Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№8 (782) 28 февраля 2011 г. События. Оценки

Гамбит по-белорусски

28.02.2011
 
Содержание программы деятельности правительства на текущую пятилетку не вызвало ни тени сомнения у депутатов ПП НС, единогласно ее одобривших. Странно, но премьер-министр Михаил Мясникович, выступая перед депутатами, заметил, что «у многих возникают сомнения в планах правительства», собравшегося выйти в 2015г. на положительное сальдо внешней торговли.
Сергей ЖБАНОВ



Где эти люди? И кто они? Ведь среди 101 депутата не нашлось ни одного народного избранника, который бы осмелился проголосовать против правительственной программы. Полное единодушие. Ни один из них не разгневался и даже не засомневался, ознакомившись с программой. Хотя бы для приличия. Такой непоколебимой вере в правильность избранного пути можно позавидовать. Между тем сам премьер считает сомнения такого рода «небезосновательными». «Мы посчитали, что если нарастить экспорт товаров в 2,2 раза, а услуг в 3 раза за пятилетку, но при этом не изменив структуру экономики, то в 2015г. отрицательное сальдо будет $4,7 млрд., даже в случае благоприятного прогноза цен экспорта и импорта, роста внешнего спроса», - пояснил Михаил Мясникович причину тревог, не оставляющих правительство.

Поэтому Совмин предлагает в течение пяти лет принципиально изменить структуру экспорта. «Для выхода на положительное сальдо внешней торговли в 2015г. необходима существенная корректировка внешнеторговой специализации страны», - заявил премьер. По его словам, «рост экспорта за пятилетку в 2,2 раза планируется обеспечить при меньших темпах роста импорта». Для этого на пятилетку поставлена задача «по ускоренному наращиванию экспорта секторами на местных ресурсах, с низкой импортоемкостью - таких как сельское хозяйство, калийная, лесная, кожевенная промышленности, наукоемкие и высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью - химия, фармацевтика, машиностроение, оптика и другие».

Не секрет, что советская индустрия, доставшаяся республике в наследство, рассчитанная на переработку импортного сырья и комплектующих материалов, не годится для выполнения поставленной задачи, поскольку в этом случае рост экспорта неизбежно влечет за собой увеличение объема промежуточного импорта и дальнейшее погружение республики в долговую яму. Правительство, учитывая данное неприятное обстоятельство, было вынуждено сделать упор в программе на«местные сырьевые ресурсы и производство с высокой добавленной стоимостью и низкой импортоемкостью». «Исключение составляет инвестиционный импорт», - пояснил Мясникович, и для решения поставленной задачи, по его оценке, потребуется четырехкратное его увеличение. Потребительский и промежуточный импорт не может увеличиться за пятилетку более чем в 1,5-1,7 раза.

Власти намерены жестко регулировать заявленные пропорции в импорте с помощью как рыночных, так и административных мер - опыта в этом деле им не занимать. В начале года Нацбанк вновь запретил авансирование импорта за счет валютных кредитов белорусских банков. Последний раз такое решение главный банк страны принимал в конце 2008г. - накануне девальвации. Пока, к счастью, это и другие подобные ограничения не вызвали дефицита на внутреннем рынке товаров народного потребления. Но нет никакой гарантии, что этого не произойдет в случае стремления правительства любой ценой удержать заданные параметры в темпах роста импорта в течение ближайших трех лет. Впрочем, большого выбора у властей нет. «Только такой подход обеспечит нулевое сальдо в 2014г. и рост доли машин, оборудования в инвестициях», - убежден глава правительства.

Следует помнить, что вопрос о «нулевом сальдо» возник не случайно, а под давлением угрозы технического дефолта, который может состояться в критический (для обслуживания суверенного внешнего долга) период в 2013-14гг. Чтобы этого не произошло, белорусское руководство под лозунгом «жить надо по средствам» уже сегодня старается сделать все возможное. Затеяв структурную перестройку, правительство даже готово пойти на увеличение внешнего долга, но на этот раз только ради оздоровления экономики. Очевидно, что без внешней кредитной помощи правительственную программу осуществить невозможно. Но занимать валюту у кого попало правительство не хочет. В частности, очень пригодились бы сегодня средства МВФ, давно говорящего о необходимости проведения структурных реформ в Беларуси. Но сценарий перестройки у МВФ уж больно крутой.

Западные эксперты настаивают на ужесточении белорусской денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Их сценарий не исключает даже обвальной девальвации, неизбежно приводящей к снижению материального уровня жизни трудящихся. От таких реформ и до социально-экономической дестабилизации недалеко. Не желая играть с огнем, власти прорабатывают иные варианты заимствований, обложенные более мягкими обязательствами. Благо для этого существует Антикризисный фонд ЕврАзЭС, где можно перехватить деньжат даже под 1% годовых с 5-летней отсрочкой обслуживания долга. Из этого источника белорусский премьер очень надеется получить кредит в сумме $1,7 млрд. Тому порукой - последние встречи Мясниковича с Владимиром Путиным, а также министром финансов РФ Алексеем Кудриным, который на этот раз ничего плохого не сказал о платежеспособности республики. А просто подтвердил, что поданные Беларусью документы «рассматриваются в установленном порядке». Добрый знак. Значит, мы еще покувыркаемся.

Средства, которые поступят в бюджет от приватизации, рассматриваются в качестве второго источника будущей модернизации и создания новых предприятий. «То есть продать одно, чтобы создать другое, - не менее нужное и эффективное дело», - пояснил Мясникович. Решение о продаже предприятий, имеющих стратегическое значение, «будет приниматься только президентом». Это, во-первых. Во-вторых, фактически госактивы будут перераспределены «в пользу новых государственных предприятий или предприятий с государственной долей собственности». И никакого призрака «дикого капитализма», пугающего некоторых депутатов, поскольку собственник у новых предприятий будет прежний - государство. «Главное - эффективный собственник. Других подходов не будет», - подчеркнул премьер. Жертвуем несколькими фигурами (244 предприятия) ради выигрыша в темпах роста экономики. В шахматах такого рода комбинация называется гамбит. Толково придумано.
Добавить комментарий
Проверочный код