Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (796) 06 июня 2011 г. Экономика

Остановитесь, цены, вы прекрасны!

06.06.2011
 
Если бы отечественное либеральное законодательство о ценообразовании оставалось стабильным - цены бы ему не было. Увы, ничто не вечно.
Максим Знак



Последовательная отмена ряда ограничений в сфере ценообразования была завершена принятием указа N72 от 25.02.2011г., содержащего перечни товаров, на которые сохраняется регулирование цен. В отношении прочих товаров предоставлялась абсолютная свобода (с оговорками о недопустимости ценового сговора, злоупотребления и т.п.).

Либерализация ценообразования позволила смягчить последствия валютного кризиса. Во-первых, импортеры смогли использовать ценовые оговорки при определении стоимости денежных обязательств; во-вторых, несмотря на резкий рост затрат, связанных с приобретением валюты (включая затраты, которые традиционно невозможно учесть при формировании цены), появлялась надежда на выживание за счет увеличения процента рентабельности либо торговой надбавки. Если бы импортеры знали, что при попытке компенсировать возросшие издержки им необходимо будет бороться не только с законами рынка, но и с административными ограничениями, многие из них просто прекратили бы проводить хозяйственные операции.

Впрочем, то, что бизнесу - хорошо, то для потребителя может быть совсем не в радость. Реальные и предполагаемые курсовые риски в условиях свободного ценообразования превратились в невероятные ценники в магазинах, которые ошеломленные покупатели были готовы только фотографировать. Очевидно, что предполагаемый курс, заложенный в цену, мог быть завышен (импортеры, приобретшие евро за Br13 тыс. и ожидающие дальнейшего роста курсов, могли заложить в цену страховку на случай курса в 20 тыс.). Также понятно, что законы рынка, не будучи нормативно закрепленными, вполне успешно действуют - и тенденция к снижению курсов на межбанковском рынке должна была найти отражение и в понижении цен. Однако ситуация снова изменилась: во-первых, после официальной девальвации рубля фактически закрылся межбанковский рынок (что сделало валюту «бесценной»); во-вторых, в государстве началась масштабная кампания против роста цен.

27 мая на судьбоносном совещании у президента было объявлено, что цены «и так уже запредельные» , им «уже расти некуда» , а дальнейший их рост должен «жесточайшим образом пресекаться» . С ценами уже начали бороться и до совещания - сообщалось о достижении соглашений с торговыми организациями, снижении уровня торговых надбавок и т.п. При объявленном свободном ценообразовании все требования о снижении цен воспринимались бизнесом с некоторым удивлением, и потому госорганами подчеркивалось: создается нормативная база (планируется подписать указ, определяющий критерии ценового сговора и иных недобросовестных действий в сфере ценообразования).

Пока указ не подписан, выполнение президентского поручения решено обеспечить иным оригинальным способом. Нельзя быть немножко беременной, но немножко отступить от свободы цен, как оказалось, можно. Постановлением Совмина от 14.02.2011г. N495 утверждены в т.ч. перечни социально значимых товаров, цены на которые регулируются Минэкономики и облисполкомами. После совещания 27 мая появился еще один перечень, куда вошли социально значимые товары, цены на которые регулируются Минэкономики на срок не более 90 дней. Очевидно, временный характер ограничения призван подчеркнуть, что принципы свободного ценообразования никто не отменяет, просто в ближайшие 90 дней по ряду товаров они действовать не будут.

По включенным в перечень социально значимым товарам (всего 13 позиций, в т.ч. успевшие порадовать ценами чай, кофе, рыба) ограничивается торговая надбавка. Согласно постановлению Минэкономики N79 от 28.05.2011г. (срок действия постановления - 90 дней) предельная торговая надбавка на такие товары составляет 30%, а по свежим огурцам, помидорам и яблокам - не более Br750 за кг.

Однако торговая надбавка - это «надстроечное» явление, и увеличение цен на импортные товары произошло не за счет роста торговых надбавок, а за счет повышения отпускных цен импортеров. Чтобы защитить потребителя от этих рисков, постановление Совмина N495 дополнено пунктом, предусматривающим, что цены на социально значимые товары, включенные в любой из трех перечней, «до 1 июля 2011г. не могут превышать уровня, установленного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, производящими и (или) реализующими указанные (оказываемые) товары (работы, услуги), на 28 мая 2011г.».

Эта норма вызывает ряд вопросов. Во-первых, как ее применить на практике? Очевидно, что нельзя вывести универсальную цену на рынке по состоянию на 28 мая. Будет ли действовать ограничение для тех субъектов, у которых не было сформированных цен на продукцию на 28 мая (начали импортировать/производить после 28 мая)? Достаточно ли прейскуранта по состоянию на 28 мая для подтверждения уровня цен? Работоспособность нормы, видимо, будет достигаться множеством ненормативных разъяснений.

Во-вторых, почему цены останавливаются на уровне, который был охарактеризован как «запредельный» (ведь очевидно, что определение данных цен как максимально возможных вызовет нежелание их снижать, даже если такие намерения были).

И наконец, в-третьих, почему срок «заморозки» цен - до 1 июля. До назначенной даты остается меньше месяца, и, если не произойдет коренных изменений, повторно освобожденные цены своим ростом могут доказать, что их прежнее значение запредельным вовсе не было.

Мнения колумнистов могут не отражать точку зрения редакции
Добавить комментарий
Проверочный код