
«Никто не заработал $1 млн. на солярке»
На следующий день после введения ограничений на вывоз физлицами автотоплива за пределы страны около 200 белорусов перекрыли въезд автотранспорта на международном пункте пропуска «Брузги» (Гродненский район). Взявшись за руки и запев белорусский гимн, они потребовали встречи с представителями органов госуправления для обсуждения введенных ограничений.
Елена АНКУДО



Согласно постановлению Совмина N753 вывоз автотоплива с территории Беларуси через внешнюю границу Таможенного союза чаще одного раза в пять дней возможен только при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей.«Лица, не выполняющие нормы постановления, будут нести ответственность в соответствии с Кодексом Беларуси об административных правонарушениях» , - пояснил БелТА начальник управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Владимир Орловский, отметив, что нормы не распространяются на вывоз топлива из Беларуси в Россию.

Согласно информации, размещенной на сайте МВД, разъяснения прибывшего в «Брузги» председателя Гродненского облисполкома Семена Шапиро, руководителей УВД, КГБ, прокуратуры и таможни не успокоили возмущенных челноков. Присутствующие «выражали недовольство принятыми ограничениями, используя в своей речи грубую нецензурную брань» , а некоторые даже оказали «неповиновение и открытое сопротивление милиционерам, а неустановленным лицом был применен слезоточивый газ» .

14 человек задержаны и привлечены к ответственности по статьям Административного кодекса«Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий» и «Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования» .

По словам пресс-секретаря Госпогранкомитета Александра Тищенко, активным участникам пограничного инцидента ограничат выезд за границу. Около 60% челноков официально не работают, имеют по нескольку хороших автомобилей, комфортабельные коттеджи, а следовательно, «бедными назвать их невозможно»

Каково теперь - после введения таможенного фильтра на границе - «небедным» жителям пограничных регионов, корреспондент «БелГазеты» выясняла у участника событий в «Брузгах», директора ЧУП, работающего в сфере строительства и представившегося Дмитрием.

- Вы - один из тех «небедных», пытавшихся заработать на перепродаже топлива?

- Нет. Как собственник предприятия, занятого в сфере строительства, сотрудничаю с польской стороной и часто выезжаю за рубеж. В тот день надо было совершить очередную поездку - друг попросил сопроводить по Польше, куда ехал впервые. На пункте увидели очередь, подошли. Из Беларуси ничего, кроме топлива и сигарет не возят, - не выгодно. Заполнив вместительные баки машин соляркой, сливают ее любому трактористу Польши: у соседей развито частное сельское хозяйство, солярка нужна для работы в поле и для генераторов. А вот бензин никого не интересует - польским машинам он не подходит. Да и ездят поляки не так много, как мы.

- Стало ли недавнее подорожание дизтоплива преградой для челночного бизнеса?

- Нет, выгода остается, пока есть разные курсы валют. Если бы доллар стоил у всех одинаково, топливо не возили бы, но сейчас продаешь солярку, получаешь доллары, сдаешь по коммерческому курсу - и в прибыли. Одна поездка на машине с большим баком позволяет заработать около $50.

- Выходит, ажиотаж на границе длится всего несколько месяцев - с начала падения рубля?

- Возили и раньше, когда стоимость топлива была ниже, но никто не ставил задачи обогатиться на солярке. Человек, который живет в приграничье, едет в Польшу за продуктами, подарками, заправляет полный бак, остатки сливает за валюту, оправдывая страховку - $50 за две недели.

В «Брузгах» возмутило ограничение, выставленное властями. По роду деятельности я часто езжу за границу. Вчера был в Польше, завтра дела зовут в Литву, а значит, меня потребуют платить за бензин в баке. Можно, конечно, сесть на поезд, но это ограничивает мою свободу передвижения.

Люди не виноваты, что НПЗ работают в убыток, продавая топливо по себестоимости. Почему не поднимали цены, когда все было хорошо? Я строил планы на бизнес, привлекал инвесторов. Но сегодня мой компаньон, гражданин Польши, паникует: приехав вчера, он не может выехать на протяжении пяти дней без уплаты стоимости топлива, за которое уже заплатил на заправке. Как думаете, долго он продержится в белорусском бизнесе?

Наше государство почему-то пытается свалить всю вину на людей. Поэтому там, в «Брузгах», мы хотели напомнить, что этого делать нельзя. Гродно - приграничный город, он всегда жил торговлей с Польшей.

«ГОСУДАРСТВО НЕ РАЗОБРАЛОСЬ»

- По мнению представителей власти, проблема заключалась в том, что спекулянты решились на протест исключительно из-за хорошего заработка…

- Да, есть такие, что ездят в Польшу десятки лет. Но государство не разобралось, на чем именно они зарабатывают. На топливе миллионером не станешь. Знаю много богатых людей, чей бизнес связан с заграницей, но никто не заработал $1 млн. на солярке. Люди ездят за вещами, стоят на рынке. Сигареты - другое дело, их многие возят, но что в этом плохого, неужели у государства проблемы с сигаретами? Если это так прибыльно, пусть лучше еще одну табачную фабрику построят, поднимут цены, но зачем закрывать границу?

- Много ли в приграничных районах людей, зарабатывающих на перепродаже товара?

- Половина, а то и больше. Кто-то ездит постоянно, кто-то - раз в месяц. Это выгоднее, чем работать за зарплату, но тяжело - за несколько лет в таком «бизнесе» голова седеет.

- …зато появляется пресловутый коттедж…

- Вы бы видели коттеджи представителей власти! Приезжайте, прокачу по району, посмотрите. Жилье для меня - больной вопрос, еще недавно собирался строить коттедж для большой семьи. Думал о кредите, пока не случилась девальвация. Сейчас планы рухнули, не знаю, как жить дальше. Работы становится меньше, люди экономят, меньше строят, у меня меньше заказов. А что будет дальше?

- Хороший повод заработать на топливе. Пересекая границу с полным баком по новым правилам, заработаете около $250. Неужели мало?

- Сперва придется купить машину с большим баком и запастись терпением - на границе нужны железные нервы. Неужели вы думаете, что нам интересно этим заниматься? Дали бы нормальную работу с достойным заработком - никто бы не полез в Польшу со своим топливом! Солярку, между прочим, поляки и литовцы тоже вывозят, их много.

«СХЕМА РАБОТАЕТ ДО СИХ ПОР»

- «Сигаретчики» с топливом не связываются, для них $50 за бак - мелочь. А тот, кто думает, что деньги тут рекой текут, пускай попробует, каково здесь жить. Знакомый с двумя детьми и женой в декрете построил квартиру в кредит, выплата - Br1 млн. в месяц. На заводе получал Br800 тыс., пособие на детей - Br600 тыс. Как прожить? Ему говорят: иди работать в колхоз на Br600 тыс. У меня два подсобных рабочих с дипломами сельхозуниверситета и президентской академии управления. Сегодня они шлифуют стены и дерево за $20 в день. Люди ищут пути выживания.

- И возят в Польшу сигареты?

- Да. Или раз в неделю - солярку, за $50 можно продукты детям купить. Не от хорошей жизни люди едут в Польшу, богатство зарабатывают не на топливе и сигаретах! А самое интересное, что схема работает до сих пор, просто ездят челноки не так часто. Пересекаешь границу раз в пять дней - пожалуйста, вези полный бак солярки и еще 10-литровую канистру с топливом можешь захватить. Власти всего лишь сократили частоту поездок, а люди как возили, так и будут возить. Приспособившись к жизни на границе, они так сигареты провезут, что никто этого не заметит.

Пытаясь легализовать деятельность, участники событий в «Брузгах» обращались в облисполком с просьбой разрешить поставить на границе ларек с сигаретами, которые готовы покупать за валюту. Люди просили дать им заработок и свободу передвижений. Но пока что в ситуации вольготно себя чувствуют только таможенники.

- Новые запреты - повод для коррупции?

- Не думаю. В определенных кругах коррупция как была, так и осталась, а на локальных участках никто рисковать не будет. Смешно лишиться работы и свободы за $10 с бака.

- Вы поначалу отказались от интервью по телефону, ссылаясь на некие события. Каковы последствия акции протеста в «Брузгах»?

- Дело не только в ограничениях на границе - давление идет во всех направлениях. Я не ожидал, что так закончится акция «Революция через социальную сеть», прошедшая 15 июня в Гродно на пл. Советской: некие молодчики в «гражданке» хватали людей даже из открытых кафе, польским журналистам не дали возможности брать интервью - всех запихивали в автозаки. Запрещали снимать происходящее на телефоны, ловили за руки и за ноги. Я был под впечатлением: ребята и девчонки не давали повода к задержанию. Начались перебои с Интернетом, раньше такого не было. Поэтому, возвращаясь домой, не знаю, кто встретит - жена или спецназовцы.

Фото: daylife.com
Добавить комментарий
Проверочный код