Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (792) 10 мая 2011 г. Экономика

Пережили дефицит, переживём и изобилие

10.05.2011
Белорусские НПЗ плотно сели на убытки
Единый рынок нефти и нефтепродуктов, к формированию которого так стремилась Беларусь, подписывая документы о создании Единого экономического пространства, пока приносит белорусской нефтеперерабатывающей отрасли одни убытки. В ближайшие 2-3 месяца эти потери будут расти, поскольку с 1 мая Беларусь вслед за Россией повысила экспортные пошлины на бензин до $408,3 за 1 т, или до уровня в 90% от ставки экспортной пошлины на сырую нефть.
Сергей ЖБАНОВ



Москва решила ввести запретительные экспортные пошлины на бензин в целях борьбы с дефицитом моторного топлива, поразившего российские регионы. С помощью этой «временной» меры правительство России надеется стабилизировать ситуацию с бензином через 2-3 месяца, спрогнозировал замминистра финансов РФ Сергей Шаталов в интервью агентству «РИА Новости». Однако при этом он совершенно искренне обратил внимание на то, что в постановлении правительства«нет ограничения по срокам». Поэтому пока россияне преодолевают временные трудности, белорусской нефтеперерабатывающей отрасли тоже следует запастись терпением и приготовиться к дальнейшему росту убытков, составивших за первые два месяца работы в т.г. $76 млн.

Но концерн «Белнефтехим» стойко переносит тяготы и лишения, выпавшие на его долю, и сообщает «Интерфаксу», что не бензином единым живет концерн: «Белорусские НПЗ сегодня выпускают очень широкий ассортимент нефтепродуктов, которые востребованы за пределами республики. Это не только бензины. Поэтому будем думать, чем заместить экспорт бензина, если он, в новых условиях работы, перестанет быть прибыльным». Очевидным приоритетом в новых условиях работы, по словам представителя концерна, «станут потребности внутреннего рынка», который теперь уж точно не пострадает от дефицита автобензинов.

Однако чего «думать», когда в пресс-релизах концерна есть ответы почти на все вопросы. Нужно просто не лениться и перечитывать собственные опусы время от времени. Возьмем, к примеру, сообщение, опубликованное вскоре после первого в 2011г. повышения розничных цен на нефтепродукты. В нем «Белнефтехим» разъясняет заинтересованной общественности, что «изменение цен на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, вызвано ростом мировых цен на нефть и увеличением ставок акцизов на подакцизные нефтепродукты, в связи с чем эффективность реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке значительно ухудшилась».

Как же можно ориентироваться на внутренний рынок, где концерн ждут одни убытки? Но ведь и правительство не сидело сложа руки. Оно готовило почву для будущих урожаев с внутренних полей, успев за I квартал дважды повысить розничные цены на нефтепродукты. Тем не менее песок - плохая замена овсу. В этом убеждает внимательное прочтение другого пресс-релиза, выпущенного накануне второго повышения розничных цен: «Цена на автомобильное топливо на внутреннем рынке формируется, исходя из социальной значимости этого товара для граждан и организаций Республики Беларусь, и постоянно является убыточной для производителей».

Впрочем, и это еще не всё. Получать прибыль на внутреннем рынке концерну также мешает ситуация, сложившаяся на мировом рынке, где наблюдается «опережающий в сравнении со стоимостью нефтепродуктов рост цен на нефтяное сырье». Кроме того, «отечественным НПЗ приходится полностью нести бремя перекрестного субсидирования внутреннего рынка нефтепродуктов». Для тех, кто успел забыть, напомним, что в Беларуси автобензин для производственных и сельхознужд отпускается по цене Br2542,7 за 1 л - на 18% ниже стоимости самой дешевой марки бензина «Нормаль-80». И тем не менее все не столь уж безнадежно.

В том пресс-релизе, где концерн сумел убедить белорусских потребителей в необходимости введения норм отпуска бензина в приграничных районах, содержится еще одно очень ценное наблюдение: «Рост вывоза за границу топлива, приобретенного на белорусских АЗС, не только отрицательно влияет на обеспеченность топливом белорусских потребителей, но и уменьшает возможность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими нефтеперерабатывающими предприятиями». Кстати, ограничение отпуска в 100 л бензина или дизтоплива просуществовало недолго. Через сутки «Белнефтехим» отменил это глубоко обоснованное решение. Правильно сделал. Теперь в целях снижения официального экспорта бензина и, соответственно, стимулирования «серого» экспорта данного вида нефтепродуктов концерну следует издать приказ прямо противоположного толка.

Когда родине тяжело, то выручить может только частная инициатива и предприимчивость. Необходимо обязать всех транзитеров, гостей и граждан республики, путешествующих на собственном авто, заливать полный бак перед пересечением госграницы республики. Пусть вывозят, и чем больше, тем лучше. Иначе у первого вице-премьера Владимира Семашко не хватит ни цистерн, ни канистр, ни ведер, ни даже стаканов для залива импортной нефти. По его планам, в нынешнем году вместо обычного количества в 21,5 млн. т, гарантирующих 100-процентную загрузку производственных мощностей белорусских НПЗ, объем поставки нефти в Беларусь из России составит 21,68 млн. т. Плюс еще 4 млн. т нефти из Венесуэлы, при переработке которой экспортные пошлины целиком попадают в белорусский бюджет. И если Россия не согласится стать основным покупателем белорусского бензина, то тогда Беларуси придется сократить потребление дешевой российской нефти, лишив тем самым себя немалой доли союзных энергетических субсидий.
Добавить комментарий
Проверочный код