Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№12 (786) 28 марта 2011 г. Автостоп

«Возникнет большой дефицит автомобилей»

28.03.2011
 
Совместное постановление Совмина и Нацбанка «О расчетах по импорту некоторых товаров» готово перевернуть белорусский импорт, в частности - автомобильный.
Елена АНКУДО



Ограничив расчеты с нерезидентом по внешнеторговому договору суммой в 50 тыс. евро по ряду позиций, законодатель внес в ограничительный список товаров запчасти и легкие коммерческие автомобили (LCV). Как постановление изменит авторынок и с какими проблемами уже столкнулись дилеры, корреспонденту «Автостопа» рассказал зампред Белорусской научно-промышленной ассоциации, председатель совета директоров группы компаний «Интеллект», куда входит компания-дистрибьютор ОАО «УАЗ», Сергей ВАРИВОДА.

- Насколько значимым для белорусского автобизнеса стало постановление об ограничении импорта?

- Это фактический запрет на ведение предпринимательской деятельности в нашей сфере. В перечень товаров, на которые продажа валюты ограничена, вошли все коммерческие автомобили, в т.ч. используемые в медобслуживании, сельском хозяйстве, лесной отрасли, потребкооперации, силовыми ведомствами.

Удивляет, что ограничения распространяются и на легкие коммерческие автомобили товарных групп с кодом ТН ВЭД 8702 («моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя») и 8704 («моторные транспортные средства для перевозки грузов»), которые не производятся в Беларуси. Между тем именно они наиболее востребованы в бизнесе, а кроме этого, являются объектом госзакупок.

Немаловажный вопрос - ввоз автомобилей физлицами, вносящий заметный вклад в формирование отрицательного сальдо внешней торговли. В прошлом году дилерами реализовано менее 4 тыс. легких коммерческих автомобилей, на приобретение которых затрачено около $60 млн. Физлица ежегодно ввозят в страну 150-200 тыс. автомобилей на общую сумму $1-1,5 млрд. Введение высокого уровня таможенных пошлин на легковые автомобили для физлиц способно существенно сократить вывоз валюты из страны.

- Какие объемы сделок обычно фигурируют в договорах импортеров?

- Они значительно превышают сумму в 50 тыс. евро. Объем импорта коммерческих УАЗ в Беларусь - около $1 млн. в месяц, ГАЗ - в 2-3 раза больше. Предполагаю, что крупные игроки на авторынке ежемесячно ввозят на суммы, значительно превышающие 50 тыс. евро. Все они ныне в тяжелой ситуации. Судя по разъяснениям Нацбанка, 50 тыс. евро - это общий объем платежей в пользу одного контрагента. А значит, воспользоваться лазейкой в виде дробления партии товара на несколько мелких импортерам вряд ли удастся. Кроме этого, для официальных дилеров дробление на мелкие партии - вопрос непростых объяснений с иностранными поставщиками, дополнительные временные и финансовые затраты на внесение изменений в Одобрение типа транспортного средства и т.п. Результат - рост цен и сокращение предложения на рынке.

- Ограничив расчеты с нерезидентом суммой в 50 тыс. евро, законодатель предусмотрел возможность рассчитываться за счет иных средств - выручки импортера в инвалюте, валюты, полученной в качестве вкладов в уставной фонд, иностранной безвозмездной помощи, дивидендов и иных доходов от инвестиций, валюты, полученной по кредитным договорам или договорам займа. Чем не устраивают импортеров эти формы расчета?

- Импортеры не являются инвесторами в зарубежную экономику, поэтому вряд ли у них будут доходы в виде дивидендов. Остаются три реальных инструмента - кредиты, займы, валютная выручка от экспорта. Первые два ограничены сроком. Привлекая заем из-за рубежа или договариваясь с банком о валютном кредите, импортер понимает: заявку на биржу для покупки валюты с целью возврата этого займа или кредита он сможет подать через год.

Что делать весь этот срок с полученной от реализации импорта выручкой и по какому курсу удастся ее через год конвертировать, не забывая при этом платить весь год проценты? Говоря об экспорте, напомню: импортеры не имеют ни репутации на экспортных рынках, ни знаний в этой сфере, ни сложившейся клиентуры. Наши неуклюжие действия только разрушат эти рынки. Чтобы получить долгожданную валютную выручку и заплатить за импортный товар, мы будем продавать по демпинговым ценам без наценки, а то и в убыток, чем снизим стоимость белорусского экспорта, разрушим годами сложившиеся каналы, по которым он идет, а значит, еще больше усугубим проблему внешнеторгового сальдо. Эффект получится еще более деструктивным.

- Валютное ограничение касается только новых автомобилей?

- Законодатель не сделал ограничений: в указанные группы товара входят и новые, и подержанные машины. Индивидуальные предприниматели и физлица, возможно, привезут машину за валюту, приобретенную в обменном пункте, но дилер - это субъект хозяйствования, который создает стабильный, масштабный и дорогой бизнес, ориентированный на обеспечение долгосрочного сотрудничества на рынке.

Дилер обеспечивает гарантийное обслуживание автомобилей. К примеру, законодательство обязывает выполнить гарантийный ремонт в срок не более 14 дней, иначе у клиента появляется право требовать неустойку. Учтет ли суд, куда обратится потребитель, невозможность купить валюту как оправдывающее дилера обстоятельство или накажет, порекомендовав решать вопросы с Нацбанком и Совмином?

- Как прокомментируете прогнозы, согласно которым итогом постановления может стать «серый» импорт?

- На мой взгляд, в нашей сфере деятельности для официальных дилеров куда реальнее создание нерезидентских структур, скажем, в России, которые будут отгружать автомобили по договорам с белорусскими покупателями.

- Вернемся к «серым» схемам 2004-05гг., за которые пострадало большинство белорусских автодилеров?

- Возможно. Дилеры будут искать механизмы выживания.

- Постановление действует уже месяц. Заметно ли его влияние на авторынок страны?

- Пока что ОАО «УАЗ» продолжает отгрузки автомобилей, т.к. постановление допускает покупку валюты под завершение исполнения договоров, начатых до вступления его в законную силу. Однако мы уже получили уведомление, что отгрузку приостановят до появления ясности в вопросе дальнейших платежей. Кроме того, резервирование средств в белорусских рублях на покупку иностранной валюты на биржевых торгах ранее было увеличено до 30 календарных дней, а значит, первые платежи мы предполагали осуществить россиянам в середине апреля. Возврат к прежнему порядку резервирования, о котором Нацбанк сообщил в минувшую среду, 23 марта, вообще ставит под сомнение возможность покупки валюты для расчетов за автомобили на бирже.

- Насколько сильно постановление изменит авторынок Беларуси?

- Если оно не будет приостановлено, отменено или изменено, через несколько месяцев возникнет большой дефицит автомобилей LCV на белорусском рынке, затем начнутся проблемы с запчастями. К слову, уже сегодня со стороны наиболее информированной части потребителей наблюдается спрос на указанный мною сегмент автомобилей.

- Кто-нибудь из автодилеров уже пострадал?

- Об этом никто не говорит - коммерческая тайна. Однако системно и эффективно преодолеть существующие ограничения не сможет никто.

- Комментируя постановление, импортеры заявили, что под удар поставлен автобизнес страны. Пытаются ли они донести свою позицию до законодателей?

- Переговоры идут. Представители бизнеса являются членами различных объединений, через которые обращаются к власти. В середине марта состоялось Консультативно-координационное совещание (ККС) деловых сообществ, куда входит и руководитель Совета по развитию предпринимательства в РБ. ККС единогласно поддержал и направил обращение в правительство и Нацбанк с просьбой отменить постановление, оперативно созвать Национальный совет по конкуренции и противодействию монополистической деятельности с участием бизнеса для выработки экстренных мер по преодолению проблемы отрицательного внешнеторгового сальдо. На переходном этапе предложено ограничить не ввоз импортных товаров, а их приобретение госсектором. При таком подходе объем импорта существенно снизится, но у импортеров останется хотя бы ограниченный рынок.
Добавить комментарий
Проверочный код