Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (780) 14 февраля 2011 г. Тема недели

«Учителя будут смеяться»

14.02.2011
 
Приторные предвыборные пряники ожидаемо сменил кнут. Через неделю после того, как первый замминистра образования Беларуси Александр Жук настаивал на разработке и внесении в правительство комплекса мер по повышению социального статуса и престижа педагогической профессии, педагогов в числе прочих бюджетников решили «проредить» на 10-15%.
Ольга БАРДИЯН



О «лишних» в сфере образования корреспондент «БелГазеты» говорила с учительницей английского языка Любовью СТАРОВЫБОРНОЙ.

- Почему вдруг бюджетников в Беларуси оказалось как-то много по сравнению с другими странами со схожим уровнем развития. В образовании, медицине и соцобслуживании действительно «избыточная численность»?

- Я шокирована, потому что в школе, вообще-то, сохраняется постоянная нехватка учителей. Понятно, что из-за низкой зарплаты. В медицине тоже дефицит специалистов - к детскому окулисту в поликлинику за месяц надо записываться, к ортопеду - вообще куда-то ехать...

- Не обидно, что сначала бюджетников на руках носили, тарифную ставку повышали, а тут вдруг решили резануть сразу 10-15%?

- Это скорее странно. А носят на руках бюджетников только на словах. Я работала на ставке (Br282 тыс., 18 часов) плюс кружки, которые оплачиваются в 2 раза ниже. Всего у меня было 27 часов, «павловские» выплаты (в 2001г. тогдашний мэр Минска Михаил Павлов подписал документ, в соответствии с которым ежемесячно с сентября по май педработники получают дополнительные выплаты в размере 3 минимальных зарплат, а классные руководители - 4. - «БелГазета») - получалось Br700 тыс. С премией в Br25 тыс. Поэтому, когда начинают пугать лишением премии, становится смешно - да ради бога, я вам сама ее отдам. Еще учителей возмущает, что им нельзя в год получать свыше Br7 млн. Если сумма превышает, то зарплата сокращается на какие-то проценты и получается, что работаешь чуть ли не вхолостую. В кризис учителям сократили на 20% зарплату - там сокращать-то нечего, потом перед выборами вроде повысили. Но со всеми повышениями даже до Br300 тыс. I категории не догнали.

- Кто, по-вашему, окажется в школе «избыточным» в первую очередь?

- Первой уйдет молодежь. Сама уйдет, потому что после педуниверситета в школу чаще всего приходят с установкой отработать 2 года и сбежать. А контракт не продлят, допустим, отдельным классным руководителям. Родители возмущаются, старшеклассников из вытрезвителей привозят, дети не хотят есть столовскую еду - кто виноват? Классный руководитель, конечно, - не смог утихомирить, не уследил, не провел соответствующую работу. Платят за классное руководство, как за 5 часов, - проще отвести их по предмету и пойти домой, чем нести ответственность и терпеть головомойки.

Если вынудят сократить, то сократят пенсионеров. Они очень неудобные - знают цену себе и своему опыту, поэтому могут требовать должного к себе отношения. Может быть, тех, кто имел какое-то отношение к выборной кампании. Узкоспециализированных завучей уже сокращали (завуч по эстет-циклу, правда, остался). Тихих, но посредственных учителей вряд ли станут трогать - кто тогда вообще в школе останется?

Мне говорили, что уже сокращают школьных поваров, завхозов, уборщиков. Хотя они быстрее сами уйдут - с ними администрация зачастую обращается как с нелюдями.

Многие мои коллеги настроены уходить или уходят в транзитную фирму - там специалист со знанием английского языка получает Br2 млн. Наверное, если мне что-то подобное подвернется, и я уйду, потому как я человек ответственный, не могу работать плохо, а хорошо работать в таких условиях очень тяжело. Но вообще, трудно уходить от своих учеников - даже в декрет, не говоря уже о насовсем. Мне до сих пор звонят и просят выйти на работу, хотя я только летом родила.

- Каковы на сегодня «реальные потребности» образования?

- Педагогические кадры нужны, но при этом их никто не держит и не заинтересовывает. Позиция руководства - «свято место пусто не бывает», но при этом «тебя некем заменить». Очень странная ситуация. Я за время работы сменила только две школы, но везде отношение администрации одинаковое. Может, это методика хитрая такая, не знаю. У нас тенденция - ругать учителей, а не хвалить. Постоянно чувствуешь себя виноватой, но не понимаешь за что. Старые учителя говорят молодым: не обращайте внимания, у них такая работа - гавкать. Но позвольте, мы же в сфере образования, вроде как интеллигенция, зачем гавкать?

- Как отреагируют учителя на необходимость сокращения?

- Они будут смеяться. Протестовать на улицы никто не пойдет. Если надо будет, просто тихо поменяют школу. И я все еще не могу понять - кого сокращать-то? Если только тех, кто уходит сам, начнут оформлять для отчетности как сокращенных. Сократят учителей в одной школе - они пойдут в другую, на место сокращенных там. Вот вам галочка в исполнении вашего приказа.

- Так, может, стоило бы бюджетникам объединиться и написать ответ Минфину, что министерства - тоже ведь бюджетная сфера и, может, стоило рассмотреть избыточность там? Тем более что Беларусь - лидер по количеству министров среди бывших европейских республик СССР. Наверняка процент сокращенных для обеспечения требуемой экономии был бы гораздо меньше…

- Это было бы правильное решение. Но за 12 лет жизни в Беларуси, я поняла, что здесь не тот менталитет, чтобы возмущаться. Прав своих не знают, платят им или не платят - не знают. В России, например, при Ельцине учителям 8 месяцев не платили зарплату, и они писали письма, не боялись подписываться, требовали комиссию. Одна женщина вообще решила устроить самосожжение на площади. Бунтовали учителя, и комиссия все-таки приехала - зарплату им выплатили. А в Беларуси учителя унижают, он опускает голову и уходит, а потом за закрытой дверью с другими такими же тихонько возмущается…

- После «прополки» обещают качественно новый уровень бюджетной медицины, образования и услуг. Верите?

- Никогда не поверю. У нас нормальных учебников издать не могут, а тут заявляют о каком-то качестве. В России как - сначала издается учебное пособие, которое апробируется в нескольких школах, а потом на основе рецензии тех, кто по нему работал, его переделывают и издают уже как учебник большим тиражом. Только после апробации учебник может называться учебником. А у нас - одни учебные пособия.

Занимались по Верещагиной, пока не вышел Magic Box. И тут же вышло инструктивное письмо с запретом заниматься по «иностранным учебникам», только по белорусским - продавать же их как-то надо. И всем родителям пришлось эти Magic Box купить (комплект - Br80 тыс.). Потом опять письмо сверху - занимаемся только по Лапицкой. Несмотря на то что выходит она только в октябре - в сентябре хоть на пальцах учи. Вышла Лапицкая - и оказалось, что это просто перепечатанный Magic Box в новой обложке. На разумном подходе только к учебникам можно было сэкономить…

СПРАВКА «БелГазеты». Любовь Старовыборная родилась в 1977г. в Спасск-Дальнем (Приморье, Россия). Отучилась 4 курса в Уссурийском государственном пединституте, 5-й курс закончила в Брестском государственном пединституте. Работала в двух минских гимназиях. В данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком.
Добавить комментарий
Проверочный код