Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№6 (780) 14 февраля 2011 г. Тема недели

Минфин перешёл на лишности

14.02.2011
и готовит страну к затягиванию поясов
Министр финансов Андрей Харковец выходит на лидирующие позиции среди «мягких» реформаторов правительства Беларуси. Его заявления о необходимости сокращения госрасходов и численности работников госсектора на 10-15% достойны похвалы. Министр остро раскритиковал качество бюджетных инвестиций и камня на камне не оставил от региональных проектов. Еще Минфин обещает существенное снижение госрасходов и поддерживает идею о сокращении налоговой нагрузки на предприятия до уровня 58% от прибыли (в 2010г. она была 80,4%). Уход государства из экономики при блокировке других реформ может привести к росту бедности и консолидации хронических бюджетных «паразитов».
Ярослав РОМАНЧУК



Андрей Харковец явно почувствовал на себе холодное дыхание растущего дефицита бюджета и госдолга, которое рано или поздно плавно перетечет в публичный президентский разнос со всеми вытекающими последствиями. Надоели бесконечно просящие бюджетных денег отраслевые министерства и концерны, нет прохода от хронически убыточных сельхозпредприятий и смотрящего за ними Минсельхозпрода. Всем дай, а где взять, никто толком не говорит. Вот Харковец и решил действовать более решительно, ведь в конечном итоге именно с него спросят за деньги на 550-долларовую зарплату к концу года. Именно он должен будет изыскивать ресурсы на новые соцпрограммы и строительство. А поднимать налоги уже некуда, приватизация на приколе, евробондами растущий дефицит бюджета не закроешь. Пришло время браться за сокращение госрасходов, но каждый реципиент бюджета готов до потери пульса держаться за свой кусок бюджетного пирога.

Показательно, что Минфин заговорил о сокращении госрасходов с оптимизации количества бюджетников. Дело в том, что вопросы административной реформы и кадровой политики находятся в исключительной компетенции президента. Харковец намекает главе государства на острые бюджетные проблемы и предлагает ему для начала посадить на диету саму вертикаль.

Предложение сократить на 10-15% число работников бюджетного сектора весьма любопытно. Если речь идет о сокращении числа госслужащих (их около 85 тыс.), то могут уволить примерно 13 тыс. человек. Если же Минфин говорит обо всех тех, кто получает зарплату за счет бюджетных средств, то под сокращение попадут около 150 тыс. человек. По расчетам Минфина, эта мера позволит экономить ежегодно Br2 трлн. бюджетных денег (более $660 млн.), или около 1,2% ВВП. Получается, что сегодня на одного бюджетного работника государство тратит около $4400 в год. Если же речь идет только о госслужащих, то на одного чиновника выходит $50,8 тыс. Пока неясно, кто попадет под сокращение, но все равно экономия средств немалая.

СПРАВКА «БелГазеты». В 2010г. дефицит госбюджета составил Br4 трлн., или 2,4% ВВП. С дефицитом в Br0,4 трлн. сработали местные бюджеты, которым вообще запрещено его иметь. Общие расходы консолидированного бюджета и Фонда соцзащиты составили Br71,3 трлн. (43,7% ВВП) при доходах в 41,9% ВВП.

Решение о сокращении рабочей силы - не из легких. Если без работы останутся работники сферы образования и здравоохранения, то едва ли правительство обойдется выплатой пособия по безработице $18 на человека. Столь массовое увольнение потребует пересмотра политики поддержки безработных. Неизбежно увеличение числа бедных, ведь уволенные люди едва ли легко переквалифицируются в предпринимателей или маркетологов со знанием иностранных языков.

ЦЕНТРЫ VS РЕГИОНЫ

Министр финансов считает поведение местных органов власти опасным для стабильности бюджета. В 2010г. они начали ускоренными темпами брать кредиты, дабы - во что бы то ни стало - выполнить валовые показатели. «Рост объемов заимствований приводит к появлению просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по первоочередным платежам», - утверждает министр.

Минфин планирует умерить аппетиты регионов через утверждение президентом и правительством проектов, под которые регионы берут кредиты. Такого рода механизмы не решают, а лишь смягчают остроту проблемы. Андрей Харковец рекомендует местным властям создавать новые производства и привлекать инвестиции. Совет разумный, но для начала надо бы существенно расширить полномочия регионов, позволить им самостоятельно распоряжаться имуществом, конкурировать налоговыми ставками и административным гостеприимством. Ничего такого и в помине нет, поэтому совет о привлечении инвестиций в регионы нужно направить в первую очередь главе государства и Совмину.

Облисполкомы и горисполкомы играют как умеют и как им позволяет Центр. Призывы их к порядку и финансовой дисциплине не угрожают Харковцу потерей должности. Другое дело, когда он замахивается на святая святых - существующую систему взаимоотношений между государством и госсектором экономики. «Господдержка настолько масштабна, что ею пронизаны практически все сферы экономики. В результате около половины всех кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, льготируются за счет бюджета. Но более всего удручает то, что, единожды дав возможность воспользоваться бюджетной поддержкой, вернуть ресурсы становится крайне сложно», - констатирует министр финансов.

Смелости призвать к полной отмене подобной практики у министра финансов не хватило - он порекомендовал выдавать льготные кредиты и бюджетные ссуды на проекты только при строгой целевой направленности. Едва ли такое требование станет непреодолимым препятствием для недобросовестных реципиентов бюджетной помощи. Придумать благородную цель для получения дешевых или вообще бесплатных ресурсов проще, чем написать качественный бизнес-план и убедить частный банк профинансировать его. Решение проблемы - не в плоскости ужесточения республиканского контроля над действиями местных органов власти, а, наоборот, в предоставлении им большой экономической, имущественной свободы и одновременно ответственности.

НА МИНСЕЛЬХОЗПРОД РУКА НЕ ПОДНИМЕТСЯ

Уволить бюджетников проще, чем навести порядок в финансировании сельского хозяйства. Минсельхозпрод остается самым мощным лоббистом Беларуси.

СПРАВКА «БелГазеты». В 2010г. господдержка государственному сельхозпроизводству составила 15,4% выручки, т.е. Br4,74 трлн., или около $1,6 млрд. Для сравнения: экспорт сельхозпродукции предприятий Минсельхозпрода в 2010г. составил $2,2 млрд. Это значит, что почти 73% валютной выручки этих предприятий - это бюджетные дотации и ссуды. Если учесть все программы, реализуемые на селе, то объем ежегодных бюджетных вливаний составит $3,5-4 млрд.

Разумеется, идти с открытым забралом на госпрограммы поддержки села министр не решится, но вполне убедительно говорит о необходимости снижения расходов бюджета на этот сектор, ссылаясь на договоренности в рамках Таможенного союза. Правда, сроки смущают. Сокращение с 16 до 10% выручки сельхозпроизводителей состоится лишь к 2016г.

БЕЗРАБОТНЫЕ И БЕДНЫЕ

Минфин не от хорошей жизни заговорил о сокращении госрасходов. Впереди маячит болезненная отдача валютных долгов, со всех сторон подпирают производители, одни из которых требуют «дай денег», другие - «не забирай у нас оборотный капитал». Не снижать налоги нельзя. Освобождение от налогов инвестиций и инноваций наверняка приведет к сокращению налоговых поступлений. Хотят своего и успокоенные перспективой 500-долларовой зарплаты бюджетники. Полны решимости бороться за свою часть бюджетного пирога промышленники, строители, аграрии и транспортники. Всем давать в прежнем объеме не получится. Более того, рост тарифов на ЖКУ, транспорт и продукты питания означает увеличение расходов населения на покупку базовых товаров и услуг. Значит, уже в этом году увеличатся риски роста бедности. Чем жестче будет политика Минфина «не давать», тем выше будут темпы роста числа малообеспеченных.

В 2010г. почти 150 тыс. человек получали ежемесячные (средний размер - около $17) и одноразовые социальные пособия (в среднем - $55). Оптимизация размера рабочей силы приведет к резкому увеличению числа социальных пособий и сумм на их выплату. Едва ли такие деньги устроят привыкших к более высокому уровню доходов уволенных бюджетников.

Кардинально изменится ситуация на рынке труда. На начало 2011г. официально зарегистрированных безработных было только 33,1 тыс. Неудивительно: кто будет утруждать себя регистрацией при пособии по безработице в $18 в месяц? Если правительство начнет увольнять бюджетников и предоставит право оптимизировать размер рабочей силы, на бирже труда появятся сотни тысяч людей. Они будут требовать поддержки в гораздо большем объеме. Платить им за неработу столько, сколько сегодня за работу, едва ли получится. Значит, неизбежно сокращение внутреннего спроса, что наверняка почувствуют на себе белорусские производители.
Добавить комментарий
Проверочный код