Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (794) 23 мая 2011 г. Экономика

Плуги

23.05.2011
Очевидное и невероятное
Лет пять назад как-то заметил я перед подъездом Минпрома странную картину: стоит на тротуаре итальянец с переводчицей, сильно жестикулирует и явно ругается. Подхожу, выясняю ситуацию - желает быть инвестором. Говорит, предварительно договорился, приехал на переговоры, притащил чертежи, а его не принимают! Захожу в Минпром, в соответствующее управление. Оказывается, все в курсе. И прячутся от итальянца, поскольку не понимают, чего он хочет, и не знают, что ему ответить.
Александр ОБУХОВИЧ



Ну ладно, приняли итальянца у себя. Выяснилось - производит какие-то хитрые плуги для обработки междурядий помидоров. Имеет портфель заказов из Краснодара, Астрахани, Херсонщины. Хотел бы производить в Беларуси плуги для этих регионов. Посмотрели чертежи. Есть хитрый узелок (его ноу-хау), но он планировал поставлять его из Италии. В остальном - ничего сложного, но требует пары не самых современных, но неплохих станков. Тут итальянец был готов помочь. Главное его требование - уровень культуры производства, к которому он привык.

Ну, связали итальянца с парой знакомых директоров. По-моему, не договорились. Но случай выявил проблему: таких инвесторов может быть много, практика в мире широко распространена, а работать с ними у нас некому. В Минпроме далеко не каждый может нормально прочитать чертежи и тем более подобрать подходящего для такого инвестора партнера. А больше некому, остается полагаться на случайных посредников.

Вспомнил об этом случае, посетив на прошлой неделе Белорусский промышленный форум в Минске. Конечно, очевидно и отсутствие иностранцев, и крайне малое по сравнению с прошлыми годами количество стендов наших предприятий. Сказались наши «валютные чудеса». Но по-настоящему бросилось в глаза другое.

Во-первых, узость и абсолютно случайный выбор номенклатуры осваиваемой продукции. По наблюдениям, у нас уже предприятий 20 освоило в производстве котлы на твердом топливе. Все - разной конструкции, все - произведены «на коленке» и мелкой серией. Значит, с высокой себестоимостью. Значит, для большинства этих предприятий инвестиции в освоение будут в самые короткие сроки в результате конкуренции потеряны. А это, между прочим, государственные деньги. Даже если и собственные средства гос-предприятий.

Во-вторых, даже предприятия на периферии уже хорошо освоили комбинирование. Узлы и детали чуть посложнее просто закупаются по импорту, хотя подавляющая часть таких узлов, особенно пультов управления, могут производиться и на наших предприятиях. Неудивительно, что импортоемкость нашей продукции непрерывно растет.

Все это свидетельствует не только о полной потере управляемости в нашем промышленном комплексе, но и о несостоятельности действующей в республике системы освоения на госпредприятиях новой продукции. Она громоздка, негибка, сроки выполнения работ и их качество не выдерживают никакой критики. Похоже, министерства и ведомства уже смирились с тем, что они в состоянии только имитировать управление.

Что же касается высшего звена управления, то там, похоже, с этим смирились уже давно, и нынешний валютный кризис это продемонстрировал. Готовить решения, развязывающие проблемы, а не усугубляющие их, у нас, похоже, просто некому.

Как результат - охвативший руководство приватизаторский зуд. Скорее продать предприятия, скорее заткнуть дыру в бюджете, чтобы спокойно делать вид, что управляешь ситуацией. До следующего кризиса.

А поскольку практика показала, что продавать «убитые» предприятия хлопотно и долго, быстренько переключились на успешные. Об эпопее МАЗ - КамАЗ я уже писал. Не представляю, кому взбрела в голову идея «втюхать» россиянам БАТЭ - одно из очень немногих наших предприятий, прочно стоящих на зарубежных рынках и успешно развивающихся. А разговоры о возможности продажи ОАО «БелАЗ» российской угольной компании иначе как преступными и назвать не могу.

О чем речь? ОАО «БелАЗ» по мировым меркам - предприятие средненькое. Сравнить хотя бы с Caterpillar : там все выстроено вокруг производства собственных двигателей. Кроме тяжелых грузовиков, на базе этих двигателей производятся тяжелые тракторы, бульдозеры, дизель-электростанции, газо- и нефтеперекачивающие станции. По их меркам, ОАО «БелАЗ» - сборочный цех с очень неплохим конструкторским бюро. И его высокая (25-30%) доля на мировых рынках основывается пока на остатках советской сервисно-сбытовой сети.

Мировой тренд в этой отрасли продемонстрировал недавно сюжет по ТВ. Показывали железорудный карьер в ЮАР. Вскрышные работы вели машины марки Liebherr , породу грузили экскаваторы Liebherr на 360-тонные грузовики марки Liebherr , ремонтные работы осуществляла сервисная служба фирмы Liebherr с помощью вспомогательной техники марки Liebherr . Обеспечение техникой, обслуживание - всё в одних руках.

Да, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, ОАО «БелАЗ» нужно укрупняться, налаживать кооперацию с производителями другой карьерной техники, повышать капитализацию за счет создания собственных сервисно-сбытовых сетей. Возможно, необходимо на его базе создавать международный концерн. В этом процессе дополнительные заказы достанутся и другим белорусским предприятиям. А вот продажа предприятия угольной компании, потребляющей лишь незначительную часть его продукции, убьет предприятие наверняка. Нет в мире аналогов таких конгломератов, и уже никогда не будет.

То, что действующая система управления в стране себя изжила, - нынешний кризис продемонстрировал ясно. Но вместо поиска путей ее модернизации наше руководство, похоже, кинулось в истерику. А в истерике можно таких дров наломать…
Добавить комментарий
Проверочный код