Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№20 (794) 23 мая 2011 г. Экономика

Так нечестно

23.05.2011
Восточная Европа налегает на коррупцию
Общественная организация Global Integrity опубликовала очередной доклад Global Integrity Report, в котором 1200 с лишним экспертов по 23 вопросам анкеты оценили уровень честности правительств более чем 100 стран мира.
Ярослав РОМАНЧУК



Авторы доклада отметили существенное улучшение антикоррупционных практик в 2010г. в Аргентине: по сравнению с 2008г. она улучшила свой рейтинг на 17 пунктов. Активизировала борьбу с коррупцией Эфиопия (+15 баллов) и Перу (+ 12 баллов по сравнению с 2007г.). И в Молдове гэп (калька c англ. gap - «разрыв», в экономической терминологии - разница между какими-либо величинами) сократился с 40 до 29 пунктов.

Восточная Европа в антикоррупционных практиках в целом пятится назад. После вступления в ЕС и НАТО она расслабилась и смягчила контроль над выполнением законов. Реформы по укреплению институтов приостановились, а в отдельных странах и вовсе наблюдается регресс. Общий показатель Польши упал с 88 баллов в 2008г. до 78 в 2010г., продолжают проигрывать борьбу коррупции Румыния (84 балла в 2006г. против 78 в 2010г.) и Болгария. В нашем регионе по-прежнему существуют проблемы в обеспечении прозрачности проведения приватизации, госзакупок, ликвидации конфликтов интересов, а также в доступе граждан к полной информации о деятельности всех органов государственного управления.

ХОРОШИЕ ЗАКОНЫ, ПЛОХОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ

В докладе нет общего рейтинга всех стран мира. Главным показателем оценки честности правительства является разница между наличием необходимых законов (качеством правового поля) и их выполнением. По нему у Беларуси по итогам 2008г. из 100 возможных пунктов (самое качественное и полное правовое поле) 81 балл (в 2009-10гг. опросы в Беларуси не проводились). Это значит, что формально законы у нас в значительной степени соответствуют требованиям по обеспечению прозрачности и подотчетности. Однако белорусская правоприменительная практика, неформальные институты и реализация прав граждан и юрлиц, закрепленных в формальных актах законодательства, оценены всего в 48 баллов.

Дефицит в 33 пункта позволяет экспертам Global Integrity говорить о коррумпированности белорусской экономики. По законопослушности наша страна из 100 баллов рейтинга получила 66. Похожая ситуация в России, чья формальная правовая система получила 90 баллов из 100, а законопослушность - 71 балл из сотни. Как бы странно это ни звучало, но формальное законодательство в Польше оказалось еще хуже - из 100 возможных баллов поляки за формальное правовое поле получили 86. Однако у поляков, в отличие от белорусов и россиян, гораздо лучше обстоят дела с законопослушанием.

Неплохо обстоят дела с формальным законодательством и на Украине - в 2009г. его качество было оценено на 77 баллов из 100. Однако по практике выполнения законов, реальным механизмам обеспечения прозрачности и подотчетности Украина получила только 39 баллов. Гэп в 38 пунктов считается очень большим, из-за этого общая оценка Украины составляет только 58 баллов. Данная оценка подтверждает вывод о том, что наш южный сосед живет, скорее, по понятиям, чем по законам.

Гораздо лучше ситуация в Казахстане, получившем в рейтинге 2008г. за качество формального законодательства, обеспечивающего прозрачность и подотчетность органов госуправления, 80 пунктов из 100. В отличие от Беларуси, России или Украины, казахи следуют букве закона гораздо четче - на целых 69 баллов, что дает Казахстану общий балл 76.

Чем теснее и дольше страна сотрудничает с Евросоюзом или является его частью, тем лучше обстоят у нее дела с противостоянием коррупции и обеспечением прозрачности и подотчетности деятельности органов власти. Стоит отметить, что постсоциалистические страны даже за 20 лет не сумели избавиться от правовой культуры старых времен: Литва, например, в 2008г. имела 85 баллов за качество формального законодательства и 63 балла за правоприменительные практики (разница в 22 балла свидетельствует о сложности преодоления советского наследия). Чехия имеет 84 и 64 балла соответственно, что тоже квалифицирует ее как страну с проблемами в принуждении к исполнению законов. Аналогичная ситуация в Венгрии: 83 и 62 балла (разница 21 пункт).

Удивили результаты оценки Канады. По качеству формальных законов, определяющих прозрачность и подотчетность государства, она получила 90 баллов, но по выполнению этих правильных законов - только 61 балл (разница 28 пунктов). Очевидно, что даже законопослушные канадцы не могут совладать с большой бюрократией и сложными регуляторными требованиями. В Америке разница между качеством формального закона (90 баллов) и практикой его применения и выполнения (78 баллов) составляет 12 пунктов.

Китайцы, как и россияне, тоже научились писать законы - Global Integrity оценивает их правильность на 76 баллов. Однако практика их выполнения получает всего 43 балла. Гэп в 34 балла говорит о том, что китайцы живут по своим, неписаным законам, и именно это спасает их от больших издержек выполнения сложных правовых норм.
Добавить комментарий
Проверочный код