Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№24 (798) 20 июня 2011 г. Контекст

Monolog: «Мне захотелось показать их модными ребятами»

20.06.2011
 
Всякий, кто смотрел оскаровский номинант - фильм «Выход через сувенирную лавку», в той или иной степени попал под мощное обаяние уличного искусства. Фильм о легендарных, но запрещенных художниках-граффитистах повествует о мире, в котором произведения искусства продаются коллекционерам за сотни тысяч долларов, в то время как сами художники-миллионеры, вооруженные баллончиками с краской, клеем и готовыми аппликациями, бегают от полиции под страхом получить несколько месяцев тюрьмы за пачканье стен.
Виктор МАРТИНОВИЧ



В Беларуси стрит-артом даже не пахнет, в то время как все улицы Вильнюса расписаны теггером, имя которого Solomon , а на нескольких домах можно увидеть граффити с крысой, которое, как сообщает «Выход через сувенирную лавку», принадлежит самому знаменитому стрит-артисту мира лондонцу Бэнкси.

Бэнкси, одна картина или инсталляция которого на аукционе уходит за $400-500 тыс., путешествует по всему миру, оставляя свои граффити то на стене, возведенной на Западном берегу реки Иордан, то в Нью-Йоркской подземке, а то и на главной площади Брюсселя.

Пару недель назад скандально известный уличный художник появился в Москве. Ее центр, прежде всего сити-лайты и тумбы вокруг ЦУМа, наводнили изображения Владимира Путина и Дмитрия Медведева в белоснежных спортивных трусах и майках поло. Москвичи восприняли это как рекламу спортивной коллекции одежды в ЦУМе: началась интенсивная переписка между ЦУМом, антимонопольным комитетом, правительством и спецслужбами. Но оказалось, что ЦУМ к «рекламе» непричастен - более того, элементов собственно рекламы (названий брендов) на фотографии Путина и Медведева с ракетками не обнаружено.

Чуть позже участники скандала обратили внимание на крохотный титр monolog.tv на плакатах, который изначально приняли за название рекламного агентства. Оказалось, что титр выводит на сайт уличного художника с ником Monolog . Именно он взял на себя ответственность за ранее расклеенные по Москве плакаты с изображением пограничника с накрашенными губами, призывавшие присоединиться к гей-параду 28 мая с лозунгом «Перейдем границу!».

Обозреватель «БелГазеты» отправил на сайт Monolog сообщение с запросом об интервью. Спустя некоторое время на почту пришел краткий ответ: «То, что я делаю, - это стрит-арт. Я не пытаюсь кого-то обвинять или критиковать. Я беру образ и переношу его в контекст искусства. В случае с плакатами ЦУМа я взял двух самых известных людей в нашей стране, которые, несмотря на то что все мы живем в обществе потребления, полностью отдалены от мира моды и шоу-бизнеса. Чаще всего мы видим Путина и Медведева застегнутыми на все пуговицы, а мне захотелось показать их модными, расслабленными ребятами, которые следят за трендами, ведут активный образ жизни. Это все, что я могу вам пока сказать. Все остальное увидите сами из новостей» . Но анонимного художника все-таки удалось уговорить на интервью…

- Есть ли в России художники, работающие так же масштабно, как Бэнкси, и известные, как Спэйс Инвэйдер?

- Ну разумеется, у нас уже давно есть все, что есть в других странах, только на совершенно примитивном уровне. Здесь мало кто имеет возможность заявить о себе (возможность я подразумеваю психологическую) - люди боятся говорить, боятся раскрываться.

- Я видел принты Бэнкси в Вильнюсе, на стенах: получается, он работал в столице Литвы? Был ли Бэнкси в Москве? Есть ли на московских стенах принты и аппликации известных стрит-артеров?

- Я совершенно не знаю, был ли Бэнкси в Москве. Возможно, как обычный гражданин Англии - был. Я с ним незнаком, но очень поддерживаю политику этого парня. Никогда не видел смысла выставлять свое лицо впереди своей деятельности.

ПРО РУССКИХ УЛИЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ

- Сколько человек в России занимаются стрит-артом?

- В России достаточно людей занимаются стрит-артом - мне лично нравятся работы interesnie kazki и loonytools - они очень самобытные, независимые от формата.

- В «Выходе через сувенирную лавку» показано, как художников преследует полиция. Какое наказание за стрит-арт грозит в России?

- Возможно, штраф… Не думаю, что что-то серьезное, хотя у нас все зависит от того, что ты рисуешь. Порой и за примитивно нарисованный половой орган могут затаскать по судам.

«МНЕ ХОЧЕТСЯ ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ ОСТЫТЬ»

- Многие лучшие умы, философы вроде Бодрийяра бились и бьются над попытками понять новое уличное искусство. Вот когда Бэнкси рисует на стене плывущую по реке смерть - какой в этом протест? И есть ли в принципе в стрит-арте политический протест?

- Стрит-арт - это не протест. Думаю, все давно уже поняли бесполезность какой-либо борьбы. Систематичная организация общества исключает подобные движения - это всего-навсего романтика. Мне лично хочется помочь людям остыть: немного сбавить шаг, внимательнее относиться друг к другу. Для многих это попытка самовыражения, но это и хорошо - именно желание самовыражаться позволяет многим людям открывать в себе новые возможности.

- Большинство граждан не видят разницы в теге, оставленном каким-нибудь Solomon`ом на стене, и серьезной композицией, инсталляцией вроде переломленной пополам телефонной будки, как у того же Бэнкси. А есть ли это отличие?

- Люди вообще мало что видят. Конечно, разницы между будкой и тегом для них нет. Просто не забывайте, что даже эти мои ответы останутся в сознании всего небольшого процента населения.

- Изображая Путина и Медведева, вы манифестировали что-нибудь? Кроме того, что Бодрийяр называл «разрушением привычных городских кодов»?

- Изображая премьера и президента, я манифестировал только одно - образ простых расслабленных парней, которые не предоставляют опасности. Мне хочется разгрузить представление людей о многих вещах.

- У вас были после этого неприятности с ФСБ?

- Неприятности с ФСБ? Я не представляю для населения никакой опасности, не несу опасности и для ФСБ. Думаю, они, как и все, потыкали пальцами в свои мониторы с улыбками на лице и забыли. Ну а в новостях нам сообщили о ярости со стороны правительства.

КАК ОБКЛЕИВАЛСЯ ЦУМ

- Бэнкси продается сегодня за сотни тысяч долларов. Есть ли хоть один российский стрит-артист, который продавался бы на аукционах?

- Не знаю, кто из русских продается на аукционах, но я знаю точно, что egoistyle (может быть увиден на egoistyle.livejournal.com ) скоро раскачает все аукционы мира.

- Если не секрет, как вы умудрились обклеить ЦУМ, тумбы, сити-лайты за ночь этими плакатами?

- Обклеить ЦУМ было несложно - в толпе зевак трудно обратить на себя внимание даже с кипой плакатов.

- Общаются ли русские стрит-художники друг с другом? Или это сообщество «одиноких волков»?

- Общаются: художники и прочие люди искусства практически не подвержены различного рода предрассудкам.

- Вы согласны с мыслью, что стрит-арт на Западе деградировал и коммерциализировался, стал еще одной модной фишкой, а его участники думают в первую очередь о деньгах?

- А кто, скажите мне, не думал о деньгах? О них думали везде и всегда - в желании жить качественно нет ничего плохого. К такой жизни стремятся все, даже художники.

ПРО «ГОРОДСКИЕ НАТЮРМОРТЫ»

- По какому принципу обычно выбираются объекты для оклеивания? Важно ли, чтобы это были людные места?

- Количество людей не имеет значения. Главное, чтобы место было проходимым и видным с различных точек.

- Правда ли, что произведение стрит-арта живет очень недолго? Сколько в среднем висит ваш постер? Как быстро его снимают?

- Не веду такую статистику.

- Почему вы решили посмеяться над Михалковым и Каддафи? Почему именно эти персонажи?

- Они мелькали в скучных новостных сводках, я хотел сделать сводки ярче и динамичнее.

- Как относитесь к творчеству арт-группы «Война»? Или арт-группы «Синие носы» и их работе «Эра милосердия» (целующиеся милиционеры в березовой роще)?

- Это немного другое направление, чем то, чем занимаюсь я. У «Войны» и «Синих носов» работы в той или иной степени несут в себе отголоски протеста. Я же не протестую вообще, я имею совершенно невероятную возможность делать любимое дело с огромным энтузиазмом. Именно это позволяет мне не смотреть на плохие стороны окружающего мира, а выявлять только самые лучшие.

- Согласны ли с тем, что классическая живопись - с натюрмортами, портретами, станковой композицией - умерла? И ей на смену пришло «татуирование улиц»?

- Это сугубо личное видение - не думаю, что что-то умирает объективно. Мне кажется, все имеет место быть, просто сосредоточено в разных пропорциях. Одни пытаются разглядеть правильные оттенки в натюрмортах, другие меняют сознание людей с помощью натюрмортов городских.

Справка «БелГазеты». Подпольный художник, известный как Monolog , прогрохотал на всю Россию после того, как обклеил тумбы в окрестностях ЦУМа портретами Путина и Медведева в белых поло и шортах. Выйдя на сайт художника, обозреватель «БелГазеты» воспользовался функцией feedback и отправил ему электронное письмо с просьбой об интервью. В ответ получил отправленный через анонимайзер краткий готовый ответ, в котором обозначались цели акции и причина изображения Путина с Медведевым. Поиски других выходов на Monolog ’a ничего не дали. Связаться с ним для обстоятельных интервью, выходящих за рамки публикации заготовленного заранее пресс-релиза, не удавалось даже «Коммерсанту» и «Газете.ру». Однако путем электронной переписки Monolog’ a удалось убедить дать интервью «БелГазете».
Добавить комментарий
Проверочный код