Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№18 (792) 10 мая 2011 г. Экономика

Нашли пятую колонку

10.05.2011
Россия подкосила экспорт белорусского бензина
Белорусские НПЗ оказались заложниками бензинового кризиса в России. Чтобы предотвратить отток бензина из страны и обеспечить насыщение внутреннего рынка, российское правительство довело экспортную пошлину на бензин до $408,3 за 1 т, или до 90% от экспортной пошлины на нефть (на 44% выше действовавшей в апреле), фактически установив ее на заградительном уровне.


Поскольку ставки экспортных пошлин на нефтепродукты в России и Беларуси унифицированы, повышение автоматически распространилось и на продукцию белорусских НПЗ, поставляемую в третьи страны. Однако, в отличие от российских нефтепереработчиков, белорусские не в состоянии переориентировать экспортные объемы на небольшой внутренний рынок. В концерне «Белнефтехим» уже сообщили о готовности НПЗ заместить объемы экспорта бензинов другими нефтепродуктами в целях минимизации убытков. В интервью «Интерфаксу» представитель ведомства сообщил, что в «Белнефтехиме» просчитывают, как оптимальным образом скорректировать ассортимент продукции белорусских НПЗ, но как отразится повышение ставки экспортной пошлины на бензин на финансовом состоянии заводов, сообщить отказался.

Наиболее простое из объяснений парадоксальной для богатой нефтью России нехватки бензина сводится к зарегулированности отрасли. В феврале премьер-министр России Владимир Путин настойчиво потребовал от нефтяников снизить цены на бензин. В результате для нефтяных компаний продавать топливо в Европу стало выгоднее, чем внутри страны.

Печальным итогом слишком широкой вилки в ценах в России и ЕС стало тотальное - в некоторых регионах - отсутствие бензина. Наиболее остро проблема проявилась на Алтае, где большинство независимых АЗС прекратили работу, а другие резко повысили цены вплоть до 20%, а также ввели лимит отпуска в одни руки. На некоторых заправках топливо соглашались продавать только постоянным покупателям, предъявлявшим соответствующие карточки. С аналогичными проблемами столкнулись Красноярская, Воронежская, Белгородская, Брянская, Липецкая, Тамбовская и Орловская области, Нижний Новгород, Новосибирск, Сахалин.

Путин тут же потребовал разобраться и представить предложения по ликвидации кризиса, причины которого первоначально стали искать в нефтяных компаниях. Глава Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев заявил, что «это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за который антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности вплоть до уголовной».

Реагируя на ситуацию, в конце апреля Минэнерго РФ объявило о введении эмбарго на экспорт нефтепродуктов. Если бы эта мера существовала и дальше, то белорусские поставки не пострадали бы. Однако второй антикризисной мерой стало повышение пошлин, которое должно способствовать возвращению бензина в регионы.

О том, почему в России возникли перебои с бензином и как повышение экспортной пошлины скажется на белорусской нефтепереработке, корреспондент «БелГазеты» беседовала со старшим аналитиком «ОМТ-Консалт» (РФ) Михаилом МУЛГАЧЕВЫМ.

- Согласитесь с тем, что правительство РФ само организовало бензиновый кризис, запретив нефтяным компаниям повышать цены на топливо и таким образом сделав бизнес внутри страны нерентабельным?

- Если слишком сильно зажимать цены, то потом обычно случается их резкий скачок. Но в принципе, цены на бензин были снижены правительством довольно гуманно. Понижений, вследствие которых компании стали бы убыточными, не было, хотя все они работали с небольшой прибылью. В то время как цены в России запретили повышать, в Европе - главном российском экспортном регионе - цены выросли. Причем особо сильно изменились именно цены на бензин - до $1000-1100 за 1 т, и даже выше. Обычно бензин и дизтопливо идут примерно в одну цену, а в этом году бензин вырос сильнее.

Прежде никто из России в Европу бензин не экспортировал, поскольку это было невыгодно из-за наличия экспортной пошлины. Его вывозили главным образом в таможенную зону - Казахстан, Киргизию, где действует послабление по экспортным пошлинам. Есть хитрые схемы с Украиной, которые тоже позволяют сделать поставки туда выгодными.

Кроме того, у нефтяных компаний были проблемы с возвратом акцизов и НДС. По российскому законодательству при экспорте товаров эти суммы возвращаются экспортеру. Но возврата можно ждать годами.

И вот впервые в истории России случилось так, что все эти неудобства экспорта перекрылись очень высокими ценами на бензин в Западной Европе. Экспорт российского бензина на мировой рынок увеличился в разы. Это вымыло огромные объемы с российского рынка. Бензина, в принципе, в России хватает. Но паника - это такая вещь, с которой трудно бороться. В Московском регионе паника наблюдается до сих пор.

- Некоторые отраслевые аналитики высказывают мнение, что кризис в России усугубила остановка на ремонт нескольких НПЗ…

- Это практически не влияет на ситуацию. Снижение поставок на внутренний рынок из-за этого фактора составляет 2-3%. К тому же о том, что будут проводиться профилактические работы, известно за год. Поэтому этот фактор, возможно, и повлиял на ситуацию, но минимально.

- Эмбарго на экспорт бензина, а затем повышение экспортной пошлины на него способны исправить ситуацию?

- Конечно. Эмбарго уже снято, но повысили пошлину. А с ней далеко не так выгодно экспортировать. Объемы экспорта с 1 мая снизились невероятно, хотя пока паника на внутреннем рынке еще сохраняется.

- ФАС увидела в ситуации признаки картельного сговора производителей нефтепродуктов для создания искусственного дефицита. Есть повод для антимонопольного расследования?

- Существует общероссийская проблема - рынки поделены, а на чужой рынок не войти. Например, регион «Роснефти» - Иркутская область. Нигде не написано, что другие ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании. - «БелГазета») не имеют права зайти в Иркутск. Но такое неписаное правило действует. На практике каждый ВИНК является в своем регионе монополистом, хотя формально та же «Газпром нефть» может спокойно зайти в Иркутск. Поэтому опустить цену очень сложно - если вы захотите купить оптом бензин, чтобы продать его, скажем, в Ленинградской области, вам скажут: «Мы не продадим вам бензин для продажи в Ленинградской области. Там у нас есть свое подразделение - у него и покупайте». А там цены уже будет выше на RUR2-3 тыс. за тонну.

- Аналитики констатируют, что российские частные топливные сети не могут купить бензин из-за того, что некоторые НПЗ перестали выставлять объемы на биржу, а другие выставляют чрезмерно большие для мелких сетей объемы лотов. Может ли нынешний бензиновый кризис привести к еще большей концентрации розничного рынка РФ?

- Мелкие сети АЗС вымирают во всем мире. Бизнес прибылен, если есть 100 АЗС, за счет того, что у них общая логистика. Иметь одну АЗС очень невыгодно. Крупные ВИНКи имеют свои сети АЗС, а независимых крупных сетей АЗС в России нет.

- Белорусские НПЗ фактически оказались в плену ситуации, возникшей в России…

- Раньше по схеме давальческой переработки на белорусские НПЗ заходили российские нефтяные компании - та же «Роснефть», которая перерабатывала до 500 тыс. т в месяц. Теперь это был бы очень удобный вариант. Но сейчас давальческая переработка в Беларуси невыгодна.

- Самостоятельно экспортировать бензин с нынешней пошлиной белорусские НПЗ не могут?

- Могут. Но этот бизнес будет очень малоприбыльным.

- НПЗ планируют заместить экспорт бензина какими-то другими нефтепродуктами. Насколько это сложно?

- НПЗ меняют линейку постоянно в зависимости от ситуации на мировом и внутреннем рынке. Они не строго выпускают определенное количество дизтоплива или бензина и всегда могут начать выпускать на 10-15% больше бензина, чем дизтоплива, или наоборот. Например, зимой не нужен битум - выпускают только мазут. А летом вместо части мазута начинается выпуск битума. Это не требует серьезного техперевооружения. В России объемы выпуска пересматриваются ежемесячно. Те, кто отвечает за продажи, ставят перед производством задачу: выпуск этого нефтепродукта надо бы нарастить, этого - снизить, а этот можете вообще не давать.

СПРАВКА «БелГазеты». Михаил Мулгачев родился в 1971г. в Новочебоксарске Чувашской АССР. Окончил мехмат МГУ. Преподавал математику в Чувашском госуниверситете. С 2010г. - старший аналитик «ОМТ-Консалт».
Добавить комментарий
Проверочный код