Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№10 (784) 14 марта 2011 г. Экономика

Пофондировали

14.03.2011
Фонд и Совмин судачат на разных языках
МВФ спас белорусское правительство от глубокого кризиса в 2009-10гг. - кредит в $3,5 млрд. оказался как нельзя кстати. Не менее ценным был и кредит доверия фонда, благодаря которому власти Беларуси в критически важный год президентских выборов сумели обеспечить приток внешних валютных займов в нужном объеме. Международные эксперты вслед за политиками стран ЕС и США надеялись на начало рыночных реформ в Беларуси.
Ярослав РОМАНЧУК



Фонд и его акционеры не учли особенности политического момента в Беларуси. Наше правительство проявило активный интерес к сотрудничеству как раз перед президентскими выборами, когда отношения с Кремлем ухудшились, еще больше усугубив последствия внешнего шока. Вертикаль заговорила рыночным языком, подготовила правильную аналитику и договоры с фондом, продемонстрировала мелкие рыночные шаги в нужном направлении.

Нет сомнения, что главные переговорщики - руководители Нацбанка и Минфина - знают язык фонда и умеют к нему адаптироваться. Однако главы этих ведомств не имеют последнего слова в принятии решений по монетарной и фискальной политике.

Белорусские «пианисты» играют как умеют и как позволяет начальство из администрации президента. В знак протеста (все-таки их обещания и подписи легли в основу достигнутых договоренностей) и потому, что не представляют, как можно не играть в эту игру или играть в другом месте, в отставку не уходят. А премьер Михаил Мясникович наверняка знает не меньше правильных слов про рынок, частный бизнес и экономическую свободу, чем бывший глава Совмина Сергей Сидорский. Для будущих переговоров с МВФ такой актив наверняка пригодится.

ФОНД РИСКОВАННЫЙ

МВФ рисковал, доверяя правительству Беларуси. Политическая неопределенность была очень высокой, и ее не удалось в полной мере учесть в кредитном договоре. Деньги-то дали, но пошли они не совсем на то, о чем договорились стороны. Проигнорировали эксперты фонда и множественные сигналы об опасности.

Просчет заключался в том, что убеждения в необходимости проводить рыночные реформы у официального Минска не было. Зато было желание получить кредит в долларах и в «тоннах» международного доверия накануне президентских выборов. Сегодня доверия нет, но есть заметно больше долгов, напряжения во внешнеэкономической системе и разбалансировки в бюджетной и банковской сферах. Подмочена репутация, посрамлены переговорщики, резко увеличилась зависимость от России. Тем временем МВФ продолжает говорить о неопределенности, связанной с последствиями президентской кампании. Фонду до конца непонятно, смогут ли белорусские власти договориться с новыми внешними кредиторами.

Второй фактор неопределенности - единое экономическое пространство Беларуси, России и Казахстана. На бумаге это образование, как и Таможенный союз, призвано снять все барьеры на пути перемещения товаров и услуг между странами. В реальной жизни все иначе. МВФ убедился, что между обязательствами в рамках подписанных договоров и реальными действиями и решениями белорусского правительства - большая пропасть. На такую же ситуацию неоднократно натыкался Кремль. Однако - в отличие от МВФ - руководство России тоже склонно творчески интерпретировать подписанные договоры. Поэтому будущее отношений Беларуси с Россией остается неопределенным. Значит, один из основных параметров экономики - состояние торгового и платежного балансов - по-прежнему за пеленой политических разборок. С Россией в значительной мере связана также возможность привлечения инвестиций и получения займов (прямые кредиты, евробонды правительства или местных органов власти). МВФ дает весьма оптимистический прогноз развития Беларуси до 2016г., веря в то, что у белорусских властей не будет проблем с внешним финансированием.

Еще большие неопределенности связаны с внутренней экономической политикой. План пятилетки на 2011-15гг. - это скорее попытка сохранить «статус-кво» и понравиться избирателям и номенклатуре, чем стратегия развития страны в условиях реальных угроз и вызовов. Как справедливо замечает МВФ, «этот пятилетний план включает несколько противоречащих друг другу целей, и официальным органам необходимо определиться, каков будет их порядок приоритетности. Беларусь должна также сделать выбор, будет ли она следовать модели на основе централизованного планирования или модели свободных рынков; пятилетний план содержит элементы обоих подходов».

Фонд указывает на необходимость устранения «острых макроэкономических дисбалансов», которые возникли во время проведения президентской кампании. Совмин и Нацбанк говорят о решимости проводить рыночные реформы, но слова пока не подкреплены адекватными действиями. Резкие ограничения на валютном рынке, половинчатые меры по либерализации цен, сохранение порочной практики кредитования Нацбанком правительства, продолжение бюджетной накачки корпоративных проектов в режиме мягкой денежной политики, истощения валютных резервов и растущей инфляции мостят прямую дорогу в глубокий кризис.

ФОНД НЕДОВОЛЬНЫЙ

По мнению МВФ, «необходимым условием для устойчивого роста является внешняя стабильность». Речь идет о снижении дефицита счета текущих операций«путем сдерживания внутреннего спроса и более широкого использования гибкости обменного курса». Это означает сокращение размера госбюджета, снижение налогов, прекращение накачки госпредприятий через госбанки, а также девальвацию и отказ от валютных запретов. В 2010г. чистые резервы страны сократились почти на $6 млрд. Валютной подушки такого размера в 2011г. нет - разве что будет принято решение о быстрой приватизации «фамильного серебра» экономики.

В ближайшие пять лет добиться высокого экономического роста только за счет хорошо образованной и дисциплинированной рабочей силы, финансовой и энергетической поддержки России и госинвестиций не удастся. Беларусь была и остается сильно уязвимой перед внешними факторами. С этой опасностью эффективнее и дешевле справляться в режиме открытой торговли, а не жесткого протекционизма, в т.ч. касательно товаров из России и Казахстана.

Фонду не нравится высокая инфляция. С ней нужно бороться отказом от увеличения денежной массы, а не оправдываться ссылками на засуху в России. Росту цен предшествовала щедрая кредитная и денежная накачка приоритетных для Совмина секторов экономики. В прошлом году кредитование госпрограмм в строительстве жилья, сельском хозяйстве и др. резко увеличилось, что противоречило достигнутым с МВФ договоренностям. Эксперты фонда оценивают, что объем чистого кредитования в рамках госпрограмм «в четыре раза превышает годовой лимит, согласованный во время действия программы». В декабре 2010г. рост кредитов за 12 месяцев составил 38% по сравнению с 28% годом раньше.

Не нравится МВФ и политика административного повышения зарплаты. В 2010г. ставка 1-го разряда в бюджетном секторе увеличилась на 50%, в т.ч. на 30% в ноябре - в горячий предвыборный месяц. Лимит госбюджета был повышен до 3% ВВП, а Нацбанк снизил базовые процентные ставки, чтобы еще больше облегчить доступ к дешевым денежным ресурсам.

Совмин не просто вошел в опасную колею дефицита бюджета, а финансирует его «в основном посредством заимствования в иностранной валюте на международных рынках и у коммерческих банков».

Нельзя не согласиться и с выводом фонда о том, что «экономическая политика, проводимая официальным органами, основывается на чрезмерно оптимистичных планах и является недостаточно жесткой».

МВФ САМ ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД

Уместно напомнить, что сам МВФ поддерживал оптимизм белорусский властей и игнорировал ряд реальных угроз. От фонда не было четкого сигнала о безальтернативности создания институтов рыночной экономики. В сентябре 2007г. в страновом докладе N07/310 фонд указывал на непрерывный рост ВВП вплоть до 2012г. По прогнозу, ВВП в 2010г. должен был составить $60,7 млрд., дефицит текущего счета платежного баланса должен был снизиться до 7,6% ВВП. Фонд недооценил темпы роста внешнего долга и переоценил темпы роста экспорта.

В августе 2009г. (доклад N09/260), в разгар глобального кризиса, МВФ сохранил беспечный оптимизм и веру в административный потенциал белорусского правительства. На 2009г. фонд прогнозировал падение ВВП на 3,3%, но потом уже все шло как по маслу, вплоть до 7-процентного роста ВВП в 2014г. Совсем не угадали эксперты фонда динамику текущего счета платежного баланса. Они рассчитывали, что после 2009г. дефицит начнет снижаться и составит в 2010г. 5,5% ВВП, а в 2011г. - 4,7% ВВП.

Весьма оптимистично эксперты фонда оценивали состояние золотовалютных резервов. По итогам 2010г. они прогнозировались на уровне $7,3 млрд., а в 2011г. - $8,5 млрд. Опять же был существенно переоценен потенциал экспорта и недооценен объем импорта. При этом МВФ не видел никаких проблем с финансированием гособязательств и надеялся на ужесточение Нацбанком монетарной, а Минфином - фискальной политики. Реальные события 2009-10гг. показали необоснованность оптимизма и доброй веры фонда. Поэтому большие вопросы и недоумение возникают в связи с прогнозами МВФ на ближайшую пятилетку, вплоть до 2016г.

В 2011г. рост ВВП Беларуси прогнозируется на уровне 6,9% - и никакого падения и рецессии вплоть до 2016г. В мире едва ли можно найти страну, которая бы проходила сложный период структурных реформ без снижения ВВП. МВФ призывает Беларусь идти именно этим путем, но думает, что столь глубокие реформы дадут немедленный эффект в виде среднегодового 5-процентного роста ВВП в ближайшие шесть лет. Причем, по мысли Фонда, мы будет расти быстрее России. Верят международные эксперты и в снижение инфляции до 5% в 2016г., и в постепенное сокращение дефицита счета текущих операций - до 14,1% в 2011г. и 9,4% в 2016г. Одновременно МВФ считает, что Совмин справится с госрасходами и не допустит роста дефицита бюджета более чем на 3%. Неуничтожима вера Фонда и в способность Нацбанка нарастить ЗВР до $6,2 млрд. в 2011г., сократить объем его финансирования госпрограмм и снизить темпы роста денежной массы.

Оптимизм фонда питает уверенность в способности белорусской вертикали, которая якобы сможет нарастить привлечение чистых прямых иностранных инвестиций вплоть до $3 млрд. в 2016г. И все это при консервативных темпах роста госдолга, планомерном росте экспорта до уровня почти $55 млрд. в 2016г. и при сохранении общих расходов государства в 2016г. на уровне 41% ВВП.

Таким видит Международный валютный фонд базовый сценарий развития белорусской экономики. К сожалению, МВФ не указывает на то, что будет со страной, если ее правительство продолжит идти путем госплана в рамках госэкономики. Успокаивает фонд, мол, дефолт нам не угрожает. Правда, постпред МВФ в Минске Наталия Колядина добавляет «в краткосрочной перспективе», не уточняя, идет ли речь о перспективе вплоть до 2016г. или же бездефолтная благодать заканчивается в 2011г.
Добавить комментарий
Проверочный код