Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№20 (794) 23 мая 2011 г. Радости жизни

Швед погрыз волынку

23.05.2011
«Однажды я варил суп и придумал эту песню»
Впервые за свою 10-летнюю историю белорусский фестиваль волыночной музыки «Дударскi фэст» презентовал белорусскому меломану по-настоящему легендарных гостей - шведскую фолк-формацию Hedningarna . Приезд угрюмых шведских парней, играющих, по собственным заверениям, «акустик-диско», стал возможен благодаря посольству Швеции в Беларуси.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ



Оказывается, существует отдельная категория меломанов - поклонники скандинавского фолка. Эти люди не очень-то похожи на стандартных посетителей «Дударскага фэсту», традиционно привлекающего завсегдатаев реконструкционных клубов, поклонников седой белорусской старины, любителей аутентичного фолка и традиционной культуры.

Меломаны на этот фест ходят не всегда: гораздо более интересен он самим исполнителям, традиционно участвующим в мастер-классах, активно изучающих судьбу волынки, «дуды» белорусской в историческом, мировоззренческом и культурологическом контекстах. Но вот на концерт Hedningarna явились настоящие поклонники - люди, собравшиеся перед дверями Дворца ветеранов, беседовали о том, что лучше - «Гармарна или Хеднингарна» и где именно правильно ставить ударение во всех этих названиях. Обсуждался также и «этот загадочный шведский английский» , и похожесть шведского фолка на белорусский.

Данное сходство было отмечено и почетным основателем «Дударскага фэсту» этнокультурологом и музыкантом Тодарам Кашкуревичем, которого нынешний куратор феста Змитер Сосновский пригласил на сцену. Тодар ударился в долгоиграющий культурологический спич, отметив музыку именитых гостей такими точными эпитетами, как «эмоциональная, мужская, волевая» , а также сообщив, что у нашего фолка со шведским «похожие мелодические фактуры». Он говорил бы еще очень долго, но начался концерт.

Четверо странных долговязых мужчин, вышедших не сцену, звучали как струнный средневековый оркестр. У каждого в руке был какой-нибудь странный инструмент: то подобие колесной лиры, то гигантский симбиоз скрипки и цимбал, то нечто вроде увеличенного альта. Управляя всеми этими скрипучими машинами при помощи рычагов, пальцев, колесиков, они выдавали тягучую и густую, как патока, но очень танцевальную фолк-музыку с редкими вкраплениями вокала. Редкими - потому что вообще-то эти парни совсем не певцы. Просто из группы в 2003г. ушли вокалистки, и ансамбль решил переквалифицироваться в инструментальный.

Несмотря на заверения Сосновского и Кашкуревича, обещавших феерию скандинавского фольклора, Hedningarna играли не совсем традиционный фолк. Их композиции - своеобразное арт-роковое переосмысление классических фолк-мотивов, или даже вольные сочинения в традиционных гармониях. Они импровизировали и создавали настоящую стену звука, отлично сочетаясь с замаскированной рок-н-ролльностью белорусов «Стары Ольса». Их пьесы, скорее, смесь арт-рок-музыки и музыки электронной и танцевальной, но сыгранной в контексте исключительно фолк-музыки Севера - от Скандинавии до, между прочим, Карелии (у группы есть даже альбом Karelia Visa ). Это как если бы музыкантов, играющих электрический танцевальный рок, вдруг забросили в Средневековье, где вместо электричества кругом волынки, лиры и прочая экзотика. Тем не менее есть в репертуаре группы и совсем традиционные композиции, очень проникновенные.

Hedningarna в какой-то момент перестала бояться белорусской публики и много и активно с ней беседовала на прелестном Swedish English . Они рассказывали обо всех своих необычных инструментах. Презентуя волынку, мультиинструменталист Андерс Норудде отметил ее схожесть с белорусской «дудой» - только, мол, ваша выглядит иначе и звучит чудовищно громче. Последовала традиционная для «Дударскага фэсту» волыночная шутка: «Я тридцать лет учился играть на этом инструменте. Причем первые двадцать ушли на то, чтобы его настроить». В какой-то момент разбушевавшийся от фолк-ритмов музыкант схватил волынку в зубы и начал ее трепать - почему-то вспомнилось выражение «как Тузик грелку». А серьезно выглядевший цимбалист-скрипач Хольбус в какой-то момент вытянул из-под полы гигантский варган из папье-маше, чтобы объяснить, что за штука воет у них в сэмплах. После чего презентовал свою «ударную арфу или бас-цимбалы, как вам удобнее» - редкий и удивительный инструмент, которых в мире осталось очень немного.

Разухабившись, музыканты начали рассказывать вообще о сюжетах песен: «Это песня про тролля и карлика. Гнома, да, точно. Тролль встречает - да, гнома. Они начинают драться. Гном, естественно, убивает тролля. Такая вот песня. Эти песни у нас исполняются в рамках, эээ, «ролешпиле» . «Ролевая игра!» - догадалась публика. Ольбус с труднопонятным суровым нордическим юмором презентовал собственную композицию кулинарной направленности: «Эта песня называется «Суп». Потому что я очень люблю варить суп. Однажды я варил суп и придумал эту песню». В общем, уважаемая группа выглядела на сцене как натуральные подростки - что не могло не радовать. «Мы очень старые. Нам на самом деле много лет», - объявили музыканты и пообещали исполнить трибьют музыке своей юности - шведскому прогу 1970-х гг. и группе Status Quo . Увы, никто из зрителей не опознал ни того, ни другого. Зато всем понравилась эпическая песня про трудовика - Ольбус и Андерс подробно объясняли, как это, когда у тебя на уроках труда выходит не шкафчик и тумбочка, а черт знает что, как на это реагирует трудовик и какова вообще роль трудовика в жизни подростка. Это все было очень похоже на что-то наше, белорусское, родное. Все ждали, что последует песня про физрука, но ее не было.

«А сейчас мы будем играть акустическое техно!» - пообещали Hedningarna ближе к финалу концерта. Публика начала танцевать, но только почему-то белорусские традиционные танцы: видимо, эстетика фестиваля довлела. Чей-то ребенок, совсем маленький мальчик, с пластиковой бутылкой вскарабкался на край сцены и начал обеспечивать перкуссию. После концерта малыш, немного подумав, уверенно вышел в центр сцены и с очень важным, почти официальным видом пожал руку музыкантам: нормальный концерт, мужики!

СПРАВКА «БелГазеты». Группа Hedningarna (на шведском «Язычники») была образована в Швеции в 1988г. музыкантами Андерсом Норудде, Бьерном Толлином и Хольбусом Тотте Маттсоном. Они выпустили около десятка альбомов. В своем творчестве музыканты сочетают старинные и народные инструменты с электронной музыкой и сэмплами. Группа активно гастролирует по всему миру, а в начале 2000-х гг. в США группа «озвучивала» балет, основанный на их музыке. Сейчас коллектив записывает новый альбом, который выйдет после почти 8-летнего перерыва в студийных записях.
Добавить комментарий
Проверочный код