Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№12 (786) 28 марта 2011 г. Тема недели

На границе контрабасят

28.03.2011
Вводятся ограничения на продажу автотоплива
В целях «недопущения дальнейшего увеличения вывоза за рубеж бензинов и дизтоплива, приобретенных на АЗС республики, и причинения ущерба экономике страны» концерн «Белнефтехим» вынужден принять меры, «соответствующие ситуации». Какие именно, уточнить в опубликованном пресс-релизе концерн не решился.
Сергей ЖБАНОВ



Теперь приходится гадать: речь идет о введении предельных норм отпуска моторного топлива с АЗС, расположенных в приграничных районах, либо всех белорусских автолюбителей готовят таким образом к очередному повышению цен? Зато в причинах своих несчастий концерн разобрался. Виной всему «разница в ценах на автомобильное топливо в Республике Беларусь и сопредельных государствах», которая и «обусловила значительный рост его реализации в приграничных районах страны». Что же в этом плохого? Президент еще 3 февраля подписал указ об объявлении 2011г. Годом предприимчивости. Вот народ и откликнулся на призыв вождя.

Для самых нерасторопных граждан, которые еще не в курсе ценовой конъюнктуры на моторное топливо в сопредельных странах, в пресс-релизе концерна приводится справочная информация: «По состоянию на 18 марта цена 1 литра дизельного топлива в Литве превышает цену на белорусских АЗС на 85%, в Латвии - на 92%, в Польше - на 80%, на Украине - на 21%. Стоимость бензина АИ-95 на АЗС в Литве выше, чем в Беларуси, на 61%, в Латвии - на 57%, в Польше - на 53%, на Украине - на 7%. Даже на Украине 1 литр бензина АИ-92 на 18% дороже, чем в Беларуси, а 1 литр бензина Н-80 - на 20% дороже, чем у нас». Хотя иначе и быть не могло. Ведь в этом году российская нефть марки Ural’s поступает в Беларусь по льготной цене, не включающей экспортную пошлину. Но об этом концерн почему-то предпочел умолчать.

Это значит, что с 1 марта Беларусь недоплачивает за каждую полученную тонну российской нефти $365, или 45% мировой цены. А с 1 апреля, когда экспортная пошлина на нефть может возрасти до $424-426, доля скидки в цене увеличится до 53%. Впрочем, есть один неприятный момент. В этом году российские поставщики, не желая отдавать всю природную ренту Беларуси, договорились, что будут делить ее поровну с белорусскими нефтепереработчиками. Делается это с помощью премии, выплачиваемой российским нефтяным компаниям за каждую поставленную тонну нефти. Формула, по которой определяется размер премии, учитывает среднемесячную разницу между годовым объемом экспортных пошлин на нефть, не взимаемых при поставке нефти в Беларусь, и суммой экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты, перечисляемой в бюджет РФ.

На днях пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко сообщила, что белорусская сторона уже ведет переговоры о снижении премии в цене нефти, поскольку в соглашении оговорена возможность изменения формулы расчета премии в цене нефти в сторону понижения при среднемесячных мировых котировках на нефть сорта Ural’s выше $100 за баррель. Однако при этом она отметила, что премия в цене нефти, поставляемой в Беларусь российскими компаниями, по итогам февраля снизилась по сравнению с январем, когда она составляла $46 за 1 т. Выходит, бремя уплаты премии становится легче, а не тяжелее от месяца к месяцу?

Между тем в формуле цены заложена возможность снижения премии и без дополнительных переговоров с Москвой, поскольку ее размер должен уменьшаться по мере роста объемов поставки российской нефти. Но в планы концерна вмешались предприимчивые граждане, проживающие в приграничных районах республики. «Рост вывоза за границу топлива, приобретенного на белорусских АЗС, не только отрицательно влияет на обеспеченность топливом белорусских потребителей, но и уменьшает возможность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими нефтеперерабатывающими предприятиями, - жалуется концерн. - Данное обстоятельство, по согласованной формуле расчета цены, приводит к увеличению стоимости российской нефти, поставляемой в Республику Беларусь, что негативно сказывается на рентабельности работы нефтеперерабатывающих предприятий». Но здесь концерн явно лукавит, поскольку есть огромный резерв для увеличения поставок российской нефти в страну. Для этого Беларуси надо лишь отказаться от поставок дорогой венесуэльской (или замещающей ее азербайджанской) нефти. Это сырье не только снижает рентабельность заводов, но и мешает удешевлению российской нефти. Беларуси всегда хватало этого сырья, которое может быть поставлено в количестве 21,67 млн. т в 2011г. Кроме этого, был подписан контракт с Венесуэлой на 4 млн. т. Но избыточное количество нефти не испугало первого вице-премьера Владимира Семашко, обещавшего «решить этот вопрос».

Однако ни НПЗ, ни «Белнефтехим» апеллировать к правительству не спешат. Видимо, они понимают, что правительство не станет снижать налоги (НДС и акцизы), доля которых составляет более половины розничной цены на моторное топливо. В пресс-релизе лишь констатируют, что «цена на автомобильное топливо на внутреннем рынке формируется исходя из социальной значимости этого товара для граждан и организаций Республики Беларусь и постоянно является убыточной для производителей». Причем компенсировать убытки, формирующиеся на внутреннем рынке Беларуси, за счет экспорта нефтепродуктов невозможно, поскольку сегодня на мировом рынке сложилась ситуация, когда наблюдается «опережающий в сравнении со стоимостью нефтепродуктов рост цен на нефтяное сырье». Поэтому «Белнефтехим» и намекает на возможность дальнейшего роста розничных цен. Первый шаг в этом направлении уже сделан. С 25 марта концерн повысил отпускные цены на ряд нефтепродуктов: топливо печное, реактивное топливо, осветительный керосин (на 20%), а также на топливо судовое, мазут топочный и гудрон (на 10%), на нефтебитумы (на 5%).
Добавить комментарий
Проверочный код