Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (798) 20 июня 2011 г. Экономика

Горючее подано

20.06.2011
Под украинским соусом
Украинские операторы рынка нефтепродуктов заявили о начале бензинового кризиса в стране. В дефиците топлива они обвинили Беларусь, снизившую объемы поставок. Украинская пресса связала происходящее с остановкой на плановый ремонт Мозырского НПЗ и ажиотажным спросом на горючее на внутреннем рынке РБ, который уменьшил экспортные возможности белорусских переработчиков.


15 июня украинский «КоммерсантЪ» привел мнение гендиректора сети АЗС «Донецкойлсервис» Виктора Мартиросяна: «Целый ряд владельцев крупных сетей АЗС испытывают проблемы и перебои с поставками белорусского горючего и фактически перешли на украинский бензин» . Директор одной из сетей АЗС заявил, что с мозырского завода отгружается лишь треть законтрактованного объема. А в Минэнерго Украины заметили, что из-за перебоев с белорусским горючим объем поставок топлива на украинский рынок за неделю снизился на 12-15%.

Перебои с топливом сказались на розничных ценах: 1 л бензина на Украине подорожал в среднем на 10-15 копеек (до $1,2-1,3), дизтоплива - на 13 (до $1,2). При этом эксперты рынка предсказывают еще больший рост цен.

Любопытно, что украинские НПЗ долгое время принимали меры для вытеснения с рынка импортного - прежде всего белорусского и российского - топлива и наращивания поставок собственной продукции на внутренний рынок. Так, несколько месяцев назад они предложили взимать с импорта нефтепродуктов ввозные пошлины в размере 130 евро за 1 т бензина и 80 евро за 1 т дизтоплива. По оценкам украинских производителей, в таком случае они были бы поставлены в равные условия с конкурентами из Таможенного союза, получающими нефть беспошлинно.

К удивлению корреспондента «БелГазеты» один из ведущих экспертов украинского рынка нефтепродуктов, директор консалтинговой группы «А-95» Сергей КУЮН, сразу вступился за белорусский НПЗ, обвинив в создании бензинового кризиса и ажиотажа в прессе украинские нефтеперерабатывающие предприятия.

- На Украине чувствуется дефицит белорусского топлива?

- Чувствуется определенный дискомфорт в ресурсном обеспечении бензином АИ-92. Однако критической ситуации нет.

- Некоторые сети АЗС оценивают этот дискомфорт в треть от законтрактованного объема…

- Не слышал таких нареканий. Уверен: всё, что было законтрактовано, поставлено из Беларуси. Остановка завода на ремонт - это не форс-мажор. Об этом известно минимум за полгода, а то и за год. Подписывая договор, поставщики отдают себе отчет в том, когда и сколько топлива смогут поставлять. Обычно в сегменте бензина АИ-92 доля белорусского топлива составляет около 20-25%. Ранее подписанные контракты белорусская сторона выполнила. Насколько мне известно, для новых поставок у белорусских производителей сегодня нет продукта - идет ремонт на Мозырском НПЗ. Это не значит, что Беларусь сорвала поставки, создала какой-то форс-мажор. Это плановое решение.

- До повышения цен на бензин в РБ внутренний спрос на топливо очень оживился. Как сказал Александр Лукашенко, «мы посмотрели аккуратно в замочную скважину - у каждого в гараже 0,5-1 т бензина». Это повлияло на отгрузку Украине?

- Объективно ситуация связана с ремонтом мозырского завода. Может быть, увеличение спроса на топливо на внутреннем рынке в связи с ценовым перекосом усилило этот фактор. С другой стороны, мощность белорусских заводов в разы покрывает потребности вашей страны. Поэтому не думаю, что положение на Украине связано с критической ситуацией с внутренним потреблением в РБ.

- Украинское приграничье пострадало от введения ограничений на вывоз белорусского топлива за пределы страны?

- На Украине таких каналов точно не было, потому что цены в Беларуси были даже немного выше, чем у нас. Основная проблема с вывозом у вас была на западной границе - на переходах в Литву. Знаю, что литовцы очень переживали по этому поводу - их бюджет терял от этой ситуации. За тот короткий промежуток времени, когда в Беларуси бензин стоил дешевле, чем на Украине, эти схемы не наладились. Во-первых, нужно проехать большое расстояние; во-вторых, разница в ценах невелика. Бизнес на этом не сделаешь. Не исключаю, что какие-то особо сообразительные и предприимчивые наши соотечественники могли этим воспользоваться. Но очень сомневаюсь, что дело поставили на промышленный уровень.

- В начале года шесть украинских НПЗ обратились в Минэнерго с просьбой ввести ввозную таможенную пошлину на импортные бензины и дизтопливо, в т.ч. белорусского производства, для защиты внутреннего рынка. Сложившаяся ситуация приведет к тому, что украинцы отвоюют долю у белорусских конкурентов без применения защитных мер административного характера?

- У меня большое удивление вызвал тот факт, что украинские производители, которые могли спрогнозировать ситуацию с возможным уменьшением поставок из Беларуси в связи с ремонтом Мозырского НПЗ, не нарастили переработку. Они оказались не в состоянии снабдить рынок продуктом, который в силах произвести.

Сначала им ваши нефтепродукты мешали. Они говорили: «Нас импорт из Беларуси заливает, невозможно работать» . Но теперь, когда этот импорт начал иссякать и достиг минимума, им снова что-то мешает. Они снова не могут нарастить нефтепереработку. Это мне напоминает поговорку про плохого танцора. Такая их реакция на происходящее меня наводит на мысль, что мы имеем дело с саботажем и сговором нефтепереработчиков, которые, провоцируя проблемы с топливом на украинском рынке, еще раз подталкивают правительство к принятию решения о введении импортных пошлин на нефтепродукты, в частности, в отношении Беларуси. У нас идет информационная кампания в прессе. Беларусь сейчас обвинят во всех грехах: и цены из-за нее растут, и топлива из-за нее нет.

- Из пояснений по этому поводу украинских производителей можно заключить, что они не могут нарастить переработку, потому что цикл производства нефтепродуктов достигает 45 дней. Спустя полтора месяца никто не гарантирует им сбыта продукции, т.к. поставки из Беларуси к тому моменту могут быть увеличены…

- Вам в этой жизни кто-то гарантировал работу? Мне - нет. Но мы с вами учились и работали, чтобы наши способности были востребованы. То же самое и с производителем. Почему кто-то должен обеспечить субъекту предпринимательской деятельности его успешность - сбыт его топлива? Это достигается в конкурентной борьбе с помощью качества и цены. Иначе это уже не рынок, а черт-те что.

- Мощностей украинских производителей достаточно, чтобы вытеснить белорусскую продукцию?

- Достаточно, хотя и не по всем маркам. Но у украинских НПЗ имеются мощности по производству продукта, который не удовлетворяет современным требованиям. Современный автопарк требует топлива иного качества и конфигурации. Украинские НПЗ готовы удовлетворить запросы советского парка, который потребляет много бензина АИ-92, не очень требователен к качеству дизтоплива, хотя как раз по дизелю ситуация более или менее нормальная. Но даже если заводы полностью задействуют мощности, потребность в бензине Аи-95 не будет удовлетворена до конца.

Глубина переработки на украинских НПЗ в среднем составляет 65-70%. Этого недостаточно, чтобы насытить рынок. В Беларуси глубина не намного выше, но у вас лучше качество выпускаемой продукции. Мозырский НПЗ с нового года выпускает бензин АИ-95 по стандарту Евро-5, у вас производятся большие объемы низкосернистого дизтоплива по стандартам Евро-5, давным-давно Беларусь ездит на евродизеле, тогда как у нас его производство началось только год-два назад.

Справка «БелГазеты». Сергей Куюн - один из ведущих аналитиков украинского рынка нефтепродуктов. В 1995-97гг. работал в еженедельникеUkrainian Oil & Gas Report . В 1997-2009гг. руководил направлениями сбора и обработки информации консалтинговой компании UPECO (Ukrainian Petroleum Consultants) . В 2002-09гг. - главный редактор еженедельника «НефтеРынок». Член редколлегий журналов OilMarket и «Современнная АЗС». В 2006-07гг. - советник министра топлива и энергетики Украины; 2006-10гг. - член экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности при Кабмине Украины. Директор ООО «Консалтинговая группа А-95».

КСТАТИ

«Украинцы станут намного меньше ездить»

Мнением насчет того, почему на Украине в бензиновом кризисе обвиняют Беларусь, с «БелГазетой» поделился президент Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид КОСЯНЧУК.

- Дефицита топлива на украинском рынке нет. Возможно, на каких-то отдельных безбрендовых заправках топлива не хватает. Но большинство сетей АЗС заблаговременно позаботились о том, чтобы им было чем торговать. Насколько мне известно, все контракты, которые заключены с Белорусской нефтяной компанией, выполняются. Более того, глава этой компании меня заверил, что способен удовлетворить любые заявленные объемы.

Те процессы, которые происходят в Беларуси, на Украину мало влияют, потому что на экспорт Беларусь работает по мировым ценам. Дополнительные пошлины для граждан или ограничение по внутреннему потреблению никак не отражаются ни на внешнем ценообразовании, ни на объемах поставок на Украину.

Сведения о дефиците топлива - это дезинформация, которая часто встречается в украинских СМИ. Например, сегодня написали, что российское и белорусское правительство предоставили украинским импортерам преференции, благодаря чему погибла украинская нефтепереработка. То есть якобы это случилось не потому, что ее не модернизировали и не вывели на нормальный уровень глубины переработки. Бред сивой кобылы! Я смеялся: деньги, конечно, хорошее дело, их надо любить. Но не настолько, чтобы писать такую глупость.

Эта информационная кампания развязана потому, что украинские НПЗ пытаются выторговать введение ввозной таможенной пошлины на нефтепродукты. Если такая пошлина будет введена, то украинцы станут намного меньше ездить. Существенно уменьшится доля качественных нефтепродуктов из Беларуси, Литвы, Польши и Греции. А недостающие объемы будут заменены более дорогим, но намного менее качественным ресурсом, который производится украинскими заводами. Но вот автосервис получит дополнительных клиентов, которые будут чаще обращаться за заменой глушителя и ремонтом двигателя.
Добавить комментарий
Проверочный код