Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№12 (786) 28 марта 2011 г. Автостоп

Двухколёсные вампиры

28.03.2011
 
Велосезон в столице открылся неприятным инцидентом: 9 марта автомобиль BMW, двигавшийся по МКАД в районе 10-й больницы, протаранил колонну из 10 подростков-велосипедистов, сопровождаемую двумя тренерами (несколько детей были доставлены в больницы).
Елена АНКУДО



Как минимизировать ДТП с участием велосипедистов и по чьей вине они происходят, «Автостоп» выяснял у молодого водителя Chevrolet Елены СМЫКОВСКОЙ и велосипедиста с 10-летним стажем Александра РАДЬКО.

- У велосипедистов начинается сезон, на улицы выезжают участники дорожного движения на двух колесах. Страшно?

Елена Смыковская: - Нет, но надо быть предельно осторожным. Зачастую, садясь на велосипед, люди забывают, что превращаются в водителей.

Александр Радько: - Межсезонье, когда не знаешь, в какую яму провалишься, не способствует общей безопасности. Навыки за зиму теряются у всех - проблема не зависит от количества колес.

- А с кем у вас чаще всего возникают конфликты на дороге?

Смыковская: - С водителями двухколесных транспортных средств - велосипедов и мотоциклов. Прошлое лето оказалось урожайным на аварии, в т.ч. с участием велосипедистов. Сколько раз мне приходилось на перекрестке ул. Сурганова - Богдановича уворачиваться от летящего велосипедиста! Поворачиваешь на полутемном перекрестке направо, смотришь налево - людей нет. И в этот момент откуда-то из кустов прямо на тебя на зеленый свет пешеходного перехода летит велосипедист. Резко выжимаешь тормоз, до велосипеда остается несколько сантиметров, но он уже полетел дальше. А ведь в правилах четко сказано: на пешеходном переходе велосипедист обязан спешиться и катить велосипед.

Радько: - О каком нормальном движении можно говорить, если через каждые 100 м - пешеходный переход, а на пешеходном тротуаре высокие бордюры? Но даже в этом случае, когда еду по пешеходному тротуару с включенными огнями, найдется автомобиль, который, с нарушением паркуясь, преградит дорогу и будет недоволен: что я здесь делаю?

Смыковская: - Проезжая часть является зоной повышенной опасности, находясь на ней, вы обязаны принять меры по недопущению создания аварийной ситуации, но велосипедисты об этом не помнят. На велосипедах многих отсутствуют необходимые приборы - зеркало заднего вида, катафоты. Видела недавно утром в час пик на пр. Независимости велосипедиста, который ехал в первой полосе в наушниках. Уверена, что в любой другой стране его оштрафовали бы - водитель не имеет права закрывать уши и глаза!

Радько: - В наших ПДД про наушники ничего не сказано.

- Во многих странах, к примеру в Польше, участникам дорожного движения на велосипедах не делают поблажек - существуют права на управление велосипедом, штрафы за ДТП. Даст ли результат ужесточение ПДД в нашей стране?

Смыковская: - Уверена, что да. В большинстве случаев велосипедисты грубо нарушают ПДД и чувствуют себя безнаказанными. Штрафы для велосипедистов - минимальные, их выписывают крайне редко. Недавно в Польше оштрафовали велосипедиста-калеку, который, потеряв конечность, поставил себе протез и сел на велосипед, после чего выпил за рулем. Кроме денег, он на три года потерял право управления велосипедом. Вы слышали, чтобы велосипедиста проверяли на содержание алкоголя в крови? Однажды в Мядельском районе МАЗ задавил насмерть велосипедиста, который почему-то лежал на первой полосе. С водителем МАЗа очень долго разбирались, устанавливали, была ли возможность не наезжать на лежащего велосипедиста. Почему претензии предъявили к водителю грузовика, а не велосипеда?

Радько: - В рамках правил можно штрафовать сколько угодно - вопрос, кто этим будет заниматься. А велосипедист в момент наезда был пешеходом, просто рядом случайно оказался велосипед. В статистике ГАИ много таких «спящих» пешеходов.

Смыковская: - Как же расценивать действия мотоциклиста, едва не оказавшегося под колесами моей машины, когда из-за неудачного маневра на перекрестке ул. Сурганова - К.Черного он упал? Кого бы я сбила, не успей затормозить, - мотоциклиста или пешехода?

- Хватает ли в ПДД пунктов, предназначенных для велосипедистов, учтены ли все возможные ситуации, в которые они могут попасть?

Радько: - Порой кажется, что у нас переизбыток правил. Взять тот же запрет на пересечение пешеходного перехода на велосипеде - велосипедист вполне может ехать со скоростью пешехода. Иначе как рассматривать женщину на 8-сантиметровых каблуках, разогнавшуюся за автобусом до 15 км/ч? Спешиваться технически неудобно. В Германии на уровне Конституционного суда прописано: если велосипедист одной ногой отталкивается от дороги, это пешеход.

Смыковская: - 9 пунктов гл.20 ПДД «Движение на велосипедах и мопедах» не могут предусмотреть всех ситуаций, нужна доработка. Нынешние велосипеды развивают скорость до 20 км/ч и выше. В результате перед водителем, уверенным, что дорога пуста, вылетает велосипедист. В мае прошлого года на ул. Сурганова под колесами автомобиля Volvo погибла женщина (модельер Ирина Колпашникова. - «Автостоп»), пересекавшая дорогу на велосипеде по нерегулируемому пешеходному переходу. Согласно экспертизе водитель имел техническую возможность затормозить, но не сделал этого. Да, все машины оборудованы тормозами, но могут ли водители ожидать, что на них в прямом смысле слова налетят?

- Самая обсуждаемая тема среди минских велосипедистов - ДТП на МКАД, когда автомобиль BMW сбил 12 велосипедистов…

Смыковская: - Мне искренне жаль водителя BMW, к которому, на мой взгляд, нужно применить минимальные санкции. Впереди была фура, солнце слепило глаза, он двигался со скоростью потока и не мог увидеть детей, которые, кстати, нарушили несколько пунктов ПДД - двигались не по обочине, а в первой полосе, да еще в количестве не 10, а 12 человек. Я вообще не вижу здесь вины водителя BMW.

Радько: - Давайте поднимем статистику аварий на МКАД - сколько там окажется виновников-автомобилистов, у которых перед глазами «внезапно» возник столб или стоящий самосвал? Спортивные велосипеды не едут по грязи, нужна трасса. Другое дело, что у группы не было машины сопровождения.

- Почему велосипеды ездят по проезжей части?

Радько: - Спортивный велосипед, которым многие пользуются как транспортным средством, рассчитан только на асфальт и большие скорости. По пешеходному тротуару ехать невозможно из-за большого количества бордюров. Интересно, что в большинстве стран велосипедисту запрещено передвигаться по тротуару - только по улице или велосипедной дорожке. У нас почему-то наоборот.

Смыковская: - Велосипедисты думают только о своем удобстве и равнодушны к безопасности других, как тот, в наушниках, о котором я говорила.

- Стоит ли обязать велосипедистов заключать договор обязательного страхования, ведь, оказавшись виновным в ДТП, он будет вынужден, кроме штрафа, оплачивать ремонт пострадавшего автомобиля?

Смыковская: - В последнее время аварии с участием велосипедистов участились, а повреждения автомобиля могут быть серьезными. Прошлым летом велосипедист не заметил остановившийся на первой полосе автомобиль с аварийной сигнализацией и влетел в салон через заднее стекло. Страховка - хорошее решение для людей, которые никогда не читали ПДД.

Радько: - Добиться введения обязательного страхования для велосипедистов уже пытались, но страховые компании не рассматривают велосипед как транспортное средство. И потом, как заставить страховаться деревенскую бабушку, которая ездит на велосипеде на ферму и обратно?

Смыковская: - Нюансы есть - страхуйте скоростные велосипеды в городах.

- Попадали ли вы в ДТП и по чьей вине?

Радько: - Однажды я ехал по первому ряду не далее метра от обочины, слегка за 40 км/ч, и столкнулся с автомобилем, поворачивающим налево на нерегулируемом Т-образном перекрестке. Водителя признали виновным.

Смыковская: - В ДТП не попадала. Есть хороший анекдот. Велосипедисты и байкеры - как вампиры: в зеркале не отражаются, но они есть. А если велосипед нельзя заметить на проезжей части, то ему нечего там делать.

СПРАВКА «БелГазеты». Елена Смыковская родилась в 1980г. в Витебске. В 2001г. окончила факультет «мировая экономика и международные экономические отношения» Института управления и предпринимательства. На протяжении последних семи лет работает проект-менеджером ИП «Велком». Водительский стаж - 1 год. Первый автомобиль, на котором ездит сейчас, - Chevrolet.

СПРАВКА «БелГазеты». Александр Радько родился в 1974г. в Минске. После окончания в 1996г. факультета радиофизики БГУ устроился инженером в НИИ прикладных физических проблем им. Семченко. В настоящее время научный сотрудник. Водительских прав нет, на велосипеде - с 2001г.
Добавить комментарий
Проверочный код