Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№4 (778) 31 января 2011 г. Автостоп

Портфель пошёл

31.01.2011
Лизинговые компании верят в светлое будущее
2011г. станет годом стремительного развития белорусского рынка лизинговых услуг, уверены его участники. Согласно наиболее консервативным прогнозам лизинговые компании страны увеличат объем нового бизнеса более чем на 20%. А самый оптимистичный сценарий предполагает удвоение рынка в т.г. Такими видят перспективы лизинга игроки рынка в ходе прошедшего 26 января круглого стола «Лизинг как наиболее эффективная форма финансирования малого и среднего бизнеса».
Валентина ОВЧИННИКОВА



Несмотря на многочисленные преимущества лизинга (возможность отнесения всего лизингового платежа на себестоимость, ускоренная амортизация объекта лизинга, быстрое оформление лизинговой сделки и пр.), он по-прежнему не слишком распространен среди белорусских юрлиц. По данным начальника управления развития финансового рынка Минифина Ирины Насоновой, удельный вес обязательств по договорам лизинга в инвестициях в основной капитал не превышает 5-6%, что, впрочем, не уступает уровню Польши или Чехии. Планируется, что к 2015г. этот показатель увеличится примерно до 8%.

Даже высоколиквидные объекты, например автомобили и технику, покупку которых лизинговые компании наиболее заинтересованы финансировать, в лизинг покупают нечасто. Начальник управления продаж и логистики поставок ООО «РедМоторс» Юлия Куприенко отметила, что в лизинг приобретается менее четверти автомобилей, продаваемых юрлицам. С другой стороны, еще в 2009г. такие сделки были единичными.

Первый заместитель гендиректора центра торговли недвижимостью «ПАКОДАН» Павел Астапеня сообщил, что в 2010г. 80% покупок коммерческой недвижимости через агентство было проведено компаниями за счет собственных средств, еще 20% - с привлечением кредитных ресурсов, в то время как в лизинг недвижимость не покупали вовсе.

Главной причиной небольшого распространения практики обновления основных средств с использованием лизинга участники круглого стола назвали низкую информированность бизнеса, особенно малого, о преимуществах этого финансового инструмента.

Другая причина заключается в том, что нередко лизинговые компании - зачастую сами зависимые от заемного финансирования - вынуждены обращаться в банк с пакетом документов потенциального лизингополучателя. Банк рассматривает его финансовое состояние и бизнес-план и принимает решение о кредитовании лизинговой компании под финансирование конкретного проекта. Как заметил директор ЗАО «Авангард Лизинг» Антон Андренко, это долго: компании не хотят ждать и уходят от лизингового оператора, отдавая предпочтение банковскому кредиту. По его мнению, банки должны быть готовы оценивать не конкретного клиента, а лизинговую компанию, т.к. в конечном счете риски несет она. Тогда у банков появится широкая агентская сеть в виде лизинговых компаний.

В этом плане более мобильны лизингодатели, не зависящие от банковского финансирования, например имеющие мощные материнские структуры или финансируемые производителями, продукция которых и передается в лизинг. Кроме того, участники круглого стола сошлись во мнении, что лизинговые компании будут диверсифицировать источники финансирования, например, за счет облигационных займов.

Повышение осведомленности о возможностях лизинга, расширение источников финансирования и появление новых лизинговых программ на фоне увеличившейся деловой активности будут способствовать росту этого рынка. В 2011г. белорусский рынок лизинга продемонстрирует внушительный рост, по некоторым прогнозам, увеличившись вдвое. «От 10 ведущих лизинговых операторов рынка, на которых приходится половина портфеля, я слышал, что они планируют удвоить бизнес в этом году», - поведал Андренко.

Председатель БСЛ Александр Цыбулько более консервативен в оценках. По его словам, для роста в два раза нет экономических предпосылок, но после роста на 20% в 2010г. в 2011г. рынок продемонстрирует еще чуть больший рост.

Директор компании «РЕСО-БелЛизинг» Андрей Кочергин, прокомментировавший по просьбе «Автостопа» развитие рынка в 2011г., полагает, что ожидать увеличения его емкости вдвое не стоит - восстановление рынка после кризиса началось еще в 2010г., а именно первому посткризисному году присущи, как правило, серьезные скачки. Возможный рост емкости всего лизингового рынка он оценил в диапазоне от более 20% до менее 40%. При этом небольшие компании, имевшие относительно незначительные объемы бизнеса (несколько миллионов долларов в год), по его словам, действительно смогут увеличить объем нового бизнеса в разы, крупным же лизингодателям достичь этого будет намного сложнее.

Не исключено, что в 2011г. можно ожидать и некоторого изменения структуры лизингового портфеля операторов. До кризиса в общем объеме объектов лизинга на автомобили приходилась почти половина (в стоимостном выражении). Однако во время экономического кризиса, когда резко ухудшилось положение международных автоперевозчиков, не имевших возможности обновлять автопарк, доля автомобилей снизилась до 25%. По словам Цыбулько, отложенный спрос выльется на рынок в 2011-12гг., и часть его будет удовлетворена с помощью лизинга. Некоторые лизинговые компании выражают намерение передавать в лизинг и технологическое оборудование - менее ликвидный объект. Директор ЧУП «АСБ лизинг» Сергей Терех отмечает, что степень износа основных средств в Беларуси превышает 50%. В такой ситуации залогом успеха и конкурентоспособности белорусских товаров является техперевооружение производителей, которое может быть произведено с использованием лизинга.

Кочергин полагает, что основная масса частных компаний продолжит работу все же с высоколиквидными объектами - автомобилями, строительной техникой, неспецифическим оборудованием, недвижимостью. Но значительно нарастить портфель только за счет таких объектов (стоимость тех же автомобилей относительно невелика) невозможно, поэтому крупные лизинговые компании пойдут по пути финансирования промышленной модернизации, в т.ч. крупных госкомпаний: «Государству необходимо финансировать и строительство электрораспределительных сетей, и генерирующих станций, и другие отрасли, и для этого можно применять различные инструменты, в т.ч. и лизинг. Вопрос в том, кто сможет выиграть тендер на финансирование крупных инвестпрограмм и у кого хватит на это средств. Вероятно, этот будут крупные госкомпании».

Что же касается недвижимости, на которую в 2009г. приходилось 17,9% от всего объема объектов лизинга в стоимостном выражении, то мнения участников рынка расходятся. По мнению Астапени, использование лизинга для финансирования сделок с недвижимостью сдерживается отсутствием четких механизмов применения лизинга при долевом строительстве, а также медленным развитием самого рынка коммерческой недвижимости. С другой стороны, как отметил Терех, каждая лизинговая компания стремится иметь сбалансированный портфель, в котором был бы такой ликвидный актив, как недвижимость.

Кочергин считает, что низкое распространение практики покупки недвижимости в лизинг обусловлено отсутствием адекватных по стоимости и срокам финансовых ресурсов. К тому же у лизингодателей еще свежи воспоминания о том, как просел рынок в 2009г.: «Сначала должен восстановиться рынок недвижимости, а потом можно будет говорить и о лизинге недвижимости».
Добавить комментарий
Проверочный код