Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (796) 06 июня 2011 г. Тема недели

Долгов бояться - в МВФ не ходить

06.06.2011
 
Правительство и Нацбанк работают строго по плану. 17 мая премьер Михаил Мясникович сообщил, что официальный Минск готов начать переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о реализации новой кредитной программы. И стоило только миссии МВФ прибыть в Минск, как вся страна узнала, что премьер свое слово сдержал. «Правительство и Нацбанк Беларуси 31 мая направили в Международный валютный фонд обращение о предоставлении республике стабилизационного кредита» , - сообщается в правительственном пресс-релизе.
Сергей ЖБАНОВ



Программа работы миссии МВФ в Беларуси с 1 по 13 июня будет очень насыщенной. Во-первых, экспертам фонда предстоит изучить ситуацию, в которую белорусские власти загнали валютный рынок страны, нарушив прежние рекомендации фонда. Во-вторых, оценить масштабы новой кредитной программы, которую может предоставить МВФ в целях нормализации ситуации. Михаил Мясникович уже определился и готов получить кредит в размере от $3,5 млрд. до $8 млрд. Этого должно хватить, чтобы прикрыть брешь, образующуюся во внешнеторговом балансе в течение года. «Цена денег» от МВФ главе белорусского правительства тоже нравится, поскольку она «в два раза ниже, чем стоимость стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС» . В общем, позиция белорусской стороны на переговорах с МВФ предельно ясна: чем больше дадут валюты, тем лучше.

И это не сюрприз. Так же как и срок начала переговоров. Известно было давно, что начиная с 2012г. Беларуси придется погашать кредит stand-by , выданный МВФ в 2009-10гг. Причем в период 2013-15гг. сумма ежегодных платежей по госдолгу должна составить в среднем не менее $2,5 млрд. А брать валюту, собственно, неоткуда, поскольку золотовалютные резервы страны истощились до предела. Нужен новый кредит, без которого страна может нарваться на дефолт.

Кредиторы из Вашингтона знают это лучше, чем кто бы то ни было. Но на этот раз условия, на которых Беларуси придется заимствовать валюту, будут очень жесткими и стране уже не отделаться от структурных реформ. Это значит, что населению следует приготовиться к тяжелым временам, когда курс рубля продолжит падение, а за жилищно-коммунальные услуги предстоит платить сполна. Правительству придется пойти на «коренную ломку» той модели, которая, по словам Александра Лукашенко, «создана в Беларуси» . Альтернативы этому нет, учитывая нежелание белорусского президента проводить «бандитскую приватизацию» , т.е. продавать промышленные активы на российских условиях.

Вопросы предстоит решать крайне болезненные. Поэтому Наталия Колядина, постоянный представитель МВФ в РБ, предпочла их публично не детализировать. «Миссия будет обсуждать меры экономической политики, которые позволят восстановить в Беларуси экономическую стабильность и обеспечат переход к высоким и устойчивым темпам роста экономики» , - так прокомментировала агентству «Интерфакс-Запад» белорусскую заявку представитель МВФ. Наталия Колядина, в отличие от Михаила Мясниковича, не стала комментировать ни сумму, ни сроки, ни ставку кредита. Как показывает история кредитных взаимоотношений Беларуси с фондом, это далеко не самые важные аспекты программ, условия которых никогда не выполнялись белорусской стороной в полном объеме.

Последняя программа - лишнее тому подтверждение. Сначала все шло хорошо. В январе 2009г. страна узнала, что Беларусь получит не просто стабилизационный кредит на сумму $2,46 млрд. (в 4 раза превышающую квоту страны в МВФ), а $3,46 млрд., поскольку потребности страны во время мирового финансового кризиса возросли, а усилия, предпринимаемые правительством и Нацбанком, были оценены как серьезные.

Действительно, денежно-кредитная политика Нацбанка и бюджетно-налоговая политика правительства была ужесточена. Динамика развития экономики республики в 2009г. хоть и замедлилась, но не вошла в область отрицательных значений. И Нацбанк был признателен за помощь, оказанную МВФ. «Оценивая предварительные результаты реализации программы stand-by, необходимо отметить, что она сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики Беларуси в 2009 - начале 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, поддержать уверенность инвесторов и домашних хозяйств» , - подчеркивалось в пресс-релизе, распространенном Нацбанком 29 марта 2010г.

Но, как выяснилось год спустя, президент страны придерживается на этот счет другого мнения. «Мощный государственный сектор позволил нам удержаться на плаву (в период экономического кризиса)» , - заявил Александр Лукашенко будучи в Казахстане. Вот где кроются истоки наших экономических побед. Хотя именно государственная централизованно управляемая индустрия весьма успешно конвертировала инвалюту, полученную от МВФ, в складские запасы, от которых потом пришлось избавляться всем миром, т.е. с самым непосредственным участием частного сектора. Но кто теперь будет вспоминать об этом? Ведь программа приватизации, согласованная с МВФ, была бесславно провалена.

Впрочем, по мере приближения президентских выборов от жесткой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Беларуси также не осталось и следа. Зато появился повод вновь обратиться за кредитом к МВФ. И, получив новую порцию валюты, страна может в рамках программы структурных реформ заняться тем же самым - устраивать конкурсы и загадывать шарады инвесторам, делая вид, что продаем самое ценное из имущества, накопленного за годы советской власти. Агентство по приватизации так и не создано, так же как и специализированное финансовое агентство для финансирования госпрограмм за счет бюджета. Тем не менее МВФ положительно оценил итоги реализации программыstand-by .

К концу прошлого года Беларусь уже не была связана обязательствами действующей кредитной программы, и представители фонда могли только академически напоминать руководству страны о том, чем чревата мягкая денежно-кредитная политика для внешнеторгового дефицита и валютного рынка страны. Они постоянно предупреждали, что в основе любого роста зарплаты должен лежать опережающий рост производительности труда. В противном случае это снижает конкурентоспособность белорусских производителей на внешних рынках. Но правительство выполняло указание президента и продолжало разогревать внутренний спрос, лишая страну золотовалютных резервов.

В итоге разразился валютный кризис. Теперь, чтобы восстановить работу валютного рынка, а заодно и покрыть все издержки предвыборной кампании, Беларуси нужен новый большой кредит. И белорусское руководство бесстрашно бросается в пучину новых долгов. Ведь долгов бояться - в МВФ не ходить.
Добавить комментарий
Проверочный код