Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (798) 20 июня 2011 г. Автостоп

Шанс, а не панацея

20.06.2011
 
О том, может ли лизинг стать инструментом, который поможет белорусским субъектам хозяйствования выйти из кризиса, «Автостопу» рассказал директор компании «Активлизинг» Виктор КОБЯК:


- Сам по себе лизинг - не панацея от кризиса. Но в случае, если он является составной частью антикризисного плана предприятия, этот финансовый инструмент может стать эффективной мерой.

Вот лишь один из примеров. У производителя, продукция которого ориентирована на внутренний рынок, на начало валютного кризиса имелся большой объем валютных обязательств. Поскольку он не обладает валютной выручкой и не имеет возможности конвертировать рублевую выручку в инвалюту, ему все сложнее выполнять эти обязательства. Серьезное ослабление рубля, непрогнозируемые курсовые разницы негативно отражаются на его оборотных активах. Одним из способов их пополнения является возвратный лизинг, при котором какой-либо актив - недвижимость, оборудование, транспортное средство и др. - предприятие продает лизинговой компании с одновременным заключением договора лизинга этого имущества. Далее, уплачивая лизинговые платежи, лизингополучатель в результате выкупает свое имущество назад с учетом амортизации.

В данный момент мы продолжаем сотрудничество с теми поставщиками импортного и отечественного оборудования, транспортных средств, которые продолжают деятельность и готовы заключать контракты, фиксируя в них цену в белорусских рублях. Соответственно, мы готовы покупать такое оборудование для наших клиентов и передавать им в лизинг, заключая рублевые договоры. Также мы финансируем сделки по покупке активов на вторичном рынке.

Известно, что любой кризис выполняет санитарные функции: слабейшие покидают рынок. Как правило, этот процесс сопровождается появлением на вторичном рынке оборудования или техники, которые они распродают, иногда с дисконтом. Этим можно воспользоваться. Например, в 2008-09гг. в такой ситуации оказались международные автомобильные перевозчики, став очень уязвимыми перед лицом мирового экономического кризиса. Итогом было сокращение объема международной торговли и, как следствие, заказов на услуги перевозчиков. Какие-то компании приняли решение уйти с рынка, а другие - упрочили свои позиции.

Но любые решения должны быть взвешенными и финансово обоснованными, пройти экспертизу финансовой службы предприятия.

В последнее время приходится слышать от скептиков, что стоимость лизинга подорожала. Это не совсем правильно. Лизинговые ставки действительно повышены, однако лишь в пределах роста инфляции и ставки рефинансирования, вслед за которой увеличилась стоимость кредитных ресурсов. Ставки по договорам, где цена зафиксирована в белорусских рублях, повысились в среднем до 25-30% годовых. Ставки по договорам, заключенным в иностранной валюте, практически не изменились.

Более уместно говорить о пересмотре требований к финансовому состоянию лизингополучателей. Считаем, что срок деятельности предприятия должен быть не менее одного года, у него не должно быть убытков. Соотношение максимального лизингового платежа (за исключением авансового) к среднемесячным поступлениям на текущий счет за последние шесть месяцев должно составлять не более 20%. Обязательно, чтобы у клиента отсутствовали просроченная задолженность по кредитам и картотека к текущему счету.

Такая политика позволяет нам уверенно развивать бизнес. Согласно составленному Ассоциацией лизинговых компаний рейтингу в 2010г. мы вышли на восьмое место в стране по объему нового бизнеса.
Добавить комментарий
Проверочный код