Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (798) 20 июня 2011 г. Автостоп

Без палок в колёсах

20.06.2011
Автосалонам разрешили торговать за валюту
Жалобы автосалонов на сложность приобретения валюты, а значит, и автомобилей с комплектующими, донеслись до Нацбанка. Главное финансовое учреждение страны разрешило продавать машины из автосалонов за валюту. Но этого оказалось мало.
Елена АНКУДО



Письмом N31-16/262 от 1 июня Нацбанк разрешил автосалонам продавать физлицам новые автомобили за валюту, подчеркнув, что для совершения операции требуется специальная лицензия. Ряд автосалонов уже занялся аттестацией должностных лиц на знание норм валютного законодательства. Ожидается, что предпринимаемые меры не только выпустят валютный ручеек из карманов сограждан, но и снизят цены в шоу-румах.

«Автостоп» уже рассказывал об увеличении цен на дилерских станциях (см. «БелГазету» N20 от 23.05.2011г.). Формируя прайсы, ряд автосалонов исходит из рыночной (на сегодняшний день - Br9-10 тыс.), а не официальной (Br5 тыс.) стоимости доллара. Клиенты с шенгенскими визами поехали на те же литовские СТО, компенсировав время, потраченное на дорогу, возможностью платить по одному - реальному курсу, и шопингом в Maxima или Akropolis .

Не имея возможности выбирать, белорусские импортеры стараются радоваться тому, что есть. «У дилеров появится дополнительная возможность реализации автомобилей, - комментирует разрешение Нацбанка председатель автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Михневич. -Даже обязательная продажа государству 30% выручки не лишит сделку привлекательности. С учетом маржи дилер вернет деньги, потраченные на автомобиль, и у него еще и прибыль останется» .

Но разрешение Нацбанка нуждается в дополнении. По словам Михневича, «БАА» готовит письмо Нацбанку с просьбой продавать запчасти за валюту. Комплектующие - это критический импорт, необходимый и рядовым гражданам, и госслужбам. Продавая их за валюту, автодилер уже не будет закладывать в цену курсовые риски, что понизит ценник. А значит, из тени - гаражей и зарубежных СТО - вернутся наши клиенты. Сегодня же обращаются в основном юрлица» .

«ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ»

Документы на получение лицензии уже подали некоторые автодилеры, среди которых - ООО «Китайские автомобили»(Chery и Great Wall ). Председатель совета директоров компании Сергей Варивода охарактеризовал разрешение Нацбанка как «значимое для преодоления стагнации валютного рынка событие, инструмент легализации валютных потоков, идущих в оплату автомобилей» . По мнению бизнесмена, стоит активнее разрабатывать механизмы по обращению валюты внутри страны, распространяя их и на иные сегменты рынка. «Объемы сделок купли-продажи с подержанными автомобилями составляют более 90%, на них приходится большинство расчетов в валюте, - констатирует Варивода. - Переведение их в безналичный формат, как в конце прошлого века, приведет к легализации этого сектора и увеличению налоговых сборов. На войне и на пожаре все средства хороши. Что толку рассуждать о приемлемости мер по долларизации экономики, если де-факто рынок давным-давно живет по своим правилам. Расчеты валютой «из рук в руки» за автомобили и недвижимость на вторичном рынке - давно не новость» .

«Китайские автомобили» уже обратились в Нацбанк с просьбой разрешить продавать за валюту и запчасти. Учитывая небольшую долю в Беларуси китайских автомобилей (продано около 2 тыс. единиц), «за счет сформированных запасов перебоев с поставками запчастей в ближайшие 3-4 месяца не будет. С российскими УАЗ ситуация сложнее - дефицит запчастей уже ощущается». Но даже появление у дилера лицензии «не решит проблемы спроса. Покупатели с валютой и сейчас могут ее продать при посредничестве банка дилеру, который в свою очередь оплатит и привезет автомобиль».

«ВРЯД ЛИ СТОИМОСТЬ - ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА»

Руководитель дилерской сервисной станции Audi Римантас КВЕДЕРАВИЧЮС рассказал «Автостопу», как часто к услугам его предприятия прибегают граждане Беларуси, и попытался объяснить причины популярности своей СТО.

- Сколько автомобилей из Беларуси ежемесячно обслуживают на мощностях литовской станции?

- Минимум 10-15, треть приобретена в Беларуси. Как правило, речь идет о новом автомобиле до 4-5 лет - столько держит машину первый покупатель. Одновременно на станции можно обслуживать 10 автомобилей, в субботу - основное время приезда клиентов из Беларуси - работаем в две смены, в настоящее время ресурсы станции задействованы на 70%. К нам обращаются граждане разных стран - латыши, калининградцы, но белорусов больше, и количество их из года в год растет. Если бы не визовый режим, ваших сограждан было бы еще больше.

- Трудно поверить, ведь владельцы автомобилей премиум-класса - люди состоятельные и виза для них не проблема…

- О ситуации знаю со слов клиентов, поэтому пересказываю то, что услышал от них: «Сейчас визы нет, но через 2-3 недели я ее сделаю и приеду» .

- С какими проблемами обращаются белорусские владельцы Audi?

- Просят о техобслуживании, иногда - гарантийный ремонт. Дилерская станция Audi в Вильнюсе поддерживает гарантию, если автомобиль обслуживается по правилам. После обслуживания у нас машину должен принять и ваш авторизованный сервис.

- О дате приезда сообщают заранее или ставят перед фактом, приехав в автосалон?

- В основном записываются по телефону. Но если кто-то приедет без звонка с проблемой, которую можно решить за 2-3 часа, мы обязательно постараемся принять клиента на условиях экспресс-сервиса. Разве что попросим подождать несколько часов. Машина будет отремонтирована.

- Сколько времени клиент ожидает своей очереди?

- На техобслуживание - максимум два дня. Деталь, если ее не окажется на складе, где около 9 тыс. позиций, будет поставлена в течение 3-4 дней. Мы гибкие в принятии решений, опыт мастеров-приемщиков позволяет идентифицировать проблему, когда сам клиент о ней еще не знает - в телефонном разговоре. Готовимся к приему, чтобы успеть сделать все, что хочет клиент, качественно. Уровень работы отмечают и сами автомобилисты, наверное, поэтому и едут на литовский, а не белорусский сервис.

- Несмотря на разницу в ценах?

- Стоимость нормо-часа - 36 евро. До девальвации наши цены на детали и запчасти были ниже на 20-25%, как сейчас - трудно сказать, слишком быстро все меняется. Сравнительный анализ я не проводил, говорю со слов клиентов. Хочу напомнить о существовании такс-фри, когда автовладелец имеет законное право получить на границе выплаченный нам НДС - 21% от суммы заказа.

Я передаю слова ваших граждан, говорящих о неких проблемах в вашей стране, недовольстве автосервисом - не только Audi . Поэтому вряд ли стоимость - основная причина. Возможно, им нравится, как мы работаем, что нам можно доверять. Мы всегда держим слово - и по цене, и по срокам ремонта. Бывают форс-мажоры, когда в коробку с необходимой деталью вкладывают другую, но это единичные случаи.

«ОТНОШЕНИЕ БЕЗРАЗЛИЧНОЕ»

Аналогичной позиции придерживались сотрудники дилерских СТО Вильнюса Volvo, Honda, Citroen, с которыми корреспонденту «Автостопа» удалось побеседовать во время визита в литовскую столицу. Разница лишь в бренде и стоимости нормо-часа. Однако все признавали: подавляющее число иностранных клиентов - из Беларуси. Ситуацию прокомментировал владелец Audi A6 Сергей Варивода:

- Сравнивать только цену нормо-часов СТО разных стран некорректно - стоимость техобслуживания складывается из стоимости нормо-часа и времени, затраченного на выполнение работы, стоимости материалов и комплектующих, налогов. Количество нормо-часов, которые за выполнение одной и той же работы потребуют оплатить дилеры, может быть разным. Сегодня такая составляющая цены, как материалы и запчасти, в Литве имеет конкретную рыночную стоимостную оценку в валюте. У нас цена учитывает завышенный на девальвационных ожиданиях и дефиците валюты спекулятивный курс и риск. Следует учитывать возможности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров (работ, услуг) из большинства стран.

На белорусской СТО можно столкнуться с необходимостью заказывать недостающую деталь - «делайте заявку - привезем через месяц». Ну не могут белорусские импортеры, учитывая проблемы с валютой, поддерживать большие объемы складов. Вот и получается, что сумма может быть примерно та же, но в наших условиях приходится ждать.

У услуги есть не только цена, но и качество. К сожалению, в целом отношение к результатам своего труда на большинстве сервисных станций, мягко говоря, безразличное.

В странах с большой безработицей и более низким уровнем социальной поддержки населения совсем иная ситуация. Наше общество развращено избыточной соцподдержкой и опекой государства. Слишком много здесь стало людей, которые не дорожат своим трудом, которым все равно, как они выполнили свою работу. Добавьте ярко выраженные иждивенческие настроения в отдельных слоях общества, отсутствие гордости за свой труд, за бренд, за компанию. В Литву я не езжу только потому, что нет визы…
Добавить комментарий
Проверочный код