Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№16 (790) 25 апреля 2011 г. Контекст

Дмитрий Орлов: «Ни о какой «осаждённой крепости» речи быть не может»

25.04.2011
 
За день до того, как Александр Лукашенко заявил в своем послании, что Беларусь «хотят нагнуть, заставить плясать под чужую дудку», с ежегодным отчетом перед Госдумой выступил премьер-министр России Владимир Путин. В своей речи Путин заявил об угрозах, которые таит в себе «неоправданный либерализм», и назвал вызовом для устойчивого развития России «диктат из-за рубежа». Выглядит все так, будто два лидера, каждый в своей стране, решили сконструировать ощущение глобальной осады, которой нужно противостоять, сплотившись вокруг национальных лидеров. Ясно, что там, где у Беларуси - «пятая колонна», в России - «социальные демагоги», там, где в Беларуси Интернет - «учебник», с помощью которого террористы смастерили бомбы, в России - головная боль для спецслужб, т.к. «основные ресурсы находятся не в наших руках, а за бугром, точнее, за океаном».
Виктор МАРТИНОВИЧ



В ходе путинского доклада прозвучало несколько непривычных терминов, например «новая индустриализация», «новое большинство» и «устойчивое развитие», которое путинские технологи якобы решили противопоставить «модернизации», которая тесно ассоциируется с Дмитрием Медведевым. Есть ощущение, что большинство этих терминов придумал один человек - близкий к премьер-министру политический консультант Дмитрий Орлов. Не исключено, кстати, что и доклад, озвученный 20 апреля в Думе, писал именно он. Чем отличается российская боязнь «диктата из-за рубежа» от белорусской «чужой дудки»? Почему из уст Путина не прозвучало ни слова о белорусско-российской интеграции, в то время как белорусский президент не уставал нахваливать Россию («кредиты дают, документацию дают»)? Об этом обозреватель «БелГазеты» беседовал с Дмитрием ОРЛОВЫМ.

- В докладе премьер отвел много места развитию России до 2020г. Но премьер - должность назначаемая, к чему такие долгие планы? И обычно отчеты правительства концентрируются на событиях последнего года, а не на каких-то долгосрочных планах…

- Выступление Путина было в первую очередь отчетом. Именно отчетом, а не построением планов. Доклад, может быть, был слишком широким, охватывал не только 2010г., но и 2008-09гг.

- А с чем это связано? Путин как будто рассказывал всем о сроке своего премьерства, предлагал оценить сделанное…

- Нет, просто 2008-09гг. были периодом кризиса. Еще раз подчеркну: по формату это был, несомненно, отчет. Не стоит путать форматы. Это не было предвыборным манифестом, не было и предвыборной программой. Да, Путин заявил о своих приоритетах. Но прежде всего он отчитывался.

ПРО ЛИБЕРАЛИЗМ КАК УГРОЗУ РАЗВИТИЯ

- Пресса усмотрела и в докладе признаки раскола в тандеме. В частности, когда Путин говорил о том, что во время модернизации либерализм неуместен, все восприняли это как выпад против Медведева…

- Мне это не кажется выпадом в адрес Медведева. Во-первых, Путин всегда опирался на большинство. Он и во время доклада об этом заявил. Сказал, что проводит политику опоры на большинство в интересах граждан, что качество жизни - важнейший интегральный критерий политики. Во-вторых, исходя из концепции устойчивого развития, которая была озвучена в ходе доклада, либеральные форматы и социальный популизм неуместны.

- А в чем суть доктрины устойчивого развития?

- В том, что в дополнение к модернизации России необходимо многолетнее устойчивое ее развитие. Существуют угрозы этого развития. С этими угрозами правительство борется в ежедневном формате. Либеральный формат может восприниматься в качестве одной из таких угроз.

- Что в докладе вы бы назвали основным?

- Основным тезисом мне кажется озвученная ориентировка на качество жизни. И новый подход премьера к происходящему в экономике и социальной жизни. Подход, который я бы обозначил как гуманистический. Этот комплекс его заявлений по поводу модернизации, по поводу роста производительности труда, по поводу избавления от сырьевой зависимости, по поводу ставки на отрасли конечных переделов. Плюс к этому единый рынок от Лиссабона до Тихого океана, стремление привлекать западные инвестиции: вот эти тезисы мне кажутся самыми главными, определяющими суть того, о чем говорил премьер-министр.

КУДА ДЕЛСЯ ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ?

- В качестве еще одной угрозы устойчивому развитию, кроме либерального формата, был озвучен «диктат из-за рубежа». Означает ли это, что Россия переходит в режим «осажденной крепости»?

- Вовсе нет! Путин подчеркнул необходимость суверенитета и суверенных решений, он веско заявил о том, что все решения в области экономической политики будут приниматься исключительно внутри страны. Но ведь это сочетается с объявлением полной открытости в отношении инвестиций с готовностью к диалогу с Западом. Это сопровождается заявлениями об открытости визового режима, об упрощении процедур въезда-выезда из страны. Путин заявил, что мы готовы делиться опытом. Так что ни о какой «осажденной крепости» речи быть не может. Да, он говорит, что нам необходим суверенитет. Да, он подтверждает, что нам необходима нормальная политика в области бюджетного дефицита и в области резервов, которая позволила бы не зависеть от внешних игроков. Но всё это - признаки стремления сделать Россию независимым игроком, а не превратить ее в какую-то осаждаемую врагами твердыню. Мы не стремимся выйти из глобальной игры, отгородившись от всего мира стеной.

- Мы обратили внимание, что темы Единого экономического пространства и Таможенного союза практически не звучали в речи премьера…

- Нет, они были. Почему же нет?

- Но, скажем так, в небольшом количестве…

- Путин упомянул о необходимости укрепления Таможенного союза, о том, что Союз создает дополнительные стимулы для роста. Это действительно был небольшой фрагмент, но он был. Мне кажется, что Путин в достаточной степени уделяет внимание ЕЭП и Таможенному союзу.

- Да, но раньше он был чуть ли не главной внешнеполитической инициативой…

- Таможенный союз очень важен как дополнительный рынок для российских товаров.

ПРО «НОВУЮ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ»

- До 2008г. было традицией посвящать часть послания отношениям с Беларусью. Сейчас про интеграцию не было сказано ни слова…

- Мне кажется, что посвящать отдельный фрагмент послания интеграции с Беларусью сейчас абсолютно неактуально. Есть отношения в рамках Таможенного союза, других структур. Например, СНГ. Мне лично кажется, что этого вполне достаточно. Ничего специфического, антибелорусского Путин не сказал.

- Одним из приоритетов, заявленных в ходе доклада, была названа некая «новая индустриализация». Как ее понимать? В чем она заключается?

- Это очевидный подход. За него многие эксперты сегодня ратуют. Я об этом говорил, Иноземцев об этом говорил (Владислав Иноземцев, - социолог, промедведевский экономист. - «БелГазета»). Смысл идеи - в том, что перед тем, как переходить к постиндустриальной эпохе, нужно добиться того, чтобы нормально наступила эпоха предыдущая, индустриальная. Чтобы нормально функционировала наша индустрия. Чтобы она выпускала нормальные, современные, пользующиеся спросом товары. Чтобы всё - от автомобилей до бытовой техники - было конкурентоспособным. Для этого, конечно, нужны закупки оборудования, нужны кредиты, нужны технологии.

- Да, но весь мир живет в постиндустриальной эпохе, когда самой главной ценностью объявлены знания и информация. А тут вдруг посреди XXI в. Путин ориентируется на индустриализацию…

- В «новой индустриализации» я не вижу ничего катастрофического. Просто это значит, что, помимо прорывных технологий, премьер стремится выстроить работу национальной обрабатывающей промышленности. Это нормально - без индустрии постиндустриальное общество невозможно. Да и вообще национальной промышленностью нужно заниматься.

- Были ли какие-то инновационные идеи для ТЭКа и нефтяной отрасли?

- Основная идея - стимулировать приток инвестиций и направлять их в техническое перевооружение.

ОТРИЦАЯ ОЧЕВИДНОЕ

- Какие политические выводы можно сделать из путинского доклада?

- Ставка сделана на развитие политической конкуренции.

- Но как-то не очень ясно эта мысль прозвучала… Скорее, про угрозы со стороны либерализма говорилось…

- Да, потому что выступление касалось социально-экономических вопросов. Я не думаю, что поставлены задачи по ограничению оппозиции, я ничего подобного не слышал.

- На вопрос об Интернете Путин ответил шуткой про ЧК и 1937г. - прозвучала она зловеще…

- Ничего тут не стоит плохого ожидать. Он ведь сам потом поправился, заявил о том, что он противник зажима в Интернете. Он сказал об этом ясно и четко.

- Если воспринимать этот доклад как предвыборную программу, к каким выводам можно прийти?

- Это не предвыборная программа. Это детальный анализ того, что было сделано за последние годы. Я думаю, что партия «Единая Россия» в текущей своей деятельности будет учитывать высказанные премьером оценки кризиса, подходы к решению социальных и экономических проблем, сформулированные Владимиром Путиным. Но вообще, это была не предвыборная речь, а обычный доклад премьера о ситуации в социальной и экономической жизни. Политической мотивации в нем не было.

СПРАВКА «БелГазеты». Дмитрий Орлов родился в 1971г. Один из наиболее приближенных к Владимиру Путину политических технологов. С 2005г. - консультант Администрации президента и партии «Единая Россия». В 2005г. придумал концепцию «нового большинства» Владимира Путина. Автор термина «энергетическая сверхдержава» ( 2006г.). Автор доклада «Нефть в обмен на демократию» (2006г.), в котором показал механизм движения транснациональных сырьевых корпораций к контролю над политической системой России. Член редакционной коллегии сборника «Библиотека « Единой России». Участвовал в разработке программы «Единой России». Один из инициаторов политического проекта «План Путина». Автор формулы «демократия участия», характеризующей внутреннюю политику Дмитрия Медведева. В 1995-2003гг. работал в Центре политического консультирования «Никколо М», Центре политических технологий, консалтинговой группе «Имидж-контакт». Обладает широкими связями в органах власти, партии «Единая Россия», крупных российских компаниях (прежде всего, в нефтяной отрасли). В 2004г. создал и возглавил Агентство политических и экономических коммуникаций - АПЭК.
Добавить комментарий
Проверочный код