Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (794) 23 мая 2011 г. Тема недели

Небедная Беларусь

23.05.2011
 
Продавать активы во время кризиса всегда горько и неприятно. Хорошую цену за них едва ли получишь. Не продавать тоже нельзя - кредитов не дадут. Ответ на вопрос, является ли поведение Кремля по отношению к Беларуси рейдерством, нужно начинать с указания причин кризиса.
Ярослав РОМАНЧУК



Валютный, производственный и грядущий кризис не Россия нам импортировала. Белорусское правительство само брало кредиты, само «топило» ресурсы в сомнительных инвестиционных проектах, само печатало в массовом порядке белорусские рубли и игнорировало дефицит платежного баланса. Никто, кроме родной бюрократии, не мешал белорусским производителям диверсифицировать рынки сбыта. Не российские министры навязали нам худшую в мире налоговую систему, и не Центробанк РФ привязывал белорусский рубль к корзине валют.

В этой ситуации готовность России предоставить официальному Минску кредит является дружественным поведением партнера, а не грубым рейдерством. Если вы хотите помочь другу, который попал в ловушку ликвидности, вы должны не только дать ему денег, но и помочь выстроить такую стратегию поведения, чтобы впредь кризисы не повторялись. Отсюда вполне логичные и разумные рекомендации начать приватизацию и провести либерализацию. Раз белорусские власти не могут управлять активами так, чтобы не доводить до кризиса, значит, нужно поменять собственника. Заметим, что Россия не говорит, что продавать госактивы нужно исключительно российским предприятиям. Ничто не мешает Минску санкционировать продажу активов на открытом аукционе. С другой стороны, кредитор должен иметь определенные гарантии возврата денег. Поэтому требование России начать рыночные реформы является, скорее, выражением конструктивного сопереживания, а не заманиванием в ловушку. Тем более что примерно то же самое Беларуси предлагал МВФ.

Конечно, отечественное правительство может не принимать условия России и отказаться от ее кредитов. Тогда придется на пальцах объяснять белорусам, почему у них зарплата из $500 стала $250, а цены удвоились. Можно попросить кредит у международных банковских структур, но они выдвинут еще более жесткие условия, чем Россия. Можно попросить кредит у МВФ, но при этом желательно наладить диалог с его основными акционерами - США и ЕС, что на фоне событий 19 декабря в ближайшем будущем бесперспективно. А даже если это реально, то условия получения кредита от МВФ наверняка будут включать и приватизацию, и либерализацию цен, и снятие ограничений на валютном рынке.

Кремль понимает, что даже в условиях проведения открытых аукционов у российских миллиардеров гораздо больше шансов, чем у европейских, арабских или американских. Официальную Москву в первую очередь интересуют стратегические, инфраструктурные компании, основные экспортеры и контроль над финансовой инфраструктурой.

Итак, Top белорусских активов, которые, возможно, хотела бы приобрести Россия с прицелом на стратегическую долгосрочную перспективу доминации в Беларуси, выглядит следующим образом:

«Белтопгаз». Госпредприятие является розничным монополистом по продаже газа (газоснабжение, добыча торфа, производство газового оборудования). В структуре работает около 30 тыс. человек. Оценочная стоимость - $10-15 млрд.

«Белоруснефть». Добывает нефть, работает в нефтегазовом секторе. В состав входит газоперерабатывающий завод, сервисные предприятия, более 60% всех заправок Беларуси. Экспертная оценка стоимости (100% с нефтяными резервами) - $2-5 млрд.

«Беларусбанк». Финансовое учреждение контролирует более половины банковского сектора страны; 37 филиалов, 99 центров банковских услуг, 1842 отделения и 192 обменных пункта. Покупатель такой структуры ориентируется не только на финансовые показатели, но и на доступ к этой инфраструктуре. Экспертная оценка стоимости (100% акций) - $7-10 млрд.

«Белгосстрах». Госмонополист в сфере страховых услуг; 7 филиалов, 118 представительств, 5 центров продаж и 5000 точек продаж страховых услуг. Экспертная оценка стоимости - $1-2 млрд.

«Белтелеком». Госмонополист на рынке телекоммуникационных услуг. Владеет сетью магистральных волоконно-оптических линий связи, обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. Экспертная оценка стоимости - $2-2,5 млрд.

«Белэнерго». Управляет белорусской энергетикой, производит и передает электрическую и тепловую энергию, владеет сетями и генерирующими мощностями. Работает в режиме жесткой фиксации цен. Если продавать одним предприятием, не разбивая на областные энергетические компании, не выделяя генерацию и дистрибуцию, то оценочная стоимость составляет $5-8 млрд.

«Беларуськалий». Один из мировых лидеров калийного рынка и главных добытчиков валюты для Беларуси. Экспертная оценка стоимости (100% акций) - $15-20 млрд.

Белорусская железная дорога (БЖД). Монополист в сфере ж/д-транспорта; 6 отделений, 366 крупных и малых станций. Эксплуатационная длина БЖД - 5,5 тыс. км. Экспертная оценка (100% акций) - $7-10 млрд.

«Белпочта». Госмонополист в предоставлении почтовых услуг, в т.ч. в области связи. Экспертная оценка стоимости (100% акций) - $0,5-1 млрд.

Нефтеперерабатывающие заводы (Мозырский НПЗ и Новополоцкий НПЗ «Нафтан»). Современные нефтеперерабатывающие заводы, развитая логистика, олигополия на рынке нефтепродуктов Беларуси. Экспертная оценка стоимости госпакетов в данных структурах - $2-3 млрд.

«Белтрансгаз». Транспортные услуги в сфере газоснабжения. Владение и управление магистральными трубопроводами, газо-хранилищами, компрессорными станциями. Экспертная оценка стоимости госпакета - $1-2 млрд.

Белорусский металлургический завод (БМЗ). Производство проволоки, стабильных труб, строительных металлических изделий. Экспертная оценка стоимости (100% акций) - $1-2 млрд.

Оценка стоимости данных предприятий исходит из наличия в стране макроэкономической стабильности, отсутствия политических рисков (национализация), а также с учетом финансового состояния и амортизации производственных активов. За эти объекты белорусское правительство может получить в бюджет от $53,5 до $79,5 млрд. В случае резкого роста валютных рисков, разбалансирования системы госфинансов, социальной дестабилизации стоимость данных активов может упасть в разы. В этом явно не заинтересован продавец, да и покупателю нужно быть осторожным, чтобы не увлечься игрой на понижение и в результате не получить неплатежеспособную страну с политическими потрясениями.
Добавить комментарий
Проверочный код