Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№14 (788) 11 апреля 2011 г. Экономика

МВФ теряет форму

11.04.2011
Святая наивность или должностная халатность?
6 апреля мировые СМИ не обратили внимания на брифинг главы миссии МВФ по Беларуси Криса Джарвиса. Это было наше, локальное событие. Гораздо больше внимания было приковано к выступлению 4 апреля управляющего директора МВФ Доминика Страус-Кана в университете Джорджа Вашингтона. Он поставил крест на пакете реформ под условным названием «Вашингтонский консенсус» (либерализация, стабилизация, создание новых институтов), призвал к еще более массированному государственному интервенционизму и поддержал идею в отдельных случаях вводить 2-процентный налог на «горячие деньги». Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц пошел еще дальше, призвав превратить учетные единицы МВФ (специальные права заимствования - SDR) в новые мировые деньги и еще больше увеличить госрасходы для стимулирования экономики и ликвидации ее дисбалансов.
Ярослав РОМАНЧУК



МВФ и его команда интеллектуальной поддержки в лице профессоров - социалистов из США и Европы - хотят совершить настоящую революцию в сфере управления мировой экономикой. Их аргументация проста: мир стал глобальным, финансовая система - общемировой, торговля - всеобъемлющей. Усилились негативные экономические внешние эффекты от действий правительств иностранных государств. Значит, нужны настоящие, наделенные полномочиями организации управления мировой экономикой - настоящее глобальное правительство, мировой центральный банк и, разумеется, новые деньги. Страус-Кан и Стиглиц видят Международный валютный фонд таким глобальным центробанком и регулятором. И даже правительством. Они еще сами до конца не определились, но им страсть как хочется порулить мировой экономикой и даже G-20.

Однако массированный вброс в экономику триллионов долларов новых денег (в разных валютах) не обеспечивает стабильный экономический рост даже в среднесрочной перспективе. Инструменты монетарной политики (снижение стоимости кредита, предоставление ликвидности, смягчение резервных требований и т.д.) имеют краткосрочный эффект.

В 2009-10гг. правительства и центробанки интенсивно накачивали свои экономики новыми деньгами, чем резко увеличили дефициты бюджетов и объем внешних долгов. Да, мировой ВВП, торговля и фондовые рынки в 2010г. выросли, но цена такого роста оказалась очень высокой. Уже поднимает голову инфляция, страны не боятся и не стыдятся говорить о дефолте, а стремительно теряющий ценность американский доллар приводит к удорожанию валют более дисциплинированных в монетарной сфере стран. Если это не валютная война, то очень опасные, близкие к реальности валютные маневры.

Страус-Кан и Стиглиц понимают, что очень скоро за такого рода стимулирование экономического роста нужно будет платить. Чтобы сохранить свою репутацию, они предпринимают новую атаку на здравый экономический смысл - призывают начать активнее использовать инструменты фискальной, т.е. бюджетно-налоговой политики. Это значит еще большее увеличение госрасходов, стимулирование спроса за счет увеличения доходов населения, предоставление налоговых льгот избранным предприятиям. Плевать на дефицит бюджета, на рост внешнего и внутреннего долга, на разрушение малого частного бизнеса, которому едва ли предоставят налоговые льготы и дешевые кредиты. Как говорится, «в долгосрочной перспективе мы все мертвецы».

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Вероятность того, что сегодня США, ЕС, Япония и Британия согласятся ввести новую мировую валюту, близка к нулю. Еще более утопичным является согласование такого проекта с Китаем, Россией, Индией, Бразилией и рядом других стран. Шансы сломать лоббистскую власть мощных финансовых организаций и ввести налог в 2% на финансовые потоки («горячие деньги») тоже минимальны. Призывы еще больше увеличить и без того огромные госрасходы и долги наверняка натолкнутся на жесткое сопротивление внутри финансово неустойчивых стран. Риски страновых дефолтов охладят пыл инвесторов, которые наверняка увеличат стоимость заемных ресурсов.

Иными словами, предложения Страус-Кана и Стиглица относятся к разряду утопических. Не исключено, что сами авторы это понимают. Поэтому смысл выдвижения столь крамольных идей кроется, скорее всего, в том, чтобы перевести стрелки на правительства и центробанки национальных государств, снять с себя ответственность за предстоящий глобальный кризис. На этот раз он будет гораздо более глубоким, чем в 2009г. Но правительства богатых и бедных стран будут катить бочки на МВФ и «авторитетных» экономистов - мол, мы делали все, что они рекомендовали…

НА МВФ НЕЧА ПЕНЯТЬ

Нет сомнений, что программа МВФ в Беларуси по выделению кредита стэнд-бай в объеме $3,5 млрд. закончилась сокрушительным провалом. Если б было иначе, не было бы паники на валютном рынке, множественности курсов и продуктовой истерии. Не было бы стопора деловой активности и резкого роста стоимости гособлигаций. Но это в реальной жизни на нас накатывает вал проблем - по статистике, в Беларуси в I квартале рост ВВП чуть ли не 8% при промышленном росте более 10%.

Глаза и уши МВФ по Беларуси - Крис Джарвис и Наталия Колядина - неоднократно предупреждали: надо проводить структурные реформы, либерализацию и активную приватизацию. Однако эти увещевания были столь мягкими, что тонули в благополучных оценках устойчивости и стабильности белорусской модели. Очевидно, МВФ не хочет публично говорить горькие вещи в глаза главе Нацбанка и министру финансов, с которыми эксперты фонда установили конструктивные отношения. За чашкой чая люди, общающиеся с МВФ, очень даже рыночники и реформаторы. Но не они принимают решения в стране. К тому же они публично не умеют или боятся отстаивать те убеждения и взгляды, которые высказывают в беседах со специалистами фонда.

Джарвис и Колядина не вечно будут заниматься Беларусью. На всякий случай они думают, как спасти лицо, чтобы получить новые должности в сложной бюрократической системе МВФ. Но не они понесут личную ответственность, если наше правительство не рассчитается с кредитом. Более того, им несложно будет убедить свое начальство, что программа кредитования Беларуси - это совсем даже не провал, а «работа в прогрессе». Достаточно договориться о выдаче еще одного большого кредита для Беларуси и пойти заниматься другими странами. Отсюда такая обтекаемость формулировок, рекомендации «некоторой гибкости», заверения в платежеспособности, большом потенциале привлечения инвестиций и безудержная вера в реформаторские возможности нынешнего белорусского правительства.

МВФ рекомендует мягкие косметические реформы, а не серьезную структурную перестройку. Причем он прогнозирует, что вплоть до 2016г. Беларусь сохранит высокие темпы экономического роста. Ярослав РОМАНЧУК

Добавить комментарий
Проверочный код