Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№12 (786) 28 марта 2011 г. Автостоп

Сбились с курса

28.03.2011
«За рубли лучше купи сметану»
Белорусский авторынок за три месяца до принятия новых таможенных пошлин все больше напоминает странное реалити-шоу, правила которого толком не знают ни продавцы, ни покупатели. Информация и опыт здесь не играют фактически никакой роли. Все решает интуиция и игровая наглость участников: кто сыграет на опережение, тот и победил.
Евгений КЕЧКО



Наиболее комфортно чувствуют себя продавцы: сроки реализации товара пока не поджимают, поэтому многие пытаются выжать максимум из складывающихся обстоятельств. Сначала торговцы запустили слух, что очередное подорожание на бэушные автомобили связано с корыстным интересом европейских продавцов, пытающихся наживаться на белорусском горе. Теперь перегонщики и перекупщики, взяв на вооружение дефицит валюты в обменных пунктах, и вовсе бьют ниже пояса - практически каждый почувствовал себя Нацбанком и предлагает курс в зависимости от настроения. Еще накануне валютной лихорадки автолюбители жаловались, что некоторые продавцы предлагали считать доллар по Br3,6 тыс.

Валютных мародеров хватало на рынке в Ждановичах даже в будние дни, которые принято считать «музейными»: продавцы, заплатив администрации Br100 тыс., оставляют автомобили вплоть до выходных, покупатели, которых никто не дергает за рукав, спокойно прицениваются, а в субботу или воскресенье могут приехать для более плодотворного разговора.

Но, несмотря на внешнее спокойствие, на рынке хватало персонажей, которые в выходные растворились бы в толпе себе подобных, но сейчас играли первую скрипку. Лидерство среди торговцев-неадекватов по праву принадлежало продавцу Daewoo Lanos, который просил за автомобиль 2001г.в. $4,5 тыс. По сравнению со стоявшими в соседнем ряду BMW, ценник на который перемахивал за «десятку», эта цена хотя бы визуально радовала глаз. Хотя «корейцев» такого возраста по объявлению можно найти на $1-1,3 тыс. дешевле.

Но неадекватность продавца выражалось не в этом. Усатый, крепко сбитый торгаш убил наповал корреспондента «Автостопа», предложившего приобрести машину за белорусские рубли, своим познанием в арифметике. «Четыре и пять», - последовал ответ на вопрос о кросс-курсе. «Вы меня не поняли, - корреспондент до последнего не хотел верить в услышанное. - Я не цену спрашиваю, которую и так вижу, а курс». - «Я же тебе говорю - Br4,5 тыс. В обменниках сейчас валюты не найти, в банках фактически то же, так почему я страдать должен». Пересчет на калькуляторе показал, что если по курсу Нацбанка Daewoo стоил около Br14 млн., то торговец поднял планку до Br20,25 млн.

Среди немногочисленных продавцов в будний день хватало выходцев с Кавказа, которым все равно, что продавать - хурму с мандаринами либо «немцев» с «французами». Как ни странно, их предложения оказались более гуманными. Выставленный за $8,7 тыс. дизельный Opel Zafira 2002 г.в. Аслан (так называли его друзья) предлагал посчитать по Br4 тыс. На корректно поставленный вопрос, подразумевающий«а не зажрались ли вы, товарищ Аслан?», продавец бойко ответил: «Слюшай, если подскажешь, где можно купить $50 тыс. хотя бы по Br3,2 тыс., я тебе эту машину даже по Br3 тыс. посчитаю». На этом и разбежались.

Продававший неподалекуVolkswagen Passat белорус и вовсе отказался от каких-либо валютных операций: «За рубли лучше купи сметану - мне для оборота нужна валюта». И только реализатор Mitsubishi Space ($7,3 тыс.) спокойно предложил, указывая в сторону обменного пункта: «Посмотрите, какой сегодня курс, потом будем разговаривать». Единственный на рынке обменник, располагающийся возле общественных туалетов, оказался закрытым.

В «музейный» день на рынке нашелся и самый посещаемый экспонат. Повидавший виды трехдверный Mitsubishi Colt 1998 г.в., в салоне которого на подголовниках гордо было написано Mazda, развлекал посетителей не только ценником в $3,75 тыс., но и припиской: «Проходная на РФ». «Мне ее в Новогрудок стыдно брать, зачем она россиянам?» - смеялся покупатель из провинции.

На рынке автозапчастей риторических вопросов не задавали и доллар считали по курсу Нацбанка. Вот только бойкого спроса не наблюдалось. Работающий на другом авторынке Константин объяснил, почему:«Спрос держится в основном за счет покупателей из России и Казахстана, которые, приезжая за машинами, параллельно покупают и запчасти. На внутреннем рынке все переориентировано на покупку автомобилей либо на накопление средств на них. Как мы шутим, запчасти начнут покупать со 2 июля. Подорожание вряд ли будет существенным, а в ближайшее время оно вообще не прогнозируется: многие занимаются продажей машинокомплектов (автомобилей, разобранных в Англии или Германии), а цены на них стабильные».

Константин, специализирующийся на продаже запчастей к японским автомобилям, отметил, что покупатель предпочитает бэушные оригинальные запчасти новым китайским: «Практика показывает, что они дольше служат. Китайцы к тому же грешат неправильно сделанными лекалами, из-за чего детали надо подгонять под автомобили. Бывает, сделают лекало с английской фары, а потом поставляют товар на европейский рынок. Понятно, что такая фара, с другим рассеиванием, у нас просто не пройдет техосмотр. Поэтому и покупатели чаще обращают внимание на машинокомплекты, чтобы выбрать оригинальную запчасть». Что касается курса доллара, продавец автозапчастей не видит оснований для его умышленного завышения: «Ажиотажа на запчасти нет, поэтому нет смысла что-то завышать. Наоборот, некоторые покупатели предлагают рассчитаться по курсу Br3 тыс. Но мы все делаем согласно существующему законодательству».
Добавить комментарий
Проверочный код