Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№14 (788) 11 апреля 2011 г. Тема недели

«Беларусь списали»

11.04.2011
 
Опыт сотрудничества Беларуси с МВФ показал, что наша страна хорошо прислушивается к советам, но далеко не всегда им следует. Экономические реформы, предложенные правительству фондом, включая ужесточение денежно-кредитной политики, расширение приватизационных процессов, создание и функционирование агентства развития, которое освободило бы коммерческие банки от финансирования госпрограмм, отказ от перекрестного субсидирования ЖКХ и т.д., так и остались длинным списком на бумаге.


О том, будут ли реализованы меры, обещанные России, и позволят ли они решить структурные проблемы белорусской экономики, корреспондент «БелГазеты» беседовала с одним из самых известных российских экономистов и советником со стажем, директором Института проблем глобализации Михаилом ДЕЛЯГИНЫМ.

- Беларусь предоставила Минфину РФ план реформирования экономики для получения кредита…

- Я отношусь к этому крайне скептически. Любой специалист Минфина по своей природе занимается не развитием, а сбором денег. Поэтому отдавать руководство чем бы то ни было представителю Минфина так же противоестественно, как отдавать руководство предприятием бухгалтеру.

Российскими Минфином и Центробанком сейчас руководят либеральные фундаменталисты - г-да Кудрин и Игнатьев. В том, что российская экономика, несмотря на то что она буквально захлебывается нефтью, значительно менее эффективна, чем даже белорусская, - прямая вина Кудрина лично. Если он начнет одобрять или не одобрять белорусскую программу, то, скорее всего, он будет навязывать Беларуси те же самые меры, которые сейчас фактически уничтожают Россию.

- Что это за меры?

- Нет разницы между Кудриным и МВФ в этом отношении. Это сокращение социальных расходов, поддержка предприятий за счет государства, открытие страны перед иностранной конкуренцией, снятие внешних барьеров, допуск иностранного капитала с минимальными ограничениями или вовсе без ограничений. Это тот самый Вашингтонский консенсус (сформулированный английским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989г. свод правил экономической политики для стран Латинской Америки, основанных на отказе от дирижистской модели экономического развития. -«БелГазета»), который превратил развивающийся мир в неразвитый. Который оставил руины от Африки и многих стран Латинской Америки, создал колоссальные проблемы для Восточной Европы, которые до сих пор не решены. Это абсолютно разрушительная идеологема. Брать деньги от приверженцев Вашингтонского консенсуса значительно хуже, чем от торговцев наркотиками.

- Прежде Россия предоставляла стабилизационные кредиты и дотировала белорусскую экономику льготными ценами на энергоносители, не требуя в обмен исполнения перечня антикризисных мер. Почему на этот раз Россия захотела увидеть изложенный на бумаге план?

- Если я даю кому-то деньги в кредит, я, естественно, интересуюсь, сможет ли он вернуть эти деньги. Если я даю деньги государству, которое я не считаю союзником, партнером, другом, компаньоном по бизнесу или обороне, то я интересуюсь: «Ребята, а как вы мне вернете эти деньги обратно?» Я могу в качестве условий попросить программу мер. Поскольку Кудрин - либерал, он воспримет только либеральную программу, т.е. такую, которая будет крайне вредна для Беларуси.

- Значит ли это, что Беларусь больше не является для России ни союзницей, ни другом?

- Россия воспринимает Беларусь как союзника. А вот российская бюрократия воспринимает Беларусь как одну из многих стран. В противном случае у нас бы не было показательного битья посуды, которое идет последние лет пять. С союзниками так себя не ведут, про союзников фильмы «Крестный батька» не снимают и по центральному телевидению не показывают. Конечно, есть огромная вина в этом и белорусской бюрократии.

- Как вы относитесь к тому, что отношения с Беларусью теперь переведены в прагматическую плоскость: «Вы нам программу - мы вам кредит»?

- Прагматичные отношения всегда невыгодны. Это бухгалтерский подход. Можно делить имеющийся пирог - это прагматичные отношения. А можно увеличивать объем пирога. И это отношения романтические. В экономике наиболее рентабельны «романтические отношения», т.е. стратегическое сотрудничество, а не грызня по поводу мелких преференций.

- Какое-то время назад МВФ тоже посоветовал Беларуси принять программу мер…

- МВФ - это врач, который прописывает лекарство, не интересуясь диагнозом. МВФ и Всемирный банк задумывались таким образом, что фонд обеспечивает макроэкономическую стабильность, которая является предпосылкой для нормального развития. А банк занимается развитием. Но практика показала, что МВФ обеспечивает стабильность таким образом, что развитие становится невозможным. МВФ организует такую стабильность, которая бывает на кладбище и которая сама разрушает себя. Это стабильность для иностранных инвесторов, а не для народов соответствующих стран. Я крайне не хотел бы для Беларуси судьбы Аргентины начала 2000-х гг., когда в ходе реформ в ней полностью был уничтожен средний класс. Я не хотел бы, чтобы с Беларусью случилось то, что в 1990-е гг. случилось с Россией, да и то, что с Беларусью случилось в 1992-94гг.

- Беларусь так и не исполнила большинство обязательств, взятых на себя в рамках кредитной программы stand-by от МВФ. Зачем России вообще требовать список мер, если нет гарантии, что они будут приняты?

- Думаю, сейчас несколько другая ситуация, чем два с половиной года назад. Сейчас многие обещания Беларуси придется выполнять в силу сложности экономического положения.

- Согласуемые с Россией меры - это советы кредитора или навязывание своего видения ситуации?

- Думаю, это условия. Мол, мы дадим вам деньги при следующих условиях, а иначе подыхайте. Когда со мной как с физлицом разговаривают таким тоном, я не воспринимаю это как дружеские отношения. Думаю, что на межгосударственном уровне происходит примерно то же самое.

Беларусь сейчас списали. Ее воспринимают как страну, которая через несколько лет превратится в обычную либеральную помойку, начнет погибать. Единственный способ для Беларуси этого избежать - начать технологический рывок за счет бывших советских технологий, который позволит резко снизить издержки экономики. Но признаков понимания необходимости этого на государственном уровне я пока не вижу.

- Вы согласились бы стать советником Александра Лукашенко по экономическим вопросам?

- Я экономист. Есть такая вещь, как профессиональный соблазн. Любой экономист хочет воплотить в жизнь свои представления о прекрасном или хотя бы иметь такой шанс. Это естественно. Но хоть большинство мужчин хочет познакомиться с Мэрилин Монро, удается это не всем.

- И всё же…

- Если я отвечу «да», то получится, что я навязываюсь. А это невежливо. А если отвечу «нет», то получится, что я, во-первых, вру, во-вторых, обижаю людей. Есть вещи, от которых профессионал не может отказаться. Любой экономист с восторгом принял бы это предложение.

- Что бы вы посоветовали Беларуси?

- Создать агентство по современным технологиям и начать интенсивное внедрение этих технологий. Превратить Беларусь в своего рода технопарк, куда любой инвестор приезжает, защищает свое изобретение перед комиссией специалистов и получает стартовый капитал для реализации изобретения. За это белорусское государство получает значительную долю в собственности на это изобретение. И оно внедряется сразу на всей территории Беларуси.

- Но такой проект потребует серьезных капиталовложений, которые Беларусь едва ли сможет обеспечить…

- Во-первых, многие изобретения такого рода некапиталоемки. Во-вторых, под это можно найти иностранных инвесторов, если они будут участвовать в определении того, что хорошо, а что плохо. По этой схеме пытаются делать Сколково (инновационный центр в РФ. - «БелГазета»). Но Сколково - это больше пиар-проект, чем реальный. А Беларуси без реализации такого реального проекта не выжить.

СПРАВКА «БелГазеты». Михаил Делягин родился в 1968г. в Москве. В 1986-88гг. служил в армии. В 1992г. окончил экономический факультет МГУ. В 1990-93гг. - аналитик группы экспертов Бориса Ельцина. С 1994г. - главный аналитик аналитического управления президента РФ, с 1996г. - референт помощника президента по экономике. С 1997г. - советник по экономической безопасности вице-премьера Анатолия Куликова, затем - советник первого вице-премьера Бориса Немцова. За выступления в СМИ, расцененные как «антиправительственная пропаганда», был уволен за день до дефолта 17 августа 1998г. Затем был советником первого вице-премьера Юрия Маслюкова, замруководителя секретариата первого вице-премьера Николая Аксененко, советником председателя координационного совета блока «Отечество - Вся Россия» Евгения Примакова, его помощником. В 2002-03гг. - помощник премьер-министра РФ Михаила Касьянова. В 1998г. возглавил созданный им Институт проблем глобализации. В 2004-06гг. - председатель совета партии «Родина». В марте 2010г. создал и возглавил оргкомитет по созданию политической партии «Родина: здравый смысл».
Добавить комментарий
Проверочный код