Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№14 (788) 11 апреля 2011 г. Экономика

МВФ теряет форму

11.04.2011
Святая наивность или должностная халатность?
6 апреля мировые СМИ не обратили внимания на брифинг главы миссии МВФ по Беларуси Криса Джарвиса. Это было наше, локальное событие. Гораздо больше внимания было приковано к выступлению 4 апреля управляющего директора МВФ Доминика Страус-Кана в университете Джорджа Вашингтона. Он поставил крест на пакете реформ под условным названием «Вашингтонский консенсус» (либерализация, стабилизация, создание новых институтов), призвал к еще более массированному государственному интервенционизму и поддержал идею в отдельных случаях вводить 2-процентный налог на «горячие деньги». Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц пошел еще дальше, призвав превратить учетные единицы МВФ (специальные права заимствования - SDR) в новые мировые деньги и еще больше увеличить госрасходы для стимулирования экономики и ликвидации ее дисбалансов.
Ярослав РОМАНЧУК



МВФ и его команда интеллектуальной поддержки в лице профессоров - социалистов из США и Европы - хотят совершить настоящую революцию в сфере управления мировой экономикой. Их аргументация проста: мир стал глобальным, финансовая система - общемировой, торговля - всеобъемлющей. Усилились негативные экономические внешние эффекты от действий правительств иностранных государств. Значит, нужны настоящие, наделенные полномочиями организации управления мировой экономикой - настоящее глобальное правительство, мировой центральный банк и, разумеется, новые деньги. Страус-Кан и Стиглиц видят Международный валютный фонд таким глобальным центробанком и регулятором. И даже правительством. Они еще сами до конца не определились, но им страсть как хочется порулить мировой экономикой и даже G-20.

Однако массированный вброс в экономику триллионов долларов новых денег (в разных валютах) не обеспечивает стабильный экономический рост даже в среднесрочной перспективе. Инструменты монетарной политики (снижение стоимости кредита, предоставление ликвидности, смягчение резервных требований и т.д.) имеют краткосрочный эффект.

В 2009-10гг. правительства и центробанки интенсивно накачивали свои экономики новыми деньгами, чем резко увеличили дефициты бюджетов и объем внешних долгов. Да, мировой ВВП, торговля и фондовые рынки в 2010г. выросли, но цена такого роста оказалась очень высокой. Уже поднимает голову инфляция, страны не боятся и не стыдятся говорить о дефолте, а стремительно теряющий ценность американский доллар приводит к удорожанию валют более дисциплинированных в монетарной сфере стран. Если это не валютная война, то очень опасные, близкие к реальности валютные маневры.

Страус-Кан и Стиглиц понимают, что очень скоро за такого рода стимулирование экономического роста нужно будет платить. Чтобы сохранить свою репутацию, они предпринимают новую атаку на здравый экономический смысл - призывают начать активнее использовать инструменты фискальной, т.е. бюджетно-налоговой политики. Это значит еще большее увеличение госрасходов, стимулирование спроса за счет увеличения доходов населения, предоставление налоговых льгот избранным предприятиям. Плевать на дефицит бюджета, на рост внешнего и внутреннего долга, на разрушение малого частного бизнеса, которому едва ли предоставят налоговые льготы и дешевые кредиты. Как говорится, «в долгосрочной перспективе мы все мертвецы».

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Вероятность того, что сегодня США, ЕС, Япония и Британия согласятся ввести новую мировую валюту, близка к нулю. Еще более утопичным является согласование такого проекта с Китаем, Россией, Индией, Бразилией и рядом других стран. Шансы сломать лоббистскую власть мощных финансовых организаций и ввести налог в 2% на финансовые потоки («горячие деньги») тоже минимальны. Призывы еще больше увеличить и без того огромные госрасходы и долги наверняка натолкнутся на жесткое сопротивление внутри финансово неустойчивых стран. Риски страновых дефолтов охладят пыл инвесторов, которые наверняка увеличат стоимость заемных ресурсов.

Иными словами, предложения Страус-Кана и Стиглица относятся к разряду утопических. Не исключено, что сами авторы это понимают. Поэтому смысл выдвижения столь крамольных идей кроется, скорее всего, в том, чтобы перевести стрелки на правительства и центробанки национальных государств, снять с себя ответственность за предстоящий глобальный кризис. На этот раз он будет гораздо более глубоким, чем в 2009г. Но правительства богатых и бедных стран будут катить бочки на МВФ и «авторитетных» экономистов - мол, мы делали все, что они рекомендовали…

НА МВФ НЕЧА ПЕНЯТЬ

Нет сомнений, что программа МВФ в Беларуси по выделению кредита стэнд-бай в объеме $3,5 млрд. закончилась сокрушительным провалом. Если б было иначе, не было бы паники на валютном рынке, множественности курсов и продуктовой истерии. Не было бы стопора деловой активности и резкого роста стоимости гособлигаций. Но это в реальной жизни на нас накатывает вал проблем - по статистике, в Беларуси в I квартале рост ВВП чуть ли не 8% при промышленном росте более 10%.

Глаза и уши МВФ по Беларуси - Крис Джарвис и Наталия Колядина - неоднократно предупреждали: надо проводить структурные реформы, либерализацию и активную приватизацию. Однако эти увещевания были столь мягкими, что тонули в благополучных оценках устойчивости и стабильности белорусской модели. Очевидно, МВФ не хочет публично говорить горькие вещи в глаза главе Нацбанка и министру финансов, с которыми эксперты фонда установили конструктивные отношения. За чашкой чая люди, общающиеся с МВФ, очень даже рыночники и реформаторы. Но не они принимают решения в стране. К тому же они публично не умеют или боятся отстаивать те убеждения и взгляды, которые высказывают в беседах со специалистами фонда.

Джарвис и Колядина не вечно будут заниматься Беларусью. На всякий случай они думают, как спасти лицо, чтобы получить новые должности в сложной бюрократической системе МВФ. Но не они понесут личную ответственность, если наше правительство не рассчитается с кредитом. Более того, им несложно будет убедить свое начальство, что программа кредитования Беларуси - это совсем даже не провал, а «работа в прогрессе». Достаточно договориться о выдаче еще одного большого кредита для Беларуси и пойти заниматься другими странами. Отсюда такая обтекаемость формулировок, рекомендации «некоторой гибкости», заверения в платежеспособности, большом потенциале привлечения инвестиций и безудержная вера в реформаторские возможности нынешнего белорусского правительства.

МВФ рекомендует мягкие косметические реформы, а не серьезную структурную перестройку. Причем он прогнозирует, что вплоть до 2016г. Беларусь сохранит высокие темпы экономического роста. Ярослав РОМАНЧУК

Добавить комментарий
Проверочный код