Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Президент России предложил обязать белорусские НПЗ использовать российскую инфраструктуру для экспорта нефтепродуктов. Чем это грозит Беларуси в случае отказа от смены логистики?
сокращением поставок нефти из РФ
введением РФ пошлин на нефть
ростом экспорта из РБ нефтепродуктов под видом разбавителей/растворителей
российские войска останутся в РБ после «Запада-2017»
ничем, накануне выборов Путин не пойдет на конфликт с Минском
№8 (782) 28 февраля 2011 г. Мнения

Trybunal Konstytucyjny

28.02.2011
ПравоТолк
В День защитников Отечества Палата представителей предложила Конституционному суду изложить позицию о соответствии Закона Республики Польша «О карте поляка» общепризнанным принципам и нормам международного права.
Максим Знак



В связи с отсутствием международных договоров, устанавливающих обязательность решений белорусского Конституционного суда (КС) для польского законодателя, соответствующая позиция юридически останется лишь мнением некоего органа иностранного государства. Однако она будет основана на анализе норм международного законодательства и будет иметь особый статус. Ведь это будет мнение высшего судебного органа, состав которого формируется из высококвалифицированных специалистов в области права. Возможно, ознакомившись с высказанной позицией, коллеги наших конституционных судей, заседающие в польском Конституционном трибунале, обратят внимание на противоправность спорного закона.

К слову, в отличие от белорусской Конституции, предоставляющей право на обращение в КС только шести субъектам, ст.79 Конституции Польши разрешает обращаться в Конституционный трибунал всем заинтересованным лицам, включая иностранцев. Так что формально ничто не препятствует тем белорусам, права которых ущемлены законом «О карте поляка», обратиться за защитой своих прав в польский Трибунал.

Зато, в отличие от польского суда, белорусский КС действительно может давать оценку нормативным актам других государств. Ружье в виде соответствующей правовой нормы, было вывешено на сцену еще в 2008г. и, похоже, собирается выстрелить.

Согласно Конституции компетенция КС определяется законом, однако специальные полномочия, позволяющие оценивать право иностранного государства, закреплены не в законе о КС, и даже не в кодексе «О судоустройстве и статусе судей», а в декрете президента N14 от 26.06.2008г. Декрет также возложил на КC обязанность излагать позицию в отношении подписываемых международных договоров и давать официальное толкование декретов и указов (по предложению и поручению президента, соответственно).

Если разобраться, то львиная доля работы КС сегодня - это не разрешение споров и конкретных проблемных ситуаций в правоприменении, а выполнение, безусловно, важных, но «консультационных» обязанностей, так сказать, в помощь президенту. Оказанное доверие понятно, особенно с учетом того, что половина судей, включая председателя, назначается самим президентом, а другая половина выбирается из кандидатов, предложенных председателем. Однако согласуется ли почетная миссия суда, определенная декретом N14, в полной мере с возложенной на суд задачей осуществления конституционного правосудия? Пожалуй, точно ответить на этот вопрос может только КC, однако поставить вопрос на рассмотрение может далеко не «каждый».
Добавить комментарий
Проверочный код