Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№12 (786) 28 марта 2011 г. Тема недели

Приграничное состояние

28.03.2011
 
Продолжением валютной паники населения может стать бензиновая. Ограничение бензиновых порций - отголосок валютного голода, поскольку нефтепереработка - одна из основных отраслей, поставляющих инвалюту в Беларусь.


Реализация автотоплива внутри страны для НПЗ стабильно убыточна: на белорусском рынке цены на бензин, пережившие в последнее время сразу несколько повышений, по-прежнему формируются «исходя из социальной значимости этого товара для граждан и организаций». Чем выше внутренние потребности страны, тем ниже экспортный потенциал нефтепереработчиков и тем меньше валютная выручка.

Более низкая стоимость топлива на отечественных АЗС - заманчивая возможность для граждан соседних стран, где в марте ввиду роста цен на нефть значительно повысились цены на нефтепродукты. Статистика концерна «Белнефтехим» показывает, что в январе-феврале 2011г. на приграничных АЗС Брестской области реализация дизтоплива увеличилась на 53% к аналогичному периоду 2010г., в Витебской - на 27%, в Гомельской - почти вдвое. В целом по стране рост реализации дизтоплива на АЗС концерна в январе-феврале 2011г. вырос на 28%. Фактически НПЗ дотируют зарубежных покупателей.

«То, что среди перевозчиков и участников приграничного движения топливо пользуется определенным спросом, - это несомненно, - подтвердил в беседе с корреспондентом «БелГазеты» пресс-секретарь Госпогранкомитета РБ Александр Тищенко. - Почему на белорусско-литовской границе часто скапливаются очереди? Потому что в Литве нет ограничений на ввоз топлива. Даже таксисты литовские заезжают на белорусскую территорию, заправляются и уезжают обратно таксовать».

Возможное ограничение отпуска топлива многие взяли на вооружение, решив хорошенько затариться напоследок. Так, Тищенко сообщил, что на прошлой неделе движение шло «как-то слишком уж активно», обратив внимание на увеличившуюся статистику очередей на границах. По данным на 16.00 24 марта в четырех пунктах пропуска на белорусско-литовской границе на выезде из РБ очередь грузовых автомобилей растянулась на 110-140 единиц в зависимости от пункта пропуска, в пункте Каменный Лог в очереди стояло еще и 40 легковых автомобилей. Для сравнения: еще 1 марта в те же 16.00 ни в одном пункте пропуска не было очередей легковушек, а в трех пунктах из четырех отсутствовала и очередь грузовых автомобилей (лишь в Каменном Логе стояло в очереди 70 грузовых авто).

Ажиотажный спрос заметили и на приграничных АЗС. Так, диспетчер АЗС N13 в поселке Радунь (близ границы с Литвой) сети «Белоруснефть» сообщила, что в последнее время продажа дизтоплива увеличилась примерно на 2 т в сутки - с 8 до 10 т. Активное движение началось еще 10-14 дней назад и продолжилось на волне слухов о том, что лавочку скоро прикроют: «Вся эта реализация идет за границу. Из 10 т местные покупают примерно 1 т в день. Вот прямо сейчас могу вам посчитать - 11 машин стоит в очереди на заправку дизтопливом. А белорусских, может, 20 машин в день заправятся». Сотрудница заправки затруднилась сказать, какой лимит может быть введен, вспомнив, что раньше действовала норма 20 л на машину.

Диспетчер АЗС N9 в соседнем Вороново поделилась примерно теми же наблюдениями: «Наша заправка возле самой границы, поэтому у нас реализация была всегда большая. К нам даже литовские таксисты приезжают. В сутки происходит 1000 заправок, из них даже 30% не будет белорусских машин. Теперь, правда, редко бывает, чтобы одна машина приезжала заправляться по нескольку раз в день. Но бывает, что по два раза. Заправляются и газом, и 92-м бензином и канистру еще с собой берут. По три заправки точно у них осуществляется за раз».

Как и коллеги, заправщица из Вороново отметила, что никаких распоряжений о введении лимита ей не поступало: «Знаете, как нас предупреждают? Могут предупредить без пяти 12 ночи, что со следующего дня начинаем продавать по новой цене, например».

«Нам никто ничего еще не сообщал. Это только в газетах люди читали и нам говорили», - призналась сотрудница АЗС N17 в деревне Бенякони на границе с Литвой.

Наплыва покупателей в последние дни не заметили разве что на АЗС N61 в поселке Пограничный (недалеко от белорусско-польской границы): «Приезжают и поляки, и наши, заправляются. Белорусы, конечно, чаще. Сейчас примерно столько же клиентов, сколько и раньше».
Добавить комментарий
Проверочный код