Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (796) 06 июня 2011 г. Тема недели

«Поддержка МВФ позволит Беларуси выиграть время»

06.06.2011
 
Беларусь может повторить опыт Украины в выстраивании отношений с МВФ. Та сейчас реализует вторую кредитную программу с МВФ, рассчитанную до конца 2012г., объемом в $15,15 млрд. Столь беспрецедентную поддержку стране удалось получить, несмотря на провал первой программы stand-by, - Украина так и не получила всего объема утвержденной фондом суммы, поскольку открыто не выполняла взятые на себя обязательства.


Сейчас правительство Украины следует рекомендациям фонда, в т.ч. принимая крайне непопулярные у населения меры - уже повышены тарифы на услуги ЖКХ, на очереди - повышение пенсионного возраста.

О том, имеет ли шансы получить второй кредит Беларусь, также не осуществившая ряд реформ, предписанных первой программой stand-by , и на каких условиях, корреспондент «БелГазеты» выясняла у аналитика инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» (Восточная Европа) Анастасии ГОЛОВАЧ.

- Беларусь не выполнила взятые на себя обязательства в рамках первой кредитной программы stand-by. МВФ согласится на выдачу второго кредита?

- Беларусь более примерно следовала требованиям МВФ, чем Украина при реализации первой кредитной программы. Безусловно, были нюансы: госпрограммы кредитования не сокращены в той степени, в какой того требовал МВФ; не создано агентство финансового развития, куда предполагалось вынести все плохие кредиты и на которое нужно было переложить бремя финансирования госпрограмм. Планировалось, что с созданием такого агентства госбанки «очистятся» и будут кредитовать экономику на рыночных условиях. Тем не менее определенные требования МВФ выполнялись: в кризис не поднимались зарплаты, хотя их повышение было запланировано, фискальная и монетарная политика стала жестче. Беларусь в сотрудничестве с МВФ была достаточно исполнительной. Некоторые экономисты даже называют программу, которая была выполнена Беларусью в кризис, одной из наиболее успешных для МВФ в принципе.

- Удастся ли Беларуси разыграть геополитическую карту - не дадите денег, уйдем под крыло России?

- И Украина, и Беларусь находятся между Россией и Европой. Это две буферные зоны. Если бы МВФ не кредитовал Украину, то у нее оставался бы один путь - обратно к России. Поэтому решение предоставить Украине новую кредитную программу было в т.ч. политически обусловленным и принято несмотря на то, что страна не выполнила некоторые требования МВФ. Для Беларуси геополитический фактор - тоже аргумент, хотя пока и не столь ярко выраженный. Как раз по той причине, что Беларусь выполнила часть обязательств в рамках первой программы stand-by .

- Не повлияет ли на решение фонда конфликт Беларуси с Западом после 19 декабря?

- Думаю, нет. В противном случае рычаги влияния на страну могут быть утрачены бесповоротно. Разговоры о том, что в стране нет демократии, поэтому Запад не даст денег, несостоятельны. Если Запад не даст денег, то у Беларуси не будет никакого иного пути, кроме как полностью уйти под Россию.

- Реформы, которые должна будет провести Беларусь в рамках кредитной программы, схожи с теми, что были рекомендованы Украине?

- Валютный кризис в Беларуси на первый взгляд очень похож на валютный кризис на Украине в 2008г. - очереди в обменниках, быстрая девальвация нацвалюты (у нас она обесценилась с 4 до 8 гривен за $1). С той лишь разницей, что у нас разная ситуация в банковской системе. На Украине вдобавок ко всему была проблема большой доли кредитов населения в инвалюте. По сути, из-за значительной девальвации гривны обслуживание этих кредитов для населения стало непомерным. Банки столкнулись с проблемой ухудшения качества кредитного портфеля. Был очень значительный отток депозитов населения из банков, что в Беларуси тоже наблюдается, но в намного меньшей степени.

Но последствия кризиса для Украины и Беларуси различны. Если на Украине кризис привел к серьезным бюджетным дисбалансам при высоких ЗВР, то в Беларуси ситуация противоположная. Существенных проблем с исполнением бюджета не было, в то время как уровень международных резервов упал до критически низкого уровня. И цели программ сотрудничества с МВФ поэтому тоже разные.

Основная проблема Беларуси - дефицит текущего счета и такая структура экономики, при которой любой рост ВВП ведет к увеличению дефицита текущего счета ввиду опережающих темпов роста импорта. Украина экспортирует в основном сырьевые продукты. Поэтому девальвация на Украине сразу же позитивно отразилась на платежном балансе - текущий счет даже стал позитивным. Белорусские производители за счет девальвации не смогут повысить конкурентоспособность, поскольку для них станут дороже сырье и комплектующие. По нашим оценкам, эффект от девальвации для текущего счета Беларуси составит лишь $1,5-2 млрд.

Программа МВФ нужна была Украине в основном для спасения бюджета, чтобы государству не пришлось допечатывать слишком много гривен. В Беларуси бюджетная дисциплина почти примерная - всем бы так. Основная задача Беларуси - изменение структуры экономики, чтобы повысить конкурентоспособность потенциально сильных и независимых от импорта отраслей для международной торговли. На это будет направлена кредитная программа МВФ.

- Как быстро МВФ и Беларусь смогут согласовать программу?

- Все будет зависеть не от МВФ, а от Беларуси. МВФ на протяжении этого кризиса очень активно мониторил ситуацию в вашей стране. На прошлой неделе мы были в Минске и встречались здесь с представителями МВФ. По тому, как они понимают ситуацию, рука на пульсе держалась очень сильно. Складывается впечатление, что фонд готов предложить параметры программы довольно быстро. Важно, чтобы белорусская сторона была принципиально согласна на это. Потому что реформы, которые могут спасти ситуацию, к сожалению, не очень популярны у населения. Придется следовать жесткой монетарной и социальной политике, уже понятно, что инфляция будет очень существенной. В апреле в годовом исчислении она уже составила 18%. С учетом девальвации она в лучшем случае составит 45% в этом году. Безусловно, первой реакцией на это Лукашенко будет обещание поднять зарплату, чтобы частично компенсировать населению потери от инфляции. Думаю, МВФ может быть против этого.

- Какие еще требования выдвинет фонд?

- МВФ может потребовать дальнейшего ужесточения монетарной политики, очень жесткого сокращения госпрограмм, заморозки чуть ли не целых проектов. Также фонд потребует дальнейшего повышения ставки рефинансирования. Текущее ее повышение до 16% может быть далеко не пределом. Наверняка речь будет идти о ставках, которые соответствовали бы темпам роста инфляции. Думаю, постепенно она будет доведена до 25-30%. Еще МВФ, как правило, настаивает на переходе к свободному курсообразованию и будет настаивать на структурных реформах - снижении дотационности отдельных отраслей и на приватизации. Без приватизации нормально реализовать программу с МВФ будет очень сложно.

- Того же требует и Россия…

- Обойтись без приватизации не удастся ни в случае сотрудничества с МВФ, ни при сотрудничестве с Россией. Но МВФ совершенно не обязательно, чтобы Беларусь провела приватизацию слишком быстро и на невыгодных для себя условиях. А Россия, заинтересованная, очевидно, в ряде покупок в Беларуси, хотела бы сделать это, пока переговорная позиция вашей страны достаточно слаба. Думаю, именно для того, чтобы усилить ее, Беларусь обратилась к МВФ. Чтобы иметь возможность сказать: «Извините, мы будет продавать то, что решим, и только на взаимовыгодных условиях». Думаю, для Беларуси было бы стратегически интересно продать НПЗ - страна зависит от цены на российскую нефть, и нефтепереработка сильно влияет на платежный баланс. Но по какой цене ее продать? Когда в стране кризис, покупающая сторона может продавить любые выгодные для себя условия. Поддержка со стороны МВФ позволит Беларуси выиграть время и усилить свою позицию.

Но в любом случае придется снижать роль государства в экономике - мы уже видим, насколько нынешняя модель неэффективна.

- МВФ согласится сначала выдать первый транш, а потом дождаться реформ или же будет действовать по принципу «утром - деньги, вечером - стулья»?

- МВФ почти всегда так действует. Любая программа МВФ с любой страной мира предполагает наличие каких-то предварительных мер, которые показывают серьезность намерений потенциального заемщика. Только после этого в Вашингтоне утверждается программа. Но, как правило, предварительные меры довольно несложные и не занимают много времени.

- Какие, например, в случае с Беларусью?

- Например, принятие закона о приватизации в этом году. Или же закона о более свободном курсообразовании, принятие решения о повышении каких-то тарифов.

- Согласится ли белорусское правительство на принятие непопулярных у населения мер - увеличение тарифов на услуги ЖКХ, неповышение зарплат?

- Это неизбежно. Население Украины отнеслось к этому плохо. Но иначе это выльется в более серьезные проблемы для населения. В долгосрочной перспективе оно все равно не выиграет. Выбор такой: либо идти на непопулярные меры сейчас, либо в авральном режиме латать дыры потом. Практика Украины показывает, что если бы мы начали повышение тарифов вовремя, то могли бы делать это постепенно и не столь болезненно для населения. У Беларуси пока есть возможность делать это плавно, а не в два раза за год.

- Беларусь рассчитывает привлечь $3,5-8 млрд. По вашим оценкам, этого достаточно?

- $8 млрд. - это примерно столько, сколько нужно Беларуси на 2-3 года. В этом году для Беларуси критично получить $4 млрд. Тогда на 2012-13гг. страна может попросить $2,5 млрд. и $1,5 млрд.

Справка «БелГазеты». Анастасия Головач родилась в 1982г. в Киеве. Окончила Киево-Могилянскую академию по специальности «экономика и политология». Последние пять лет работает аналитиком в ИК «Ренессанс Капитал».
Добавить комментарий
Проверочный код