Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (780) 14 февраля 2011 г. Тема недели

Бюджетников «обрежут»

14.02.2011
«Размер избыточной численности в бюджетном секторе - 10-15%»
Глава Минфина Андрей Харковец нашел способ борьбы с последствиями беспрецедентного повышения зарплаты накануне президентских выборов. В целях экономии Br2 трлн. бюджетных расходов он предлагает сократить численность работников бюджетного сектора. После чего чужими на белорусском празднике жизни могут оказаться 10-15% бюджетников: врачей, преподавателей, учителей и, конечно, работников культуры.
Сергей ЖБАНОВ



С 1 ноября тарифная ставка 1-го разряда для оплаты работников бюджетных и иных организаций была повышена на 31%. И министр финансов Андрей Харковец, выступая в конце прошлого года перед членами Совета Республики, честно предупредил: «Колоссально сложной задачей будет удержать эту зарплату». Как пояснил тогда министр, бюджет 2011г. рассчитан из того, «чтобы сохранить зарплату, которую достигли на конец текущего года». Бюджет предусматривает увеличение дефицита до 3% ВВП (или в пределах Br6 трлн.). Прикрыть финансовую брешь планировалось как за счет внутренних, так и внешних источников.

Теперь понятно, что имел в виду Харковец, говоря о внутренних резервах. По его словам, необходимо исходить из того, что «штаты должны подстраиваться под возможности бюджета, а не наоборот». «Сейчас основная задача - это пересмотр штатов и сети бюджетных организаций. Размер избыточной численности в бюджетном секторе может быть оценен в 10-15%», - цитирует «Интерфакс» заявление Харковца на расширенном заседании коллегии Минфина.

В целях оптимизации штатов глава Минфина также предложил установить лимиты финансирования для отраслевых министерств и регионов, в пределах которых они смогут проводить самостоятельную политику расходов на зарплату. За счет сокращения неудачников Минфин планирует достичь прямого эффекта в сумме Br2 трлн., т.е. покрыть треть дефицита бюджета. Но Харковец, безусловно, поскромничал, когда говорил о том, как сложно будет «удержать зарплату».

Скорее трудящимся будет трудно удержаться в штате, поскольку персон, сумевших уцелеть в ходе кадровой чистки, ждет дальнейший рост материального благосостояния. Ведь, согласно утвержденному прогнозу Минэкономики, номинальная начисленная среднемесячная зарплата в 2011г. составит Br1438-1505 тыс. - на 16-21,5% больше, чем в 2010г.

По мере сокращения штатов будет достигнут и макроэкономический эффект. Стерилизованная денежная масса (Br2 трлн.) перестанет давить на валютный рынок, и появится шанс вытащить золотовалютные резервы страны из того плачевного состояния, в которое они были ввергнуты вследствие раздачи предвыборных щедрот. Согласно статистике Нацбанка, за январь международные резервные активы страны (ЗВР) сократились на $687,7 млн. К тому же в январе Минфином были размещены евробонды на сумму $800 млн. С учетом этих средств динамика ЗВР в январе выглядит еще хуже, поскольку международные резервные активы страны всего за месяц усохли почти на $1,5 млрд. В результате на 1 февраля ликвидность в свободно конвертируемой валюте составила всего лишь $1,285 млрд. Хочется верить, что в феврале эта история не повторится, иначе валюты для выполнения текущих обязательств Нацбанку точно не хватит и придется опять Минфину выходить с протянутой рукой на внешний долговой рынок.

А что же дальше? Нельзя же бюджету небогатой, но очень гордой страны зависеть от прихотей спекулянтов, играющих на рынке евробондов. Глава Минфина впервые признал, что«в последние годы уровень внешнего госдолга существенно увеличился», и потому призвал «научиться грамотно, управлять им». Хотя в конце прошлого года Харковец иначе расставлял акценты, говоря о внешнем долге страны - обращал внимание лишь на то, что пока суммы погашения долга незначительные. Упомянув о 2013-14гг., на которые придется пик возврата долгов, Харковец произнес знакомую фразу: «Будет сложно». «Но есть инструменты, которыми все пользуются, прибегают во всех странах. Это рефинансирование таких долгов. То есть мы должны накануне выходить на рынок и, заимствуя, погашать старые долги», - пояснил тогда глава Минфина.

Сегодня, когда ситуация прогнозируемо изменилась в худшую сторону, Харковец уже не уповает только на механизм рефинансирования (или, если угодно, на принцип финансовой пирамиды), а требует обеспечить «абсолютную координацию работы с Министерством экономики и Нацбанком» в вопросах управления (читай - обслуживания) внешнего долга. Что будет в случае сбоя или элементарной несогласованности в действиях министерств и ведомств, догадаться нетрудно. Ведь даже временную задержку страны с обслуживанием внешнего долга в среде профессионалов принято называть техническим суверенным дефолтом. Но министр финансов пока о грустном старается не думать.

Более того, он обнаружил некий позитивный сигнал. По словам Харковца, «позитивным сигналом стало сохранение уровня суверенного кредитного рейтинга в кризисный период. Это свидетельствует о потенциале по его улучшению». Но чтобы укрепить этот потенциал, придется пойти на ряд непопулярных мер, касающихся не только зарплаты. Глава Минфина предлагает повысить предприятиям и организациям ставки по бюджетным ссудам и займам, выданным в рамках господдержки, до уровня ставки рефинансирования в случае пролонгации и невозврата таких кредитов. «Получив дешевые оборотные средства, никто не собирается от них отказываться», - пояснил Харковец. В 2010г. объем господдержки возрос до Br2,2 трлн. Таким образом, «около половины всех кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, льготируется за счет бюджета». Вернуть же эти ресурсы «крайне сложно». «Пролонгация и невозврат бюджетных ресурсов или неплатежей по ним должны автоматически повышать ставку по кредитам как минимум до уровня ставки рефинансирования. Мы на этом будем настаивать», - грозно предупредил Харковец.

Суждено ли сбыться этим угрозам, покажет время. Но президент определенно будет возражать. Не для того Александр Лукашенко запускал белорусские заводы и фабрики в середине 1990-х гг., чтобы Минфин опустил их сегодня.
Добавить комментарий
Проверочный код