Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№20 (794) 23 мая 2011 г. Экономика

Так нечестно

23.05.2011
Восточная Европа налегает на коррупцию
Общественная организация Global Integrity опубликовала очередной доклад Global Integrity Report, в котором 1200 с лишним экспертов по 23 вопросам анкеты оценили уровень честности правительств более чем 100 стран мира.
Ярослав РОМАНЧУК



Авторы доклада отметили существенное улучшение антикоррупционных практик в 2010г. в Аргентине: по сравнению с 2008г. она улучшила свой рейтинг на 17 пунктов. Активизировала борьбу с коррупцией Эфиопия (+15 баллов) и Перу (+ 12 баллов по сравнению с 2007г.). И в Молдове гэп (калька c англ. gap - «разрыв», в экономической терминологии - разница между какими-либо величинами) сократился с 40 до 29 пунктов.

Восточная Европа в антикоррупционных практиках в целом пятится назад. После вступления в ЕС и НАТО она расслабилась и смягчила контроль над выполнением законов. Реформы по укреплению институтов приостановились, а в отдельных странах и вовсе наблюдается регресс. Общий показатель Польши упал с 88 баллов в 2008г. до 78 в 2010г., продолжают проигрывать борьбу коррупции Румыния (84 балла в 2006г. против 78 в 2010г.) и Болгария. В нашем регионе по-прежнему существуют проблемы в обеспечении прозрачности проведения приватизации, госзакупок, ликвидации конфликтов интересов, а также в доступе граждан к полной информации о деятельности всех органов государственного управления.

ХОРОШИЕ ЗАКОНЫ, ПЛОХОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ

В докладе нет общего рейтинга всех стран мира. Главным показателем оценки честности правительства является разница между наличием необходимых законов (качеством правового поля) и их выполнением. По нему у Беларуси по итогам 2008г. из 100 возможных пунктов (самое качественное и полное правовое поле) 81 балл (в 2009-10гг. опросы в Беларуси не проводились). Это значит, что формально законы у нас в значительной степени соответствуют требованиям по обеспечению прозрачности и подотчетности. Однако белорусская правоприменительная практика, неформальные институты и реализация прав граждан и юрлиц, закрепленных в формальных актах законодательства, оценены всего в 48 баллов.

Дефицит в 33 пункта позволяет экспертам Global Integrity говорить о коррумпированности белорусской экономики. По законопослушности наша страна из 100 баллов рейтинга получила 66. Похожая ситуация в России, чья формальная правовая система получила 90 баллов из 100, а законопослушность - 71 балл из сотни. Как бы странно это ни звучало, но формальное законодательство в Польше оказалось еще хуже - из 100 возможных баллов поляки за формальное правовое поле получили 86. Однако у поляков, в отличие от белорусов и россиян, гораздо лучше обстоят дела с законопослушанием.

Неплохо обстоят дела с формальным законодательством и на Украине - в 2009г. его качество было оценено на 77 баллов из 100. Однако по практике выполнения законов, реальным механизмам обеспечения прозрачности и подотчетности Украина получила только 39 баллов. Гэп в 38 пунктов считается очень большим, из-за этого общая оценка Украины составляет только 58 баллов. Данная оценка подтверждает вывод о том, что наш южный сосед живет, скорее, по понятиям, чем по законам.

Гораздо лучше ситуация в Казахстане, получившем в рейтинге 2008г. за качество формального законодательства, обеспечивающего прозрачность и подотчетность органов госуправления, 80 пунктов из 100. В отличие от Беларуси, России или Украины, казахи следуют букве закона гораздо четче - на целых 69 баллов, что дает Казахстану общий балл 76.

Чем теснее и дольше страна сотрудничает с Евросоюзом или является его частью, тем лучше обстоят у нее дела с противостоянием коррупции и обеспечением прозрачности и подотчетности деятельности органов власти. Стоит отметить, что постсоциалистические страны даже за 20 лет не сумели избавиться от правовой культуры старых времен: Литва, например, в 2008г. имела 85 баллов за качество формального законодательства и 63 балла за правоприменительные практики (разница в 22 балла свидетельствует о сложности преодоления советского наследия). Чехия имеет 84 и 64 балла соответственно, что тоже квалифицирует ее как страну с проблемами в принуждении к исполнению законов. Аналогичная ситуация в Венгрии: 83 и 62 балла (разница 21 пункт).

Удивили результаты оценки Канады. По качеству формальных законов, определяющих прозрачность и подотчетность государства, она получила 90 баллов, но по выполнению этих правильных законов - только 61 балл (разница 28 пунктов). Очевидно, что даже законопослушные канадцы не могут совладать с большой бюрократией и сложными регуляторными требованиями. В Америке разница между качеством формального закона (90 баллов) и практикой его применения и выполнения (78 баллов) составляет 12 пунктов.

Китайцы, как и россияне, тоже научились писать законы - Global Integrity оценивает их правильность на 76 баллов. Однако практика их выполнения получает всего 43 балла. Гэп в 34 балла говорит о том, что китайцы живут по своим, неписаным законам, и именно это спасает их от больших издержек выполнения сложных правовых норм.
Добавить комментарий
Проверочный код