Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№10 (784) 14 марта 2011 г. Экономика

Обширная ВВОЗня

14.03.2011
Китаизация белорусского импорта
Несмотря на активную политику импортозамещения, валютные ограничения и административные приказы брать белорусское, импорт товаров в Беларуси в 2010г. вырос на 22% и составил $34,87 млрд.; 65% прироста импорта обеспечено за счет роста цен (на 13,3% за 2010г.).
Ярослав РОМАНЧУК



47,1% импорта промежуточных товаров пришлось на энергетические товары. Нефти и нефтепродуктов купили меньше (доля импорта 22% в 2010г. против 29,3% в 2009г.), а вот доля природного газа в импорте за год выросла с 9,1 до 11,6%. Этому импорту замены нет, и вряд ли она возможна. Разве только Россия начнет продавать Беларуси энергоресурсы по своим внутренним ценам - в обмен на гораздо большее число общих институтов, в т.ч. политических.

Рост реальных располагаемых доходов белорусов в прошлом году на 14,9% сопровождался повышением импорта легковых автомобилей на 31,6% - до $1,33 млрд. Чем ближе белорусы к заветным $500, тем больше их склонность покупать импортное. Желание жить лучше и слаще увеличило в 2010г. импорт сахара и кондитерских изделий по сравнению с предыдущим годом в 2,4 раза, до $269 млн. Из этой суммы $157 млн. (58%) пришлось на импорт сахарного сырья из Бразилии. Но при этом отечественные производители сахара и сладостей экспортировали товаров данной группы на $374 млн., заметно обогнав импорт. И их можно было бы похвалить, если бы не тот факт, что 76% этой суммы пришлось на сахар - вкус белорусского печенья и конфет до сих пор по-настоящему не известен даже нашим соседям.

Некоторые белорусы предпочитают покупать неместное: в 2010г. среди них нашлись покупатели 5,2 тыс. т бельгийской свинины на сумму $15,6 млн. и 14 тыс. т свинины из Германии на $36 млн.; импорт средств для волос из Бельгии превысил $2 млн., а керамической плитки из Италии составил $13 млн. Пока для одних подобные валютные траты - потребительские излишества, другие настолько ценят красоту и качество, что готовы платить больше.

Если запретить подобный импорт или сделать его еще более дорогим при помощи налогов или валютных ограничений, состоятельные граждане все равно найдут способ купить импортное, а вот казна при этом может вообще не получить налогов, да и отечественные импортеры, работающие официально, не получат прибыли. Так что бороться с потребительскими излишествами административными и фискальными методами - это вредить стране и ее гражданам.

ИМПОРТ В СТИЛЕ МОДЕРН

К счастью, не все белорусские предприятия беспечно почивали на лаврах гарантированного спроса внутреннего рынка. В 2010г. были заметны признаки активной модернизации сотен производителей - есть надежда, что деньги и импортные средства производства попали в нужные руки. Так, резко увеличился рост импорта из Бельгии тракторов и седельных тягачей - с 19 штук в 2009г. до 226 штук (на $18,7 млн.) в 2010г. Очевидно, что трактор стоимостью $82,8 тыс. покупают те хозяйства и предприятия, которые делают акцент на качество и рост производительности труда.

СПРАВКА «БелГазеты». Перспективным инвестиционным импортом можно считать завоз из Германии оборудования для термической обработки материалов - в 2010г. он увеличился в 2 раза, до $70 млн. То же самое касается импорта немецких токарных станков (49 штук на $24,3 млн., в 2 раза больше, чем в 2009г.), станков обдирочно-шлифовальных и заточных (159 шт. на сумму в $16,9 млн. - в 7,6 раза больше в стоимостном выражении). Продольно-строгальных и протяжных станков тоже было куплено 76 шт. на $18,4 млн., что в 2,8 раза больше, чем годом раньше.

Активно идет модернизация предприятий лесопереработки: станков для обработки дерева, пробки и пластмасс только в Германии закуплено 663 шт. (в 2,3 раза больше, чем в 2009г.). А вот по легковым автомобилям импорт из Германии резко «просел»: если в 2009г. белорусы купили в этой стране почти 31 тыс. авто на сумму $204 млн., то в 2010г. - только 1,2 тыс. на $35 млн. Еще более оглушительным стало падение импорта легковых автомобилей из Италии - с 2616 шт. в 2009г. до 5 шт. в 2010г. Очевидно, что белорусы предпочли покупать не новые авто, а подержанные иномарки, в первую очередь для перепродажи в Россию.

НАЛЕТАЙ НА КИТАЙ

За год существенно сократилась доля России в импорте Беларуси - с 58,5 до 51,8%. Доля стран ЕС осталась в пределах сложившейся за последние 10 лет нормы. Исключением в статичности географической структуры импорта является Китай. Если в 1995г. импорт товаров оттуда составлял всего $20,6 млн., или 1% от общего объема импорта, то в 2000г. китайцы продали нам товаров уже на $49,4 млн. (2% импорта Беларуси), а в 2010г. - на $1,68 млрд., что соответствует 4,8% белорусского товарного импорта. Получается, что за первую декаду XXI в. китайцы увеличили стоимостный объем импорта в Беларусь в 34 раза. Для сравнения: белорусский экспорт в Китай в 1995г. составлял $31,1 млн., в 2000г. - $148,4 млн., в 2010г. - $474 млн., или 1,9% всего отечественного товарного экспорта, причем из этой суммы более 70% пришлось на калийные и азотные удобрения. То есть за 2000-10гг. наш экспорт вырос всего в 3,2 раза.

Умение Китая создавать конкурентоспособную продукцию впечатляет. За последние 20 лет эта страна прошла сложный путь от производителя низкокачественного ширпотреба до экспортера высокотехнологичных товаров, которые по соотношению «цена - качество» успешно конкурируют с японскими, корейскими и даже итальянскими и немецкими производителями. Потребители во всем мире ежегодно убеждаются в преимуществах китайского. Белорусы не исключение: в прошлом году они купили в Китае 20 тыс. стиральных машин (на $4,6 млн.), 373 тыс. телевизоров и мониторов (на $44,2 млн.) и 34,8 млн. шт. носителей информации (на $26,2 млн.), что значительно выше показателей 2009г. Для сравнения: в 2010г. Беларусь экспортировала 296,2 тыс. телевизоров - всего на $34,3 млн., причем 99,9% из них было продано в Россию. В стране в прошлом году произведено 445,8 тыс. телевизоров, и это всего лишь на 72,8 тыс. больше, чем было куплено в одном только Китае. При таком раскладе белорусские акционеры отечественных предприятий, которые производят телевизоры и мониторы, получали бы больше прибыли, если бы просто сдавали свои помещения в аренду. Единственным способом спасения таких промышленных заводов с доминирующей советской родословной является продажа их иностранным инвесторам для кардинальной технологической модернизации.

Динамика внешней торговли Беларуси, содержание ее экспорта и импорта товаров последние 15 лет убедительно доказывают, что административная и валютная борьба с импортом, активные действия по программе импортозамещения и стимулирования экспорта - это пустая трата бюджетных денег, технологическая стагнация и осложнение платежного баланса страны. Власти во многом продолжают действовать по логике Советского Союза: есть большой устойчивый «внутренний» рынок России, а остальное - как бог на душу положит. Острый дефицит конкурентоспособных экспортеров и резкий рост импорта говорит о необходимости глубокой ревизии не только внешнеторгового законодательства, но и экономической политики в целом.
Добавить комментарий
Проверочный код