Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (776) 17 января 2011 г. Тема недели

«Европарламент занялся не своим делом»

17.01.2011
 
Во время заседания комитета по иностранным делам Европарламента глава организации Ежи Бузек сделал громкое заявление: «У меня есть еще одно предложение, но не для этой встречи - исключить Беларусь из международных спортивных событий, таких как Олимпийские игры и чемпионаты мира». Возможно ли юридически воплотить это предложение в реальность, корреспондент «БелГазеты» уточнил у председателя Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергея АЛЕКСЕЕВА.
Евгений КЕЧКО



- Как прокомментируете высказывания главы Европарламента Ежи Бузека?

- По правовой природе спортивное международное движение находится вне политики. Это была еще идея Пьера де Кубертена - родоначальника современного олимпийского движения, и она закреплена в международных юридических документах, в т.ч. в Олимпийской хартии. Поэтому высказывание руководителя Европарламента - эмоциональное, юридически ничем не обоснованное мнение, которое впоследствии может поменяться после изучения им документов международного спортивного права.

В истории были случаи отстранения страны от спортивных соревнований, но тогда речь шла о расовой сегрегации в ЮАР. Ведь царивший тогда в Южной Африке апартеид - общепризнанное преступное явление, противоречащее различным международным конвенциям. Но это единичные прецеденты отстранения, в остальных же случаях надо учитывать, что во всех странах разная политика и разный государственный режим и для ведения той или иной политики есть объективные предпосылки.

Поэтому возникшие вокруг ситуации в Беларуси эмоциональные высказывания могут блокироваться нормами международного спортивного права. Европарламент и другие политические организации - это иная сфера отношений, иная компетенция и сфера ответственности, и они не должны коробить более мягкую и обособленную специфическую правовую сферу спортивного движения.

У меня, как у правоведа в области спортивного и олимпийского права, высказывания в Европарламенте вызвали критическую реакцию. К тому же Европарламент занялся не своим делом: есть специальные международные спортивные органы и структуры, которые могут решать подобные вопросы, а задача олимпийского движения - объединять страны на основе спорта, а не разъединять, как предлагает г-н Бузек.

- Можно ли заявления Бузека назвать блефом со стороны европейских политиков?

- Это не блеф, а просто индивидуальное мнение. Все, что происходит в отдельно взятой стране, - внутреннее дело государства, а международное спортивное право и олимпийское движение находятся в более высокой плоскости вне зависимости от какого-либо отдельного государственного режима. Ведь есть страны с более жесткими политическими режимами, но они без проблем участвуют во всех соревнованиях. Ежи Бузек не предлагает отстранить Китай от международных спортивных соревнований? А ведь там при определенных обстоятельствах публично расстреливают людей. Посмотрите на показатели Китая в олимпийском движении, хотя в политике там вполне жесткая система управления, диктатура компартии. Так что вопрос о каком-то отчуждении Беларуси юридически в данном случае не проработан и не обоснован.

- Если Европарламент решится все же на активные действия, на какие организации будет направлена основная атака?

- На крупные международные спортивные организации калибра ФИФА (Международная федерация футбола. - «БелГазета») и, конечно, Международный олимпийский комитет. Но если президент МОК, бельгиец Жак Рогге, правильно понимает правовую природу олимпийского движения, он не допустит такого развития событий. В противном случае может родиться неприятная тенденция - давление через МОК на отдельные страны, что может привести к крупному политическому коллапсу. В придачу это негативно скажется на развитии самого международного спортивного движения, а в условиях низкого уровня здоровья населения в большинстве стран это чревато различного масштаба социальными последствиями.

Дело даже не в самой Беларуси - может возникнуть серьезный международный прецедент, влекущий разрушительные последствия для развития самого международного спортивного и олимпийского движения.

- Беларусь выиграла тендер на проведение чемпионата мира по хоккею в 2014г. С какой вероятностью этот турнир могут по политическим мотивам перенести в другую страну?

- Я конкурсную документацию не листал, но, учитывая положения международных документов более высокого уровня, для этого должны быть весомые основания. Перенос возможен, если, например, в стране-организаторе или в близлежащих странах проходят военные действия, возможны другие веские основания, но в случае с Беларусью серьезных оснований для радикальных решений не вижу. Но надо учитывать, что спортивное право - мягкое право, в нем много пробелов, размытостей и лазеек. И поскольку уже дают о себе знать разного рода коллизии, для борьбы вам, возможно, понадобятся квалифицированные международные спортивные юристы.

В спортивном праве присутствует сильная юридическая казуистика: в нем мало кто разбирается, и иногда какие-то решения опираются исключительно на эмоциональную и произвольную составляющие. Но вы готовьтесь, аргументируйте, боритесь, тем более Лукашенко сам определил такую политику, что ему приходится постоянно бороться.

- Белорусские спортсмены и руководители, особенно в субъективных видах спорта, порой оправдывают свои провалы холодным отношением к Беларуси со стороны международных спортивных чиновников. Эскалация напряженности вокруг страны может привести к тому, что белорусам продолжат ставить умышленно заниженные оценки, будут втягивать их в допинговые скандалы?

- Прохладное отношение четко видно и на примере России. Одно дело, когда был Советский Союз, сейчас же эпизоды, связанные с определенным притеснением, наиболее красноречивы. К примеру, незадолго до Олимпиады в Пекине были дисквалифицированы наши легкоатлетки (все они были реальными претендентками на медали), причем вина их доказана не была. За несколько дней до начала Олимпиады их вдруг наказали не за наличие допинга (его не было, что показывали внесоревновательные пробы), а за якобы подмену проб, причем это якобы случилось за полтора года до Игр, в четырех разных городах под официальным контролем четырех разных допинг-офицеров, что практически невероятно.

Подмена со стороны спортсменок доказана не была, были с их стороны представлены безупречные протоколы и другие убедительные аргументы, и у вынесенного решения не было никаких юридических оснований. Даже Дмитрий Медведев недавно сказал на Госсовете, что допинговые вопросы - это зачастую средства конкурентной борьбы в современном спорте высших достижений.

Сегодня в спорте творится много беззакония, необъективного судейства, неправомерных дисквалификаций, необоснованных недопусков. Остро стоит вопрос о создании добротной спортивной юриспруденции, целенаправленной подготовке достаточного количества подкованных специалистов, чем мы в России активно и занимаемся.

- Могут ли международные спортивные организации по различным видам спорта, вне зависимости от позиции МОК, принять решение о приостановлении членства Беларуси, пока в стране не разрешится политическая ситуация?

- Для отстранения или приостановления членства страны или национальной команды по тому или иному виду спорта существует перечень оснований (например, дисквалификация команды за допинг, другие тяжелые правонарушения), но в этой ситуации не вижу никаких нарушений для юридического отстранения. Хотя бывают в практике спортивного движения даже дисквалификации в устной форме и даже без объяснения причин, но если дело дойдет до чего-то серьезного, надо требовать письменных объяснений, на основании какого пункта какого документа применены санкции. Насколько это юридически корректно и обоснованно. Легитимен ли этот документ, подписывали ли вы его, когда вступали в эту организацию или иным образом присоединялись ли к нему, и т.д.

- За последние годы Россия выиграла два очень серьезных спортивных тендера - Олимпиаду в Сочи и чемпионат мира по футболу. Насколько в этих вопросах учитывался политический момент, ведь в России периодически сильно обостряются межнациональные проблемы, оппозиция преследуется по политическим мотивам, время от времени страну сотрясают теракты, Запад озабочен «делом Ходорковского»…

- Вы перетягиваете разговор в рамки юридической казуистики. В любом нормальном государстве есть определенные проявления жесткости власти по отношению к правонарушителям - это миссия и функция государства, иначе будут бардак и анархия. Вопрос политизированности того же «дела Ходорковского» - спорный, недавние беспорядки на Манежной площади в Москве - всего лишь эпизод, и эти мелкие вопросы в глобальном масштабе выбора места проведения крупного форума теряются. Глобально - это приведенный пример с апартеидом в ЮАР, а здесь речь идет о работе государственного механизма в рамках закона, и только.

Справка «БелГазеты». Сергей Алексеев родился в 1973г. в Москве. В 1995г. окончил Московский государственный индустриальный университет (позже аспирантуру), в 1999г. - с отличием Московскую государственную юридическую академию (позже докторантуру). Спортивный адвокат, юридический консультант российских федераций бильярда и художественной гимнастики, арбитр дисциплинарного комитета Континентальной хоккейной лиги, судья спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате РФ, главный редактор журнала «Спорт: экономика, право, управление», доктор юридических наук, профессор. Является советником и принимает участие в правовой работе администрации президента РФ, аппарата правительства, Госдумы и Совета Федерации.
Добавить комментарий
Проверочный код